Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Лексические средства выражения авторского начала в публикациях Дмитрия Губина (журнал "Огонёк")

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Понятия "авторское начало" и "индивидуальный стиль": их место в публицистических материалах. Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала. Использование синонимов, антонимов, лексики ограниченного употребления в текстах Губина.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет журналистики

Курсовая работа

Лексические средства выражения авторского начала в публикациях Дмитрия Губина (журнал "Огонёк")

Студентки 2 курса 6 группы

Никоновой Алевтины

Научный руководитель:

Горячев Алексей Александрович

Санкт-Петербург

2011

Оглавление

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС
    • 1.1 Понятия "авторское начало" и "индивидуальный стиль". Их место в публицистических материалах
    • 1.2 Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА В МАТЕРИАЛАХ ДМИТРИЯ ГУБИНА
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы актуальна, так как показывает, насколько важен правильный выбор лексических средств, производящих наибольший эффект на читателя. Изучение приемов и способов выражения авторского "я" поможет в будущем применять их на практике. Тема не нова, многие авторы посвятили ей книги и статьи, но все эти источники дают лишь общее теоретическое представление. Данная работа исследует средства выражения авторского "я" на примере одного публициста, что иллюстрирует возможности применения научных знаний на практике.

Объектом исследования являются тексты публикаций данного автора, предметом - способы выражения личности на лексическом уровне, используемые в современной публицистике.

Цель данного исследования заключается в том, чтобы выявить, каким образом автор включает в свой текст средства выражения собственной позиции и какого эффекта достигает.

Для реализации данной цели необходимо было выполнить несколько задач:

· изучить литературу по заданной теме;

· установить теоретические основы выражения авторского "я";

· проанализировать материалы выбранного автора на предмет исследования

· выявить основные тенденции в использовании лексических выразительных средств данным автором.

Исследования материалов проводилось с помощью методов лексического и сравнительного анализов.

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В первой части реферативно изложены правила и принципы использования лексических средств для выражения личностного начала, приведены теоретические положения и обоснования использования этих средств из научных трудов языковедов. Данная часть работы опирается на труды известных филологов и лингвистов. Теоретическую основу данной работы составили труды российских исследователей в области стилистики русского языка (И. Б. Голуб, М. М. Бахтин), особенностей газетной лексики и русского языка в СМИ (Г. Я. Солганик, Л. Г. Кайда, С. И. Сметанина, В. И. Коньков).

Во второй части представлены результаты применения выразительных средств на лексическом уровне языка на примере анализа произведений одного автора, в данной курсовой работе - Дмитрия Губина, колумниста еженедельника "Огонёк".

Выбор материала обусловлен тем, что журнал "Огонёк" является одним из старейших российских периодических изданий, выходит без перерыва более ста лет. По данным TNS Gallup Media, в 2010-м году он был признан самым читаемым общественно-политическим журналом в стране. Такое звание требует от журналистов серьезной работы. По материалам Дмитрия Губина можно судить о его профессионализме. В каждом номере "Огонька" автор высказывает свое мнение о произошедших событиях и делится личными наблюдениями. При этом он чувствует особенности русского языка и грамотно их использует при выражении личной позиции. Через призму собственных впечатлений он выражает мнение общественности по разным вопросам. Его материалы интересны, актуальны и не шаблонны. Хронологические рамки исследования: декабрь 2010 года - апрель 2011 года.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС

1.1 Понятия "авторское начало" и "индивидуальный стиль". Их место в публицистических материалах

Публицистика - открытое обращение автора к читателю с целью донести до него актуальную социальную информацию. Создатель текста в той или иной мере выражает оценку события или явления и в скрытой или явной форме выражает свое отношению к данному феномену. Используя различные языковые средства и приемы, публицист добивается поставленных целей. Его позиция и становится стилеобразующим компонентом текста. Задача публициста состоит в том, чтобы создать такой текст, прочтение которого сформирует у аудитории позицию, соответствующую авторской.

Лишь тот писатель, который полностью овладел стилем, может выражать свою позицию и авторское "я" так, чтобы аудитория адекватно усвоила его послания.

Степень выраженности авторского начала может варьироваться от текста к тексту. В. И. Коньков отмечает, что эту степень не стоит связывать с преобладанием информационной или воздействующей функций. В СМИ одинаково распространены тексты и с выраженным, и с невыраженным авторским началом. "В значительной степени то, что в текстах представлены компоненты субъективации, определяется содержанием текста (т.е. теми компонентами картины мира, которые представлены в тексте) и концепцией издания, которая диктует набор и использование экспрессивных средств", - пишет В. И. Коньков. Автор разделяет понятия "индивидуальный стиль" и "авторское начало". Под последним понимаются "все те компоненты текста, которые свидетельствуют о наличии в нем субъекта описания, повествования или рассуждения". Авторское начало - это все средства субъективации изложении, существующие в языковой системе. По мнению Конькова, использование приемов экспрессии, контактоустанавливающих средств, оценочной лексики достаточно для проявления авторского "я" в тексте. Об индивидуальном стиле можно говорить в том случае, если все средства выражения личностного начала представляют собой систему, узнаваемую стилевую концепцию.

В газетно-публицистическом стиле необходимо рассматривать такие понятия, как точность словоупотребления, стилистическое употребление синонимов, антонимом, омонимов, архаизмов, историзмов и неологизмов, заимствованных слов и церковно-славянизмов, диалектизмов, терминов, жаргона и арго, профессионализмов, фразеологических оборотов и экспрессивно-окрашенных слов. При помощи данных речевых единиц, при их правильном использовании и умелом сочетании друг с другом, автор выражает свою оценку, что является одной из важнейших характеристик публицистического текста. Из всех функциональных стилей именно публицистический наиболее открыт для тропов. Как и в художественной речи, слово в нем выполняет эстетическую функцию, однако здесь метафоризация призвана "довести до массового читателя в специфических условиях газетного процесса объективную и всестороннюю информацию".

Образность публицистических произведений основывается на использовании различных тропов - эпитетов, сравнений, олицетворений. Также часто встречаются такие фигуры, как риторический вопрос, антитеза, метонимия и антономазия. Повышает эмоциональную нагруженность текста актуализация проблемы.

Поэтому данному стилю присущ открытый характер лексической системы. Он "обусловливает эволюцию развития лексики и интенсивное взаимодействие её с общелитературной лексикой". "Открытость" публицистической речи позволяет непосредственно выражать авторское "я".

Л. Г. Кайда говорит о тенденции к "публицистическому самовыражению автора". Он старается завлечь аудиторию яркой стилистической выразительность своего "я". Г. Я. Солганик отмечает подвижность публицистического стиля в плане соотношения индивидуального, творческого и стандартного. Данный функциональный стиль предполагает широкое использование нетрадиционных средств, роль индивидуального в тексте очень велика.

Рассмотрим лексические средства выражения авторского "я" в публицистическом стиле подробнее.

1.2 Лексика в публицистическом стиле и средства выражения авторского начала

Лексика публицистического стиля всегда точная, краткая, но при этом выразительная. Она должна быть понятна и интересна читателям любого уровня образования. "Работа над стилем произведения - это, прежде всего, работа над его лексикой, так как слово - основа для понимания речи", - пишет И. Б. Голуб.

По мнению Г. Я. Солганика, общественно-политическая лексика является "основой газетного словаря, терминологией газеты". Она составляет значительную долю в лексике газеты и передает важность понятий, выраженных этими словами.

Многие нейтральные слова в журналистском тексте могут приобрести оттенки экспрессии. Оценочная (эмоционально-оценочная) лексика разнообразна. Она оказывает особенно сильное влияние на аудиторию, выражая отношение к социальным явлениям и событиям, их оценку. Номинативная функция слов осложняется отношением говорящего к называемому явлению. Эта особенность эмоционально-оценочной лексики обусловлена "наложением" экспрессивной окраски на лексическое значение слова, но при этом не слияние с ним. Включение эмоционально-оценочной лексики в текст зависит от особенностей индивидуально-авторской манер...

Другие файлы:

Лексические средства выражения авторского начала в материалах редактора отдела науки журнала "Русский репортёр" Григория Тарасевича
Средства выразительности их разновидности; выражение авторского начала в журналистском тексте. Исследование применения лексических средств выразительн...

Лексические средства выражения авторского "Я" на примере творчества Екатерины Марсовой
В данной курсовой работе рассматриваются лексические средства выражения авторского «я» в публицистическом тексте на примере творчества Екатерины Марсо...

Проявление категории "аппроксимация" в информационно-аналитическом и таблоидном форматах британской прессы XX-XXI веков
Лексические маркеры выражения модусной категории аппроксимации. Различные взгляды на классификацию аппроксиматоров. Определение лингвистического стату...

Лексические особенности речевого поведения персонажей в конфликтной ситуации
Язык романа как средство выражения авторского замысла и как отражение классовых противоречий времен коллективизации. Лексические особенности конфликтн...

Журнал «Огонёк» 1933г. №20