Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Социально-психологическая адаптация военнослужащего в коллективе. Основные проблемы социально-психологической адаптации. Методика работы должностных лиц подразделения по созданию условий для молодого пополнения военнослужащих контрактной службы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Адаптация военнослужащих к условиям воинской службы

1. Сущность и содержание адаптации военнослужащего в подразделении к условиям службы

1.1 Социально-психологическая адаптация военнослужащего в коллективе: сущность и содержание

Изучение психологической литературы показывает, что в общественные науки понятие «адаптация» вошло из биологии, где она рассматривается как механизм биологического приспособления различных видов животного и растительного мира к изменчивым условиям среды обитания.

Возникновению термина «адаптация» (от латинского adapto - приспособляю) относится ко второй половине XVIII в. Введение его в оборот связано с именем немецкого физиолога Ауберта, который использовал этот термин для характеристики явлений приспособления чувствительности органов зрения и слуха, выражающего в повышении или понижении чувствительности в ответ на действие адекватного раздражителя.

Однако было бы неправильным считать точкой отсчета начало научного изучения проблем адаптации. Будучи исторически связанной с возникновением и развитием биологии, эта проблема является по существу эволюционной, и первые идеи в ее возникновении принадлежат французскому натуралисту Ж. Бюффону, который еще в XVII веке считал, что основной механизм приспособления определяется прямым влиянием условий среды на изменяющиеся соответствующим образом организм. В дальнейшем, в начале XIX века эта идея была тщательно исследована Ж.Б. Ламарком, Ж. Сент-Иллером, Г. Спенсером, И. Дарвином. Благодаря их исследованиям, проблемы адаптации получили прочную теоретическую и эмпирическую базу в рамках эволюционной теории. Этот научный импульс послужил толчком к расширению границ применения термина «адаптация». Ее проблемы все больше стали интересовать врачей, психологов, социологов, философов, психиатров. Так президент АМН Тимаков В.Д., раскрывая влияние адаптации на деятельность человека в условиях НТ прогресса, писал: «Проблема адаптации» - общебиологическая проблема, она затрагивает интересы всего общества, работников всех отраслей труда и производства. Ее значение определяется, прежде всего, тем, что природа и физиологические свойства человека, формировавшиеся в течение многовековой истории, не могут изменяться с такой же быстротой и такими же темпами, как психологические условия производства, техники и природы. Несоответствие между этими процессами может приводить к возникновению «ножниц» между биологической природой человека и окружающей средой [61].

Вместе с тем, широкий интерес к проблеме адаптации человека дает возможность говорить не только о многосторонности, даже универсальности класса адаптивных явлений, но и значительных расхождениях в методологических, теоретических и методических подходах к определению ее сущности, междисциплинарной разобщенности ее исследований, определений понятия «адаптация человека». «Адаптация, как объект исследования, является своеобразным научным перекрестком, где скрещиваются магистральные направления изучения ведущих фундаментальных проблем… этот перекресток относится, пожалуй, к категории наиболее сложных, аварийно опасных: здесь нет пока достаточно надежной системы указателей движения.» [16] - отмечается в коллективном научном труде ученых Сибирского отделения АМН СССР.

Актуальность проблемы адаптации обусловила активный и плодотворный поиск ее сущности, содержания, особенностей и путей эффективного влияния на нее в интересах подготовки солдат для специфической, войсковой деятельности. Но вместе с тем, естественно, привела к появлению многочисленных попыток дать определение термину «адаптация».

Анализ психологической литературы показывает, что в настоящее время существует в основном два вида подхода к пониманию сущности «адаптации человека».

В самом фундаменте эмпирической психологии лежит некая методологическая предпосылка, имеющая характер постулата. Он мог бы быть обозначен как «постулат сообразности». Введенный термин «сообразность», согласно В. Дамо, означает «соответствие чего-то чему-то», в данном случае - соответствие, сообразность всех психологических проявлений, входящих в деятельность предустановленной цели [46]. Индивиду приписывается изначальное стремление к «внутренней цели», в соответствии с которой приводятся все без исключения проявления его активности. По существу речь идет об изначальной адаптивной направленности любых психических процессов и поведенческих актов. Понятие «адаптивность», «адаптивная направленность» и т.д. трактуются здесь в предельно широком смысле. Имеются ввиду не только процессы приспособления индивида к природной среде, решающие задачу сохранения телесной целостности, выживания, нормального функционирования и т.д., но и процессы адаптации к социальной среде в виде выполнения предъявляемых со стороны общества требований, ожиданий, норм, соблюдение которых гарантирует «полноценность» субъекта как члена общества.

Представители первого направления сущность адаптации видят в приспособлении организма и личности к воздействию новых раздражителей или к изменившимся условиям деятельности и жизни в целом [20,21,35,39,54,63]. Основным содержанием процесса адаптации они считают привыкание, изменение (ломку) старого динамического стереотипа и формирование нового.

Такой подход вполне правомерен при оценке биологической, физиологической, психофизиологической и психологической адаптации человека к соответствующим условиям военной службы, но он не может быть признан достаточным при исследовании адаптации военнослужащего к социальным и социально-психологическим факторам воинской службы.

Неудовлетворенность «традиционным» взглядом на адаптацию личности, как только приспособление, привыкание к определенным условиям вызвала ряд работ, в которых делаются попытки выйти за рамки привычного определения данного явления.

Сторонники второго направления полагают, что в процессе адаптации личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, приспосабливая ее к себе, изменяя в собственных интересах [22,23,27,37,56,57].

Этот подход позволяет адекватно понять сущности активности личности в процессе адаптации ее в коллективе, разграничить понятия биологической и социальной адаптации как взаимосвязанных, но разноуровневых явлений.

Говоря об адаптации, имеем ввиду также и процессы «самоприспособления»: саморегуляцию, подчинение высших интересов низшим и т.п. Наконец, что особенно важно подчеркнуть, речь идет не только о процессах, которые ведут к подчинению среды исходным интересам субъекта. В последнем случае адаптация есть реализация его фиксированных предметных ориентаций: удовлетворение потребности, инициировавшей поведение, достижение поставленной цели, решение исходной задачи.

Приспосабливает ли индивид себя к миру или подчиняет мир исходным своим интересам - в любом случае он отстаивает себя перед миром в тех своих проявлениях, которые в нем уже были и есть и которые постепенно обнаруживаются. Таким образом, под адаптацией понимается тенденция субъекта к реализации и воспроизведению в деятельности уже имеющихся у него стремлений, направленность на осуществление таких действий, целесообразность которых была подтверждена предшествующим опытом (индивидуальным или родовым). Говоря об адаптации, адаптивной направленности, предусматриваем тот случай, когда человек может заранее и не знать, к чему именно, к какому предметному эффекту приведет его действие, и, тем не менее, действовать адаптивно, если заранее известно, к чему он стремиться «для себя», что ему может дать. Поэтому адаптивные действия могут быть и творчески продуктивными, «незаданными»: адаптивными их делает наличие ответа на вопрос «зачем?».

Смысл заключается, следовательно, не столько в том, что индивид в каждый момент времени «хочет сделать что-то», т.е. что он «устремлен» к какой-либо цели; анализируя те или иные частные стремления человека, можно как бы взойти к той цели, которая, в конечном счете, движет поведением, какими бы противоречивыми и неразумными не представлялись при «поверхностном» наблюдении основанными на ней побуждения и стремления людей.

В зависимости от того, какое жизненное отношение принимается за ведущее, выделяются различные варианты сообразности всех психологических проявлений личности при адаптации к среде.

Гомеостатический вариант. Выступает в форме требования к устранению конфликтности во взаимоотношениях со средой, элиминации «напряжений», установлению «равновесия» и т.п. Считается, что какое-нибудь событие, будь то изменение температуры окружающей среды или перемены в социальном статусе человека, выводит его из состояния равновесия; поведение же сводится к реакции восстановления утраченного равновесия.

Гедонистический вариант. Действие человека детерминировано двумя первичными (peimaer) аффектами - удовольствием и страданием; все поведение интерпретируется как максимилизация удовольствия и страдания.

Прагматический вариант. В качестве ведущего здесь рассматривается принцип оптимизации. Во главу угла ставится узкопрактическая сторона поведения (польза, выгода, успех). Например, типично следующее высказывание: «…даже если принятое кем-то решение кажется несуразным, мы все равно допускаем, что оно логично и обоснованно с учетом всей информации, связанной с человеком… всякое решение действительно оптимизирует психологическую полезность, даже если...

Другие файлы:

Зависимость эффективности адаптации военнослужащих по призыву к воинской службе в условиях сокращенных сроков ее прохождения от их индивидуально-психологических и личностных свойств
Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих по призыву к армейской среде и условиям службы. Исследование системной обусловленности психиче...

Основные психологические защитные механизмов личности военнослужащих в адаптационный период
Адаптация к условиям воинской службы в мирное время и к боевой обстановке. Учет офицером-воспитателем механизмов психологической защиты в служебной де...

Профессиональная адаптация военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей
Нормативная база по вопросам переподготовки и трудоустройства военнослужащих и членов их семей. Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащи...

Формирование ответственности военнослужащих за соблюдение требований воинской дисциплины
Виды ответственности военнослужащих за соблюдение требований воинской дисциплины. Дисциплинированность как качество личности военнослужащего. Психолог...

Адаптация военнослужащих по призыву
Определение основных направлений и форм работы по психологическому сопровождению социально-психологической адаптации молодых солдат к воинской деятель...