Лексические средства выражения авторского начала в материалах редактора отдела науки журнала "Русский репортёр" Григория Тарасевича
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций
Факультет журналистики
Кафедра речевой коммуникации
Курсовая работа
Лексические средства выражения авторского начала в материалах редактора отдела науки журнала «Русский репортёр» Григория Тарасевича
Студентки 2 курса
Анны Нечай
Научный руководитель:
А.А. Горячев
Санкт-Петербург 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Выразительность, средства выразительности и выражение авторского «я»
1.1 Понятие выразительности и выразительных средств
1.2 Разновидности выразительных средств. Лексические средства выразительности
1.3 Авторское начало. Индивидуальный стиль. Лексические средства выразительности как средства выражения авторского начала
- ГЛАВА 2. Лексические средства выразительности и авторское «я» в публикациях Григория Тарасевича
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Функцией журналистики является информирование с целью воздействия. Для того чтобы оказывать влияние на аудиторию, журналисту необходимо использовать разнообразные средства выразительности и постоянно разрабатывать новые, тщательно подбирать слова и вырабатывать свою уникальную манеру написания текстов. От всего вышеперечисленного зависит, приобретёт ли в следующий раз читатель периодическое издание и прочтёт ли вновь материал данного автора, что важно для любого журналиста.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной, поскольку изучение лексических средств выразительности в произведениях профессионалов позволяет поднять свой уровень мастерства, улучшить качество написания текстов, сделать речь более выразительной.
Новизна данного исследования заключается в том, что, несмотря на наличие по этой теме большого количества работ, лишь в некоторых из них рассматриваются лексические средства выражения авторского начала на примере творчества конкретного журналиста.
Целью курсовой является описание лексических средств выражения авторского начала в материалах редактора отдела науки журнала «Русский репортёр» Григория Тарасевича.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи исследования:
1) определить, какие лексические средства использует Григорий Тарасевич в своей авторской колонке;
2) проанализировать, с какой целью их использует автор.
Объектом исследования является авторская колонка как разновидность журналистского текста, в котором ярко обозначено авторское начало.
Предметом исследования является применение лексических средств в авторских колонках Григория Тарасевича.
Основной источник исследования - публикации Григория Тарасевича, редактора отдела науки периодического издания «Русский репортёр», интересного и талантливого, на наш взгляд, журналиста, при помощи разнообразных лексических средств активно выражающего свою авторскую позицию. Почти каждую неделю в «РР» выходят колонки Тарасевича, являющиеся своеобразным откликом на актуальные события, проблемы в сфере науки. В работе рассматриваются все его 13 публикаций в журнале за период с 15 сентября 2011 года по 15 марта 2012.
«Русский репортёр» - общенациональный общественно-политический еженедельный журнал, тяготеющий к качественной прессе, издающийся с 2007 года ЗАО «Группа Эксперт» общим тиражом 168100 экземпляров и приобретающий всё большую популярность среди населения нашей страны, в частности среди студентов, за счёт уровня подачи материалов, аналитики, фоторепортажей и иллюстрации.
Работа состоит из двух глав, теоретической и исследовательской, введения и заключения. Во введении обозначены цели и задачи, предмет и объект и источник исследования. В первой главе рассматриваются понятие выразительности, выразительных средств, виды лексических средств, разница в понятиях авторского начала и индивидуального стиля журналиста. Вторая глава посвящена анализу примеров лексических средств в авторских колонках Григория Тарасевича. Заключение обобщает результаты исследования с учётом целей и задач, сформулированных во введении.
Основными методами исследования являются описательный, оценочный, сравнительный и метод анализа.
ГЛАВА 1. Выразительность, средства выразительности и выражение авторского «я»
1.1 Понятие выразительности и выразительных средств
Как мы уже говорили, назначение журналистики состоит в том, чтобы не только информировать аудиторию, но и воздействовать на неё. Так, например, Григорий Тарасевич пишет колонки, опираясь на конкретный информационный повод, но вместе с тем он делится с читателями своими мыслями, знаниями или просто впечатлениями, используя различные средства выразительности, в том числе лексические, тем самым сообщая речи, по словам А.М. Горького, «наибольшую силу внушения» Е.А. Бахмутова. Выразительные средства рус. яз.: лексика и фразеология. Учебное пособие. Казань: Изд-во Казанского университета, 1967. С. 10. В результате прочтения удачной публикации читатель задумывается над тем, что хотел сказать автор, в обратном случае - жалеет о потраченном времени. Чтобы успешно донести смысл и идеи, которые журналист вкладывает в свой текст, быть «услышанным» и правильно понятым, чтобы у читателя не оставалось вопросов и разочарования после прочтения, иными словами, чтобы сложился диалог между автором и аудиторией, текст должен обладать выразительностью.
Существуют различные трактовки этого понятия. В частности, под выразительностью понимают совокупность ряда качеств речи, в первую очередь, таких, как целесообразность, уместность, точность, логичность, ясность и экспрессивность Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / Под ред. А.П. Сковородникова. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2009. С. 90; особенность речи «обращать на себя внимание и запоминаться» Г.Г. Хазагеров. Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. М., 2001. С. 126 // Цит. по сл.-справочнику; «приёмы использования языка для достижения конечной цели - убедить, доказать» Г.Я. Солганик. Язык и стиль передовой статьи. М., 1973. С. 38 // Цит. по сл.-справочнику; «наиболее точное её соответствие содержанию, задачам и обстановке сообщения» [Бахмутова, 1967: с. 9].
То есть выразительность речи - это средства русского языка, которые позволяют облекать мысли в понятную для читателя форму, свойства речи, которые придают ей ясность, логичность, точность, делают её яркой и запоминающейся, а значит, позволяют выделить данного автора среди других.
В разных функциональных стилях выразительность достигается различными языковыми средствами и «выбором из близких языковых вариантов наиболее точного, наиболее соответствующего целям сообщения» [Бахмутова, 1967: с. 9]. Так, например, в официально-деловой речи точность «проявляется прежде всего в употреблении специальной терминологии, в однозначности и безОбразности нетерминологической лексики» М.Н. Кожина. Стилистика русского языка. М., 1993. С. 179 // Цитируется по словарю-справочнику, а в публицистическом стиле - «имеет подчёркнуто документально-фактологический и оценочный характер и создаётся за счёт широкого употребления профессионализмов, оценочных метафор и др.» [Словарь-справочник, 2009: 91].
Выразительными средствами (или средствами выразительности) называют языковые средства, которые помогают адресату понять написанное или сказанное Словарь-справочник, 2009: 91 и которые отвечают целям и задачам автора М.Р. Савова. Выразительность // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. М., 1998. С. 30 // Цитируется по сл.-справочнику, при этом делают речь выразительной в прямом значении этого слова, то есть яркой и экспрессивной С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. С. 117, 908. По мнению Е.А. Бахмутовой, ошибкой было бы считать их риторическими красотами. «Все они служат одной цели - точности, доходчивости речи, облегчению человеческого общения, экономии сил и времени» [Бахмутова, 1967: 11]. Но при этом они всё же украшают речь, а по мнению О.С. Иссерс, даже оказывают существенное влияние на сознание, вносят изменения в представление о мире и обладают «объяснительной силой» О.С. Иссерс. Речевое воздействие: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью». М.: Флинта: Наука, 2009. С. 162, то есть являются средствами познания и объяснения действительности. «Благодаря их использованию возникают дополнительные ассоциации, включается в работу правое полушарие, ответственное за конкретно-образное мышление: мы более наглядно представляем некоторые вещи» [Ис...
Лексические средства выражения авторского начала в публикациях Дмитрия Губина (журнал "Огонёк")
Понятия "авторское начало" и "индивидуальный стиль": их место в публицистических материалах. Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авт...
Репортаж в современной журналистике на материалах журнала "Русский Репортёр"
Определение жанра репортаж. Природообразующие элементы репортажа. Анализ материалов журнала "Русский Репортер". Характеристика, тематика и особенности...
Лексические средства выражения авторского "Я" на примере творчества Екатерины Марсовой
В данной курсовой работе рассматриваются лексические средства выражения авторского «я» в публицистическом тексте на примере творчества Екатерины Марсо...
Проявление категории "аппроксимация" в информационно-аналитическом и таблоидном форматах британской прессы XX-XXI веков
Лексические маркеры выражения модусной категории аппроксимации. Различные взгляды на классификацию аппроксиматоров. Определение лингвистического стату...
Лексические особенности речевого поведения персонажей в конфликтной ситуации
Язык романа как средство выражения авторского замысла и как отражение классовых противоречий времен коллективизации. Лексические особенности конфликтн...