Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии и социальной работы
Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии
Магистратура по специальности «Социальная работа»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми»
Выполнил:
Бандура Оксана Александровна
Тверь, 2013
Содержание
Введение
ГЛАВА 1: Методология исследования в психосоциальной сфере
ГЛАВА 2: Изучение эмпатических способностей, особенностей мотивационной сферы и уровня социально-психологической адаптации у педагогов, работающих с девиантными детьми
2.1 Объект исследования
2.2 Использованные методики и процедура исследования
2.3 Обработка полученных данных
2.4 Результаты количественного анализа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
В настоящее время стала актуальна проблема «оздоровления» населения, как в физическом, так и в психологическом плане. Социально-экономические кризисы, смена привычных ценностных ориентаций, идеалов, уклада жизни привели к трансформациям в личностной сфере, появлению большого числа дезадаптированных людей, которые не смогли быстро переориентироваться на новые нормы, ценности, интериоризировать их, изменить уже неадаптивные формы поведения. В период этой «ломки» наименьшее внимание уделялось подрастающему поколению, их социализации, поддержке семей и последствия этого ужасающие. Отчужденность стала социальным нормативом поведения -- каждый стремится к уединению, независимости, отстраненности, экономии физических и психических ресурсов. Другая личность обычно начинает нас интересовать тогда, когда от нее что-либо зависит, когда она препятствует нашим потребностям, интересам, доставляет какое-либо неудобство.
По статистическим данным каждая пятая семья в России асоциальна, количество беспризорников исчисляется миллионами. Здесь четко встает проблема «потерянного» поколения, а это грозит становлением деформированного общества, потерей талантов, деградацией. Дети «отвечают» за своих родителей, стремящихся потопить тяготы жизни в алкоголе, наркотиках; и они, имея перед глазами такой пример, подражают им, стремятся к «легким» деньгам, ищут поддержки на улице, вливаются в группы, носящие антисоциальный характер.
В данный момент эта проблема рассматривается на высшем уровне (Указ Президента РФ «О борьбе с беспризорностью»), разрабатываются программы, создаются приюты, центры реабилитации детей из неблагополучных семей.
В такие центры поступают дети с последствиями социально-психологической депривации и жестокого обращения, поэтому к тем, кто с ними работает, предъявляются высокие требования. Успех социально-психологической реабилитации воспитанников в определяющей степени зависит от того, в какой мере его сотрудники готовы работать с данной категорией детей. Пока еще система профилактики безнадзорности детей не имеет достаточного числа кадров, специально подготовленных для работы с такими детьми. Но как показывает наблюдение, первостепенное значение в сложившихся условиях приобретает позитивная мотивация сотрудников, умение проникнуть через защитные механизмы психики, выявить, понять индивидуальные особенности с целью дальнейшего прогнозирования поведения, конструктивного взаимодействия, создания наиболее благоприятных условий воспитания. Все это зависит от личностных качеств педагогов (эмпатия, толерантность, эмоциональная устойчивость и т.д.), знаний, умений, желания контактировать с коллегами в процессе социального возрождения и развития детей.
Глава 1: Методология исследования в психосоциальной сфере
Основные методы исследования в психосоциальной сфере делятся на 4 группы. Первую группу методов, можно назвать организационными, к ним относятся методы сравнительный, лонгитюдинальный, комплексный. Они действуют на протяжении всего исследования, и их эффективность определяется но конечным результатам исследования (теоретическим - в виде известных концепций, практическим - в виде определенных рекомендаций к совершенствованию или созданию нового средства обучения, диагностики и лечения, управления и т.д.).
Вторую, самую обширную группу методов, составляют эмпирические способы добывания научных данных, образования фактов. К этой группе относятся наблюдение и самонаблюдение (обсервационные методы), экспериментальные методы (лабораторного, полевого, естественного, формирующего или психолого-педагогического), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и проективные; анкеты современных типов; социометрия, интервью и беседы); приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка изделий и выполненных работ, в том числе ученических, произведений и т.д.), которые можно назвать праксиметрическими методами; моделирование (математическое, кибернетическое и т.д.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документации, свидетельств и т.д.).
Третью группу методов составляют приемы обработки данных (экспериментальных и др.). К этим методам относятся количественный (математико-статистический) анализ, с одной стороны, качественный, с другой (в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам т.е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил).
Четвертую группу - интерпретационных методов - составляют различные варианты генетического и структурного методов. Вариантами генетического метода являются филогенетический, онтогенетический, генетический в специальном смысле слова (генетики поведения и индивидуальных свойств), социогенетический, исторический.
Раньше полагали, что будущее научной методологии за рациональными методами. Но развитие методологии показывает, что это не так. В огромной мере возросшие возможности обработки и интерпретации научных данных посредством рациональных методов зависят от прогресса эмпирических методов, техника которых связана с приборами и аппаратами, специальными техническими устройствами разных видов (сигнализационных или стимуляционных экранов, фиксационных и регистрационных аппаратов, контрольно-измерительных приборов, вычислительных машин и т.д.).
Таким образом, в современной психосоциальной работе складывается система методов, охватывающих цикл исследования (организационных, эмпирических, количественно-качественного анализа научных данных, интерпретационных).
В психосоциальной деятельности часто используют комплексный метод, который не представляет из себя концепцию целостности изучаемых феноменов, но, бесспорно, он направлен на построение такого исследовательского цикла, который обеспечивал бы в будущем построение такой концепции. Программа комплексного междисциплинарного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами, периодическим сопоставлением данных и их обобщением, главным образом касающихся связей и взаимосвязей между явлениями разного рода.
Важнейший и все более распространяющийся исторический прием представляют тесты, или массовые психологические испытания.
Общая характеристика психосоциального тестирования
Тестирование - это метод измерения и оценки характеристик человека с помощью специальных техник. Предметом тестирования могут быть любые психологические характеристики человека: психические процессы, состояния, свойства, отношения и т. п. Основой тестирования является тест - стандартизированная система испытаний, позволяющая обнаружить и измерить качественные и количественные индивидуально-психологические различия.
Изначально тестирование рассматривалось как разновидность эксперимента. Однако к настоящему времени специфика и самостоятельное значение тестирования в психологии позволяют отграничить его от собственно эксперимента.
Теория и практика тестирования обобщены в самостоятельных научных дисциплинах - психологической диагностике и тестологии. Диагностика - это наука о способах выявления и измерения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека. Таким образом, психодиагностика является экспериментально-психологическим разделом дифференциальной психологии. Тестология - это наука о разработке, конструировании тестов.
Процесс тестирования, как правило, включает в себя три этапа:
1) выбор методики, адекватной целям и задачам тестирования;
2) собственно тестирование, т. е. сбор данных в соответствии с инструкцией;
3) сравнение полученных данных с «нормой» или между собой и вынесение оценки.
Использование тестов - неотъемлемая черта современной психодиагностики. Можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностики: сфера обучения и воспитания, сфера профессионального отбора и профессиональной ориентации, консультат...
Социально-психологическая адаптация пожилых людей
Проблема социально-психологической адаптации в современной психологии. Особенности социально-психологической адаптации пожилых людей. Организация иссл...
Исследование социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву первого года службы
Общее понятие психологической адаптации. Изучение особенностей социально-психологической адаптации военнослужащих по призыву в начале службы и через г...
Взаимосвязь личностных особенностей курсантов первого года обучения с уровнем социально-психологической адаптации в военном ВУЗе
Процесс социально-психологической адаптации и критерии ее эффективности. Характеристика военной деятельности. Этапы адаптации курсантов к обучению. Ис...
Взаимосвязь ценностно-смысловой сферы и социально-психологической адаптации у подростков с отклоняющимся поведением
Понятие социально-психологической адаптации и проблема дезадаптации в подростковом возрасте. Специфика ценностно-смысловых ориентаций у подростков с д...
Особенности ценностно-мотивационной сферы специалистов в области информационных технологий, склонных к хакерской деятельности
Практическое исследование особенностей ценностно-мотивационной сферы специалистов в области информационных технологий, выявление наличия взаимосвязи у...