Специфика, тематика и видовое разнообразие репортажей на страницах современных репортерских журналов
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Для начала необходимо прокомментировать тему исследования. Современное состояние журналистики, а именно - появление единого мирового информационного пространства, а также, глобализация информационных процессов, очень сильно повлияли на специфику журналистского труда и на систему жанров. Сегодня ценность такого специфического товара, как актуальная и оперативная информация растет в геометрической прогрессии. На телевидении, на радио, в газетах и журналах основную часть публикаций составляют новостные материалы и информационные жанры. Одним из ведущих жанров на протяжении нескольких десятилетий продолжает быть репортаж.
Но ускорение общественных процессов повлекло за собой изменения в жанрах журналистики. Считается, что сегодня газеты, журналы, телевидение и радио ставят во главу угла оперативность, и эта «актуализация и «оперативизация» подготовки журналистского продукта нередко вредит его качеству.
В процессе осмысления темы возникает еще одно противоречие: между жанром репортажа и самой сущностью глянцевого журнала, который выходит раз в месяц или раз в неделю. Ведь репортаж предполагает оперативность и «быстрое реагирование», а значит, свойствен, скорее, газете.
Теме репортажа еще в 1970 была посвящена работа Г.Я. Солганика «Стиль репортажа» . Теоретическая база моего исследования заключается в положениях и тезисах, сформулированных на страницах книг Л.А. Васильева «Делаем новости», М.И. Шостака «Репортер: профессионализм и этика», Р.П. Овеспяна «История новейшей отечественной журналистики», А.А. Тертычного «Расследовательская журналистика», Ким М.Н. «Репортаж: Технология жанра». С трансформацией жанра репортажа помогли разобраться статьи Ю. Уракчеевой «Жанр репортажа в российской и немецкой журналистике. История и современное состояние» и А.А. Тертычного «Трансформация жанровой структуры современной периодической печати». Кроме того, в работе используются выдержки из диссертации А. Абдурахманова «Событийный репортаж в системе жанров советской телевизионной журналистики», учебника Е.П. Прохорова «Введение в журналистику», С. Г. Корконосенко «Основы творческой деятельности журналиста» и М.М. Козловой «История отечественных средств массовой информации».
Объект исследования - характерные особенности жанра современного репортажа, предмет исследования - материалы издания «Русский Репортер»
Цель исследования - проанализировать специфику, тематику и видовое разнообразие репортажей на страницах современных репортерских журналов.
Задачи:
1). Дать определение понятию «Репортаж», «Виды репортажа»;
2). Проанализировать современное состояние журналистики и выяснить, какое место в ней занимает жанр репортажа;
3). Как происходит трансформация жанра репортажа в современной журналистике;
4). Проанализировать типологию современных российских СМИ и выяснить, какое место в данной типологии занимает «репортерский журнал»; 5). Проанализировать понятие «репортерский журнал»;
6). Проанализировать типологию жанров журнала «Русский Репортер» и выяснить, какое место в ней занимает жанр репортажа, его специфику, тематику и видовое разнообразие.
Эмпирический материал исследования: материалы журнала «Русский Репортер» за год (12 номеров).
Структура работы включает в себя две главы, в каждой главе по два подзаголовка. В первой главе мы решаем теоретические задачи: даем определение жанру «репортаж», даем его классификацию, проводим анализ жанровой структуры журналистики, выясняем, какое место в ней занимает репортаж, описываем его трансформацию. Во второй главе, посредством анализа материалов журнала «Русский Репортер», выясняем основные характеристики, тематику и особенности жанра репортажа в современных глянцевых журналах. В заключении описаны итоги исследования.
В приложение вынесен контент - анализ журнала «Русский Репортер» за 2010 год.
Глава 1. Репортаж в системе современных СМИ
1.1 Определение жанра
Для российской журналистики неизменной остается проблема жанровой структуры. Это одно из актуальнейших направлений теории журналистики как науки. Извечными вопросами для теории жанров по-прежнему являются: что такое жанр? в чем его функции? насколько он устойчив?
В последние десятилетия появилось множество теоретических работ, авторы которых пытаются найти ответ на этот вопрос. Среди них можно особенно выделить “Жанры периодической печати” А. А. Тертычного (2000 г.), и “Жанры в теории и практике журналистики” Л. В. Шибаевой (2000 г.), в которых наиболее полно отражена система жанров российской журналистики.
Другие работы, которые уделяли вниманию вопросу жанров, и в частности, репортажу - “Основы творческой деятельности журналиста”, сост. С. Г. Корконосенко (2000 г.), “Аналитические жанры публицистики” А. И. Акопова (1995 г.), «Пособие по журналистике» М. Григоряна (2007г), «Репортаж: технология жанра» М.Н. Кима. Этот список можно пополнить и многими другими публицистическими работами, такими как “Трансформация жанровой структуры современной периодической печати” А. А. Тертычного, статьи И. Кадыковой, А. Кобякова (интернет-портал “Медиаспрут”), и др.
Уже давно специалисты практики и теории современной российской журналистики ведут между собой дискуссию о том, нужны ли сложные формулировки для обозначения жанров, если зачастую они не связаны с практикой Прохорова Е.П. «Введение в журналистику», - М.: Аспект Пресс, 2007.? Упрощение формулировок и обновление набора жанров - это основные тенденции их работ.
А. А. Тертычный отмечает, что понятие “жанр” постоянно изменяется и усложняется, точно так же, как меняется и вся система жанров, и у каждого исследователя она своя. Сам А.А. Тертычный определяет три главных жанрообразующих фактора: предмет, цель и метод отображения. Эти факторы осознанно или неосознанно реализуются конкретным журналистом в ходе создания того или иного текста. Вместе эти признаки образуют “тип отображения действительности”, и трем типам - фактографическому, исследовательскому и художественно-исследовательскому - соответствуют три типа журналистских текстов. Если выразиться иначе, это те же самые аналитические, информационные и художественно-публицистические жанры.
Значение информационных жанров в том, что они “выступают основными носителями оперативной информации, позволяющей аудитории осуществлять своего рода постоянный мониторинг наиболее значимых, интересных событий в той или иной сфере действительности Тертычный А.А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002. ”.
В своих исследовательских работах А.А. Тертычный не дает дефиниции информационного жанра репортажа, но определяет через его метод и задачу. Он пишет в своей работе «Своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате “развернутого” применения метода наблюдения и фиксации в тексте его хода и результатов». Задача репортера заключается прежде всего в том, чтобы создать «эффект присутствия», рассказывая о «предметных ситуациях, событиях (и лучше всего -- быстро развивающихся)». Также в задачу журналиста, кроме достижения наглядности, входит вызов сопереживания читателя.
В классификации жанров, предложенной Тертычным, репортаж принадлежит группе художественно-публицистических текстов. Он объясняет это тем, что в репортаже метод наглядного изображения действительности не просто используется, как средство обобщения или “оживления” текста, но и выступает как самоцель.
М. Григорьян в своем пособии говорит о том, что отличие репортажа от новостей заключается в самой форме написания репортажа - она свободная. Можно описывать события хронологически. «Распространен, например, вид репортажа «День с …», где описывается день, проведенный с мэром города, депутатом, вагоновожатым метро или участковым милиционером. Можно также структурировать репортажи как описание проблем, увиденных репортером, или мест, где он побывал М. Григорян М. Пособие по журналистике , 2007..»
Доктор филологических наук, профессор Л.Е. Кройчик в своей статье в сборнике “Основы творческой деятельности журналиста” дает следующее определение жанра: “Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров//Основы творческой деятельности журналиста/Под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2000. С. 125-168.”.
По Л.Е. Кройчику репортаж, отчет и интервью можно отнести к “оперативно-исследовательскими текстами”, то есть, к публицистическим жанрам, где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах “анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария Там же.”.
Также он называет некоторые “природообразующие” элементы репортажа:
· последовательное воспроизведение события,
· отсутствием авторского вымысла
· наглядность,
· предельная документальность,
· образная аналитичность (“отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь”)
· эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность
· активная роль л...
Видовое разнообразие жуков-чернотелок в Городищенском районе Волгоградской области
Распространение и видовое разнообразие жуков-чернотелок, их морфологические особенности. Основные травмы чернотелок в природных условиях: повреждённый...
Видовое разнообразие и морфометрические показатели бесхвостых земноводных Гомельского района
Биология и экология амфибий Белорусского Полесья. Бесхвостые амфибии, встреченные на различных участках Гомельского района. Практическое значение земн...
Библиотечно-библиографическое обслуживание
Специфика библиотечного и библиографического обслуживания, его основные принципы и видовое разнообразие. Виды конфликтов в обслуживании читателей и пу...
Характеристика экосистем
Экосистема - основная функционирующая единица в экологии. Примеры природных экосистем, основные понятия и классификация, условия существования и видо...
Видовое разнообразие и его значение для устойчивости экосистемы