Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Изучение мотивационной сферы военнослужащих контрактной службы

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Анализ концептуальных подходов к изучению мотивации в психологической науке. Основные функции мотива: побудительная, смыслообразующая и направляющая. Индивидуально-психологические причины отклоняющегося поведения у военнослужащих контрактной службы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретико - методологический анализ проблемы мотивации и отклоняющегося поведения в психологии
  • 1.1 Анализ концептуальных подходов к изучению мотивации в психологической науке
  • 1.2 Психология отклоняющегося поведения военнослужащих
  • 1.3 Классификация видов отклоняющегося поведения
  • 1.3.1 Проблема классификации поведенческих расстройств
  • 1.3.2 Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения
  • 1.4 Индивидуально-психологические причины отклоняющегося поведения у военнослужащих контрактной службы
  • Выводы по 1 разделу
  • 2. Описание методов исследования
  • 2.1 Описание выборки
  • 2.2 Этапы исследования

2.3 Методы и методики исследования

2.3.1 Анкета "ДАП - 2"

2.3.2 Ориентировочная анкета, направленная на выявление направленности личности (Б.Басс)

2.3.3 Многофакторный личностный опросник FPI. Форма В (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р.Гампел)

2.4Методы статистической обработки данных

Выводы по 2 разделу

3. Результаты исследования

3.1 Описание результатов

3.2 Сравнительный анализ

3.3 Корреляционный анализ

Вывод по 3 разделу

Заключение

Рекомендации командованию при работе с личным составом

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловлена тем, что процесс реформирования вооруженных сил российской федерации происходит в сложной социально-экономической, общественно политической обстановке. В процессе реформирования вооружённые силы впервые в истории должны отказаться от обязательного призыва на военную службу. И комплектоваться исключительно на контрактной основе. В связи с этим большее значение приобретает рост количества дисциплинарных проступков военнослужащих проходящих воинскую службу по контракту. Проблемами воинской дисциплины и правопорядка последнее время уделяется довольно большое внимание и это понятно и справедливо, но очень часто приходится бороться уже с последствиями проступков, а не их причинами. Как известно любое действие человека не происходит спонтанно, а за ним скрывается целый ряд пусковых механизмов, которые побуждают и регулируют деятельность человека. Одними из таких механизмов являются мотивы. Разумеется, имеются как положительные побудительные мотивы (желание защищать родину, обеспечит семью, самореализоваться) так и отрицательные мотивы, направленные на желание уйти от обязанностей исполнения военной службы, желанием "отсидеться", "спрятаться за спинами товарищей". В связи с эти встаёт проблема изучения мотивации отклоняющегося поведения, причин её формирования и способов профилактики.

Объект исследования: отклоняющееся поведение военнослужащих контрактной службы.

Предмет исследования: направленность личности и личностные особенности военнослужащих, склонных к отклоняющемуся поведению.

Гипотеза исследования: индивидуально-психологические характеристики личности являются мотивацией отклоняющегося поведения военнослужащих контрактной.

Цель исследования: изучение мотивационной сферы военнослужащих контрактной службы, имеющие различные отклонения в поведении.

Основные задачи:

1. Теоретические:

- провести теоретический анализ концептуальных подходов изучения мотивации в психологической науке;

- Провести теоретико-методологический анализ по проблеме отклоняющегося поведения;

- Рассмотреть классификации и виды отклоняющегося поведения;

- Изучить возможные причины проявления отклоняющегося поведения у военнослужащих.

2. Методологические:

-провести количественное и качественное обоснование выборки;

-разработать программу исследования;

-произвести обзор необходимых методов и методик.

3. Практические:

- Провести исследования.

- Произвести анализ полученных данных с помощью сравнительного и корреляционного анализа; провести частное распределение полученных результатов;

-На основе полученных результатов разработать рекомендации командованию при работе с личным составом на предотвращение различных форм отклоняющего поведения:

Методы и методика исследования: исследование личности с помощью модифицированной формы B опросника FPI, Анкета "Девиантное Аддиктивное Поведение - 2", Ориентировочная анкета, направленная на выявление направленности личности (Б.Басс)

Методы статистической обработки данных: методы первичной обработки данных, частотный, сравнительный и корреляционный анализ.

1. Теоретико-методологический анализ проблемы мотивации и отклоняющегося поведения в психологии

1.1 Анализ концептуальных подходов к изучению мотивации в психологической науке

Интерес к психологии на протяжении всех веков разработки ее проблем неизменно был связан с поисками ответа на два основных вопроса о природе и сущности психических явлений и об объяснении поведения человеке. В понимании поведения человека наиболее важную роль играет его мотивация. Соответственно и внимание психологов было ориентировано не только на изучение познавательных процессов, но и мотивация

Практическим продуктом соответствующего интереса явились многочисленные теории мотивации, которые стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий мотивации насчитывается уже не один десяток.

В 20-е годы текущего столетия появилась концепция, опирающаяся в объяснении поведения человека на биологические потребности. В этой концепции утверждалось, что у человека, как и у животных, есть общие органические потребности, которые оказывают одинаковое действие на их поведение. Периодически возникающие органические потребности вызывают состояние возбуждения и напряжения в организме, а удовлетворение потребности ведет к снижению (редукции) напряжения.

Все существующие концепции мотивации различаются не только теоретическими и терминологическими установками, но и тем, что в них служит объектом исследования, поэтому во мнениях о том, что составляет мотивационную сферу человека и что должна объяснять психология мотивации, желательного единства нет. Обычно и прежде всего к мотивации относят все то, что побуждает реально совершаемую активность: обобщенные и более конкретные жизненные цели, ради которых человек учится, работает, воспитывает детей, увлекается путешествиями - словом, достижению которых он посвящает свою жизнь. Обуховский например, определяет мотив как "вербализацию цели и программы, дающую возможность данному лицу начать определенную деятельность".А Хекхаузен предлагает "понимать мотив как желаемое целевое состояние в рамках отношения "индивид-среда" как то, что объясняет целенаправленность действия". Полагается, что все, совершаемое человеком - как различные виды систематической деятельности, так и множество заранее не планируемых и зависящих от обстоятельств ежедневных действий - имеет свои мотивационные основания: когда он, скажем, по дороге останавливается, чтобы на что-то посмотреть, ответить на вопрос прохожего или привести в порядок одежду, эти ситуативные действия определяются любопытством, вежливостью, желание выглядеть опрятным и другими подобными мотивами.

Анализ концептуальных подходов к изучению проблем мотивации в западной психологии будет неполным если не коснуться теорий мотивации, родоначальниками которых являются такие ученые как Абрахам Маслоу, Дэвид Макклелланд, Фредерик Геберг, Лайман Портер и Эдвард Лоулер. Но чтобы понять смысл данной теории сначала нужно усвоить смысл основополагающих понятий: потребности и вознаграждения, занимающих в данных теориях ключевое место. В западной психологии принято считать, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее осуществления, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать. При этом большинство психологов соглашается, что потребности в принципе можно классифицировать как первичные и вторичные [2].

Первичные потребности (в пище, воде) являются по своей природе физиологическими и, как правило, врожденными. Вторичные потребности (в уважении, привязанности) по природе своей психологические. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный опыт, вторичные потребности людей различаются в большей степени, чем первичные.

Потребности невозможно непосредственно наблюдать или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению военнослужащих. Потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается военнослужащим, она пробуждает в нем состояние устремленности. Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определённую направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле - это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает цели, его потребность оказывается удовлетворенной. Степень уд...

Другие файлы:

Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы
Социально-психологическая адаптация военнослужащего в коллективе. Основные проблемы социально-психологической адаптации. Методика работы должностных л...

Особенности мотивации и локуса контроля женщин, регулярно занимающихся спортом, на примере аквааэробики
Изучение мотивационной сферы личности в зарубежных и отечественных научных концепциях. Основные категории мотивационной сферы и виды мотивации женщин,...

Исследование социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву первого года службы
Общее понятие психологической адаптации. Изучение особенностей социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву в начале службы и через г...

Государственное социальное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей
Анализ функциональных аспектов социального обеспечения военнослужащих. Состояние пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы и членов их с...

Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми
Методология исследования в психосоциальной сфере. Общая характеристика психосоциального тестирования. Стандартизация, надежность и валидность теста. В...