Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Журналистика

Публицистические жанры

Тип: курсовая работа
Категория: Журналистика
Скачать
Купить
Понятие жанра в теории журналистики. Характеристика жанрового разнообразия в современной журналистике. Особенности информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров и разновидностей. Основные способы отображения в журналистике.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

25

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Теория и практика массовой информации"

на тему: "Публицистические жанры"

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие жанра в теории журналистики
  • Глава 2. Виды жанров
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Теория журналистики, как любая наука, имеет свои законы и стремится к классификации материала, который изучает. Если языковеды, например, раскладывают по полочкам все составляющие изучаемого языка, то специалисты теории журналистики занимаются разбором журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.

В современных газетах можно найти самые разнообразные жанры: заметки, репортажи, интервью, статьи, очерки и т.д. Одни из них имеют довольно широкое распространение, другие чуть реже встречаются на страницах изданий. При этом человек, не имеющий отношения к журналистике, любой материал может назвать статьей или заметкой, не вдаваясь в подробности жанрового разнообразия. Но профессионалы должны четко узнавать в публикациях признаки того или иного жанра и ни в коем случае не именовать зарисовку, к примеру, статьей. Поэтому тема жанров публицистики является крайне актуальной и требует глубокого изучения.

По большому счету, строгое разделение по жанрам существует лишь в теории, на практике же границы между ними часто размыты. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение (особенно в так называемых "бульварных” изданиях). Понятно, что не может существовать точного стандарта для журналистского материала, иначе газету или журнал мог бы целиком делать компьютер. И все-таки журналисты, тем более, начинающие, обязаны знать существующие жанры журналистики, каковы особенности каждого из них и какой жанр лучше применить, описывая ту или иную ситуацию, проблему или событие.

Газетные жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто числом строк. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические (см. Глава 2). Начинающие журналисты, прежде всего, должны "набить руку” на информационных жанрах, прежде чем перейти к аналитическим или художественно-публицистическим.

Итак, цель работы - изучение публицистических жанров.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) Охарактеризовать жанровое разнообразие в современной журналистике в целом;

2) рассмотреть особенности информационных, аналитических и художественно-публицистических жанров.

Глава 1. Понятие жанра в теории журналистики

Под жанрами в теории журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными содержательно-формальными признаками. Подобного рода признаки называются жанрообразующими факторами. В качестве основных выделяют следующие факторы: предмет отображения, целевая установка (функция) отображения, метод отображения. Знание жанровых признаков позволяет журналисту лучше представить цели своего творчества, целенаправленно подобрать материал и представить его в соответствии с требованиями жанра. Читателю и зрителю знание жанровых особенностей помогает сориентироваться в мире публицистических произведений, найти интересующие его материалы и более ясно представить себе информационные возможности публикаций различного типа. Таким образом, понимание жанровой специфики публицистических произведений значимо как для автора, так и для адресата.

В формировании набора характеристик публицистических текстов, предопределяющих их жанровую принадлежность, наиболее значительную роль играет метод отображения действительности.

В журналистике существует три главных способа, отображения:

· фактографический;

· аналитический;

· наглядно-образный.

Первый и второй способы отличаются один от другого, прежде всего, степенью глубины проникновения в суть предмета отображения.

Первый способ нацелен на фиксацию неких внешних, очевидных характеристик явления, на получение кратких сведений о предмете (что, где и когда произошло).

Второй способ нацелен на проникновение в суть явлений, на выяснение скрытых взаимосвязей предмета отображения.

Третий способ наглядно-образного отображения действительности нацелен не только и не столько на фиксацию внешних черт явления или рациональное проникновение в суть предмета, сколько на эмоционально-художественное обобщение познанного.

На основе этих способов выделяются три группы жанров:

· информационные,

· аналитические,

· художественно-публицистические. Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб. 1999 С. 65

Перед каждой группой жанров журналистика ставит свои задачи: Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М., 2000 С. 7-8

· Информационные жанры. Если речь идёт об оперативном информировании журналистом своей аудитории, то оно должно быть в первую очередь нацелено на наиболее важные для неё события, явления, связанные с базовыми, наиболее актуальными её потребностями, а также должно способствовать формированию у читателя максимально точной картины окружающей его реальности.

· Аналитические жанры. Если же речь идёт о более глубоком исследовании (анализе) действительности, о разъяснении, истолковании, интерпретации актуальных проблем, сути и значения современных событий, процессов, ситуаций, то эти исследуемые проблемы, события, процессы, ситуации должны рассматриваться журналистом во взаимосвязи с другими феноменами, соотноситься с более фундаментальными, более значимыми явлениями, закономерностями, тенденциями развития различных сторон общественной жизни.

· Художественно-публицистические жанры. Если же журналист "опосредует" действительность в эмоционально-образной форме, передаёт аудитории своё представление об актуальной реальности с помощью художественной типизации, то он должен осуществлять её таким образом, чтобы не исказить реальное положение дел, которого касается эта типизация. Именно это и отличает её от типизации, основанной на вымысле, на безграничной фантазии автора, свойственной собственно художественному творчеству (но не публицистическому) как таковому.

Глава 2. Виды жанров

В газете основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше - аналитических жанров и еще меньше - художественно-публицистических жанров. Рассмотрим более подробно каждую из групп.

Информационные жанры:

1. Заметка. Наиболее характерным для этого типа жанров является заметка. Заметка обычно сообщает факты (достоверные сведения о свершившихся событиях), может содержать предположения (прогнозы, гипотезы, версии), оценочную информацию, нормативную информацию (сообщения о новых законах и правилах), рекомендации. Отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб. 1999 С. 65

Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык заметки - сухой, отстраненный, официальный.

Существует несколько разновидностей заметок.

· Событийная заметка содержит сообщение о каком-либо событии или положении дел в какой-либо сфере.

· Анонс сообщает о предстоящих культурных мероприятиях, выставках, концертах, открытии новых сооружений.

· Аннотация информирует о вышедших книгах, статьях.

· Заметка может представлять собой и мини-рецензию.

· Одна из разновидностей заметки - блиц-портрет. Такая заметка содержит краткие сведения о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности.

· Мини-обозрение представляет собой фактологическую заметку, в нём описано не одно событие, а некоторая совокупность событий, объединённых временем или темой. Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. - М., 1978.С. 132-133

· Мини-история часто встречается в изданиях для семейного чтения, предметом отображения в ней является какая-то семейная, любовная, профессиональная или иная жизненная интрига, построенная на взаимоотношениях людей.

· Мини-совет содержит информацию программного типа, например, советы по хозяйству, поддержанию здоровья.

К содержанию заметки предъявляются требования оперативности и актуальности, её форма должна отличаться точностью, краткостью и ясностью изложения.

· Точность опирается не только на хорошее знание фактов, но и верное употребление слов, для чего журналисту полезно обращаться к толковым и энциклопедическим словарям и специальным справочникам, обращать внимание на точную запись имён, должностей, географических названий, наименований учреждений и организаций.

· Краткость заметки определяется спецификой жанра и отражается на её языке: в заметке часто употребляются речевые клише (устоявшие способы выражения сведений о типичных ситуациях) и сокращённые наименования (аббревиатуры). С точк...

Другие файлы:

Типологический анализ литературно-художественного журнала "Дон"
Изучение истории основания журнала, а также особенностей его функционирования и развития. Описание учредителей и кадрового состава издания. Аналитичес...

Маркетинг и реклама в деятельности предприятия
На способы подачи информации оказывает влияние цель конкретной рекламной акции. Так, при выведении на рынок нового товара особое внимание уделяется ра...

Жанры радиопередач
Понятие и теория жанров, их развитие и характеристика. Журналистская деятельность и ее классификация: информация, аналитика, публицистика. Динамика и...

Византийская любовная проза
Описание: Любовный письмовник и любовный роман - ранневизантийские жанры, продолжавшие такие же античные жанры, но еще менее известные в России. "Исто...

Литература. 7 класс
Книга — сокровищница знаний и чувств человека. Фольклор и художественная литература. Жанры художественной литературы. Эпические и лирические жанры. Кр...