Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Репортаж в современной журналистике на материалах журнала "Русский Репортёр"

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Определение жанра репортаж. Природообразующие элементы репортажа. Анализ материалов журнала "Русский Репортер". Характеристика, тематика и особенности жанра репортажа в современных глянцевых журналах. Творчество журналиста Дмитрия Соколова-Митрича.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.Г. ПЕТРОВСКОГО»

(БГУ)

Филологический факультет

Кафедра журналистики

Курсовая работа на тему

«Репортаж в современной журналистике

на материалах журнала Русский Репортёр»

Выполнил

студент 3 курса ДО

Осипов Василий Александрович

Научный руководитель

кандидат филологических наук

доцент

Чернявская Елена Анатольевна

Брянск 2012г.

ВВЕДЕНИЕ

Репортаж является одним из наиболее любимых жанров в журналистике. Со времен возникновения этого жанра в газетной периодике и по наши дни он не теряет своей популярности, более того, современное состояние журналистики и такие изменения в ней, как появление единого мирового информационного пространства, а также, глобализация информационных процессов, сильно повлияли на специфику журналистского труда и на систему жанров. Ценность актуальной, оперативной и наглядной информации в наше время растёт в геометрической прогрессии. Именно поэтому новостные и информационные материалы, среди которых весьма приоритетной оказалась роль репортажа, преобладают сегодня в телевизионной, радийной и газетной публицистике.

Сегодня репортаж воспринимается многими как синоним наглядности, оперативности, актуальности и документальной точности, ведь эти факторы позволяют журналистам представлять аудитории такую информацию, которая создает у неё «эффект присутствия» на месте события. Наверное, в этом кроется секрет притягательности данного жанра, как для профессионалов, так и для читателей.

С другой стороны ускорение общественных процессов повлекло за собой то, что именно оперативность считается средствами массовой информации самой приоритетной при подготовке продукта, и это часто вредит его качеству.

Стоит отметить интересный факт: предметом исследования являются материалы журнала «Русский репортёр», который является еженедельным изданием, репортаж же предполагает оперативность и «быстрое реагирование», а значит, свойствен, скорее, газете.

Эта тема, несомненно, вызывает интерес. Каждому журналисту полезно и познавательно осуществлять наблюдение за изменениями, происходящими в публицистике. На мой взгляд, репортаж - наиболее интересный объект для изучения. Он никогда не перестанет быть популярным, а будет постоянно развивается, претерпевать изменения и перевоплощается.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что развитие демократического строя в России создало особую обстановку для журналистики. Провозглашаемая свобода слова подразумевает возможность каждого гражданина выражать своё мнение, которое может касаться абсолютно любой области жизнедеятельности. А также свободного доступа к информации, которая может повлиять на качество их жизни. Вследствие этого большую популярность получил такой жанр журналистики репортаж. Этот жанр считается оперативным, актуальным и документально точным. Получая политический репортаж, у читателя или зрителя появляется ощущение, будто он лично присутствует на данном мероприятии.

Объект исследования - характерные особенности жанра современного репортажа.

Предмет исследования - материалы издания «Русский Репортер»

Цель исследования - проанализировать специфику, тематику и видовое разнообразие репортажей на страницах современных репортерских журналов.

Задачи:

1. Дать определение понятию «Репортаж», «Виды репортажа»;

2. Проанализировать современное состояние журналистики и выяснить, какое место в ней занимает, как происходит трансформация жанра репортажа;

3. Проанализировать материалы из журнала «Русский Репортер» и выяснить, какое место в них занимает жанр репортажа, его специфику, тематику и видовое разнообразие.

4. Ознакомиться с мастер-классом Дмитрия Соколова-Митрича и проанализировать его материалы.

Эмпирический материал исследования: материалы журнала «Русский Репортер».

Структура работы включает в себя три главы. В первой главе мы решаем теоретические задачи: даем определение жанру «репортаж», даем его классификацию, проводим анализ жанровой структуры журналистики, выясняем, какое место в ней занимает репортаж, описываем его трансформацию. Во второй главе, посредством анализа материалов журнала «Русский Репортер», выясняем основные характеристики, тематику и особенности жанра репортажа в современных глянцевых журналах. В третей главе мы знакомимся с творчеством журналиста Дмитрия Соколова-Митрича. В заключении описаны итоги исследования.

ГЛАВА 1. МЕСТО РЕПОРТАЖА В СОВРЕМЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

1.1 Определение жанра репортаж

Репортамж -- материал с места событий. Жанр журналистики, спецификой которого числят оперативность. Кроме того, для этого жанра характерно беспристрастное (без оценок) освещение событий и подразумевается, что репортёр является очевидцем или участником описываемого.

Термин «репортаж» происходит от фр. «reportage» (англ. «report») общий корень -- латинский («reporto» -- передавать), что означает «сообщать». Возник термин в середине XIX века. Изначально к жанру репортажа относили материалы о ходе судебных заседаний, о парламентских дебатах, различных заседаниях им собраниях. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги».

Потребовались долгие годы, прежде чем репортаж приобрел качества самостоятельного жанра, и появилась профессия репортера, т.е. «сообщающего новости».

Если говорить об историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р.Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX-XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа» [Овсепян, 1996. 187].

Современная периодическая печать, и особенно российская, продвинулась далеко вперёд. Это стало возможным благодаря и динамичному расширению глобальной сети Интернет. Во всемирной паутине появился новый жанр - оперативный репортаж с места события. Благодаря этому технологическому новшеству, журналисты сегодня могут передавать самую «горячую» информацию земного шара. «И хотя для журналистов такие репортажи бывают часто сопряженными с большими трудностями и даже с риском для жизни, они воспринимаются с большим интересом и существенно увеличивают аудитории». [Землянова, 1999. 192].

Основное назначение репортажа - передать сообщение о событии, свидетелем или участником которого стал репортёр. «Посредством его читатель испытывает «эффект присутствия»». [Ирназаров, 2000. 48]. Именно его причастность к событию, даже когда он не был ее участником, придает неповторимый образ, создает иллюзию присутствия, правдивость, которую безошибочно ощущает и воспринимает реципиент.

Эффект присутствия напрямую зависит от личности репортера, от того, что он и как видит. Достичь эффекта присутствия читателя репортеру удается только при условии умелого использования образных методов отображения действительности. Это связано с одной из важных характеристик репортажа - показывать, изображать, воспроизводить. Репортер описывает то, что встает перед его глазами, то, что он видит сам и помогает увидеть читателю. Благодаря использованию детали, подробности удается нарисовать зримую картину действительности, воспроизвести событие во всей его наглядности. Но при этом из большого количества фактов он сам выбирает только социально значимые. Газетный репортаж формирует впечатление читателя о событии.

Очень важно в репортаже авторское «я». Наиболее ярко оно проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события. Здесь вполне уместны его личные чувства, мысли, которые придают материалу большую убедительность, но в то же время не заслоняют собой главных событий.

Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе. Однако само описание события в документально точных и ярких подробностях убеждает читателя, что рассказывает очевидец.

Однако Г. Бочаров, известный репортер «Литературной газеты», утверждал, что журналист может написать хороший репортаж, даже не побывав на месте события, а реконструировав его. М.И.Шостак, автор ряда обстоятельных работ, посвященных труду репортеров, пишет о том, что репортажу «вовсе не всегда нужна последовательная констатация хронологических моментов». И далее: «Участие автора в событии очень желательно» [Корконосенко, 2000. 103]. Однако репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события - прерогатива очерка, зарисовки.

Рисуя живую картину жизни, журналист часто использует репортаже элементы интервью, отчета, корреспонденции - вводит в текст небольшие диалоги, характеристики персонажей, их «микропортреты», авторские раздумья, обобщения. Размер репортажа нахо...

Другие файлы:

Лексические средства выражения авторского начала в материалах редактора отдела науки журнала "Русский репортёр" Григория Тарасевича
Средства выразительности их разновидности; выражение авторского начала в журналистском тексте. Исследование применения лексических средств выразительн...

Специфика, тематика и видовое разнообразие репортажей на страницах современных репортерских журналов
Репортаж в системе современных средств массовой информации, определение жанра. Событийный, аналитический (проблемный) и познавательно-тематический реп...

Тематическое и жанровое разнообразие рубрики "Фоторепортаж" в журнале "Русский Репортер"
Событийный, познавательный, аналитический репортаж. Пять требований к репортажу. Сущность "эффекта присутствия". Экскурс в историю фоторепортажа. Хара...

Специальный репортаж на примере программы "Профессия репортер" на канале НТВ
Я, , студент _ курса группы направления « » факультета подтверждаю, что моя дипломная работа на тему: «Информационные каналы в системе управления», пр...

Публицистические жанры
Понятие жанра в теории журналистики. Характеристика жанрового разнообразия в современной журналистике. Особенности информационных, аналитических и худ...