Публицистические жанры
Краткое сожержание материала:
Размещено на
25
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Теория и практика массовой информации"
на тему: "Публицистические жанры"
Содержание
- Введение
- Глава 1. Понятие жанра в теории журналистики
- Глава 2. Виды жанров
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если языковеды, например, раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
В современных газетах можно найти самые разнообразные жанры: заметки, репортажи, интервью, статьи, очерки и т.д. Одни из них имеют довольно широкое распространение, другие чуть реже встречаются на страницах изданий. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой, не вдаваясь в подробности жанрового разнообразия. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. Поэтому тема жанров публицистики является крайне актуальной и требует глубокого изучения.
По большому счету, строгое разделение по жанрам существует лишь в теории, на практике же границы между ними часто размыты. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение (особенно в так называемых "бульварных” изданиях). Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать существующие жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и какой жанр лучше применить, описывая ту или иную ситуацию, проблему или событие.
Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. Глава 2). Начинающие журналисты, прежде всего, должны "набить руку” на информационных жанрах, прежде чем перейти к аналитическим или художественно-публицистическим.
Итак, цель работы - изучение публицистических жанров.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Охарактеризовать жанровое разнообразие в современной журналистике в целом;
2) рассмотреть особенности информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров.
Глава 1. Понятие жанра в теории журналистики
Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.
В формировании набора характеристик публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения действительности.
В журналистике существует три главных способа, отображения:
· фактографический;
· аналитический;
· наглядно-образный.
Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета отображения.
Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло).
Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.
Третий способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного.
На основе этих способов выделяются три группы жанров:
· информационные,
· аналитические,
· художественно-публицистические. Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб. 1999 С. 65
Перед каждой группой жанров журналистика ставит свои задачи: Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000 С. 7-8
· Информационные жанры. Если речь идёт об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для неё события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными её потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности.
· Аналитические жанры. Если же речь идёт о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.
· Художественно-публицистические жанры. Если же журналист "опосредует" действительность в эмоционально-образной форме, передаёт аудитории своё представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации, то он должен осуществлять её таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает её от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому) как таковому.
Глава 2. Виды жанров
В газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше - аналитических жанров и еще меньше - художественно-публицистических жанров. Рассмотрим более подробно каждую из групп.
Информационные жанры:
1. Заметка. Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации. Отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб. 1999 С. 65
Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык заметки - сухой, отстраненный, официальный.
Существует несколько разновидностей заметок.
· Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.
· Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.
· Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.
· Заметка может представлять собой и мини-рецензию.
· Одна из разновидностей заметки - блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.
· Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединённых временем или темой. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978.С. 132-133
· Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.
· Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.
К содержанию заметки предъявляются требования оперативности и актуальности, её форма должна отличаться точностью, краткостью и ясностью изложения.
· Точность опирается не только на хорошее знание фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать внимание на точную запись имён, должностей, географических названий, наименований учреждений и организаций.
· Краткость заметки определяется спецификой жанра и отражается на её языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшие способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращённые наименования (аббревиатуры). С точк...
Типологический анализ литературно-художественного журнала "Дон"
Изучение истории основания журнала, а также особенностей его функционирования и развития. Описание учредителей и кадрового состава издания. Аналитичес...
Маркетинг и реклама в деятельности предприятия
На способы подачи информации оказывает влияние цель конкретной рекламной акции. Так, при выведении на рынок нового товара особое внимание уделяется ра...
Жанры радиопередач
Понятие и теория жанров, их развитие и характеристика. Журналистская деятельность и ее классификация: информация, аналитика, публицистика. Динамика и...
Византийская любовная проза
Описание: Любовный письмовник и любовный роман - ранневизантийские жанры, продолжавшие такие же античные жанры, но еще менее известные в России. "Исто...
Литература. 7 класс
Книга — сокровищница знаний и чувств человека. Фольклор и художественная литература. Жанры художественной литературы. Эпические и лирические жанры. Кр...