Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности мотивации и локуса контроля женщин, регулярно занимающихся спортом, на примере аквааэробики

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Изучение мотивационной сферы личности в зарубежных и отечественных научных концепциях. Основные категории мотивационной сферы и виды мотивации женщин, занимающихся аквааэробикой. Основные категории мотивационной сферы, виды мотивации и локус-контроля.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Особенности мотивации и локуса контроля женщин, регулярно занимающихся спортом, на примере аквааэробики

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретическое изучение мотивации женщин, занимающихся спортом, на примере аквааэробики
    • 1.1 Изучение мотивационной сферы личности в зарубежных и отечественных научных концепциях
    • 1.2 Основные категории мотивационной сферы и виды мотивации
    • 1.3 Представления о локусе контроля в психологии
    • 1.4 Спортивная мотивация в структуре деятельности
    • 1.5 Особенности аквааэробики как вида спорта
  • Глава 2. Исследование мотивации женщин, занимающихся аквааэробикой
  • 2.1 Цели, задачи, гипотезы исследования
  • 2.2 Организация исследования
  • 2.2.1 Характеристика выборки
  • 2.2.2 Методики исследования
  • 2.3 Результаты исследования
  • 2.4 Обсуждение результатов
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения
  • Введение
  • Актуальность исследования. Раскрытие способностей человека, проявление его личности происходит в различных видах деятельности. Занятия спортом выступает одним из важных видов деятельности современного человека, это одна из сторон современной культуры, имеющая свое содержание, структуру, закономерности и механизмы проявления.
  • При значительном внимании в российской психологии к психологии профессионального спорта, профессиональной спортивной деятельности, в т.ч. и мотивационных факторах и локуса контроля, обеспечивающих успешность или неуспешность спортсмена на соревнованиях, недостаточно исследованным остается область мотивации к спортивной деятельности на непрофессиональном, любительском, массовом уровне. Это связано с государственными приоритетами профессионального спорта в советский период времени. В последние десятилетия одной из важных направлений государственной политики является приобщение к различным видам спорта широких слоев населения, что связано с задачами сохранения и укрепления здоровья населения. На государственном уровне предполагается реализация программы построения новых спортивных объектов, внедрение программ здорового образа жизни в учебных заведениях.
  • Однако любая деятельность детерминируется не только извне (обществом), но и внутренней потребностью самой личности, выраженной в мотивационной структуре личности, а также поддерживается самой личностью. Не исключение и спортивная деятельность, под которой в данном исследовании мы понимаем не профессиональное занятие спортом, а последовательное и достаточно серьезное занятие спортом в свободное от основной профессиональной деятельности время.
  • Таким образом, тема мотивационной структуры личности и локуса контроля людей, занимающейся спортом, выступает актуальной для современной психологии.
  • Наряду с интересом к мотивационной сфере личности как движущей силе поведения человека и особенностям приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам, в современной психологии активно исследуются отдельные группы, в том числе по полу. Женская психология - активно развивающееся направление дифференциальной психологии. В данном исследовании мы объединены темы мотивационной структуры личности и особенностей локуса контроля, психологии спортивной деятельности и женская психология. Мы рассмотрим особенности мотивации и локуса контроля женщин, занимающихся спортом на примере аквааэробики. Аквааэробика - один из современных женских видов спорта, приобретающих все большую популярность в связи с особенностью распределения нагрузки на организм в воде.
  • Цель исследования: изучить особенности мотивации и локуса контроля женщин, занимающихся спортом, на примере аквааэробики.
  • Объект исследования: мотивация личности и локус контроля.
  • Предмет исследования: мотивация и локус контроля женщин, занимающихся спортом, на примере аквааэробики.
  • Гипотезы исследования:
  • 1. Женщины, занимающиеся акваэробикой, более ориентированы на достижения, чем женщины, не занимающиеся спортом
  • 2. У женщин, занимающихся аквааэробикой, более высокая потребность в престиже, чем у женщин, не занимающихся спортом
  • 3. Женщины, занимающиеся акваэробикой, имеют более высокий локус-контроля в области здоровья и в области достижений.
  • Для реализации поставленной цели исследования и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующий комплекс задач:
  • 1) Проанализировать изучение мотивационной сферы личности в зарубежных и отечественных научных концепциях.
  • 2) Охарактеризовать основные категории мотивационной сферы и виды мотивации.
  • 3) Раскрыть представления о локусе контроля в психологии.
  • 4) Рассмотреть спортивную мотивацию в структуре деятельности.
  • 5) Раскрыть особенности аквааэробики как вида спорта.
  • 6) Провести эмпирическое исследование мотивационной сферы и локуса контроля женщин, занимающихся аквааэробикой.
  • Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме исследования, психодиагностика, статистические методы обработки информации.
  • Эмпирическую базу исследования составили 30 испытуемых, средний возраст 34,5 года, из них 15 женщин, занимающихся аквааэробикой, 15 женщин, не занимающихся никаким из видов спорта.
  • Теоретическая значимость. Обосновано наличие специфики мотиваций и особенности локуса контроля женщин, занимающихся спортом, предложен комплекс методик для диагностики мотивационной сферы и локуса контроля людей, занимающихся спортом.
  • Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в спортивных клубах и секциях для разработки программ, повышающих мотивацию женщин к длительным занятиям спортом, в частности, аквааэробикой. Также использованный в данной работе комплекс диагностических методик может быть применен при формировании групп для занятий в спортивных секциях.
  • Структура дипломной работы представлена введением, теоретической и практической главами, заключением, списком литературы, приложениями. Список литературы содержит 48 источников. В приложениях представлены данные расчетов, не вошедшие в основной текст работы.
  • Глава 1. Теоретическое изучение мотивации женщин, занимающихся спортом, на примере аквааэробики
  • 1.1. Изучение мотивационной сферы личности в зарубежных и отечественных научных концепциях
  • мотивация личность контроль аквааэробика
  • В общем виде под мотивацией понимают совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его активность и направленность. Мотивационная сфера - сложное объединение и взаимодействие движущих сил поведения личности, открывающееся субъекту в виде совокупности потребностей, мотивов, интересов, влечений, целей, идеалов, которые непосредственно детерминируют человеческую деятельность. Это - стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. [17, с. 74]
  • В изучении мотивационной сферы, как и относительно других основополагающих структур личности, отсутствует единый теоретический подход, более правомерно говорить о теоретическом плюрализме в исследовании проблематики мотивации.
  • В зарубежной психологической науке выделяются следующие подходы к изучению мотивационной сферы: психоаналитический (А. Адлер, Э. Фром); бихевиористский (Б.Ф. Скинер); гуманистический (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и др.); когнитивный (А. Бандура, Б. Вайнер, К. Двейк, Д. Мак-Клелланд, Д. Роттер, М. Селигман, Х. Хекхаузен). В рамках когнитивного подхода предлагалось множество психологических конструктов рассмотрения мотивации достижения: локус контроля (Дж. Роттер); каузальные атрибуции (Б. Вайнер); теория выученной беспомощности (М.Селегман); социокогнитивный подход (К. Двек); теория самоэффективности (А. Бандура) и др. Все существующие подходы в психологии мотивации можно отнести к двум направлениям: мотивация является совокупностью всех детерминант поведения (внешних и внутренних, социальных и биологических и т.д.); мотивация имеет процессуальный характер.
  • Другая классификация направления исследований мотивационной сферы: 1) теоретико-инстинктивное (Э. Фрейд, У. Макдауголл) - мотивация человека рассматривается на основе органических потребностей и врожденных инстинктов; 2) теоретико-ассоциативное (психология научения (Б.Ф. Скиннер, Э. Торндайк, К. Халл, Э. Толмен)), психология активации (И. П. Павлов, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Е.Н. Соколов); 3) теоретико-личностное (теория когнитивного диссононса (Л.Фестингер), теория ожидаемой ценности (Д. Аткинсон), инструментального действия (В. Вроом), каузальной атрибуции (Ф. Хайдер, В. Вайнер), теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности (Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Х. Хекхаузен)).
  • В развитии представлений о мотивационной сфере можно выделить несколько этапов. Первый, естественнонаучный этап, характеризуется принципом детерминизма - постулируется наличие у человека одного мотива, детерминирующего все его поведение, а активная роль самого субъекта отрицается (У. Мак-Дугалл, З. Фрейд, К. Хорни, а также ранние работы А. Адлера, А. Маслоу). Главная тенденция второго, антропологического этапа (1930-1950 гг.) - переход от естественнонаучной к гуманистической парадигме мотивации (А.Адлер, Л.С. Выготский, М. Мюррей). Для третьего, ситуационно-динамического этапа, (1950-1960 гг.) характерно сближение с когнитивной психологией и интерес к динамическим моделям, а также к м...
Другие файлы:

Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса контроля
Основные теоретические подходы к изучению локуса контроля. Методы эффективного самоконтроля поведения. Определение и стадии стресса, методы его предот...

Питание лиц, занимающихся физкультурой и спортом
Основные требования к режиму и содержанию питания лиц, регулярно занимающихся физкультурой и спортом. Физиологические и гигиенические рекомендации по...

Исследование влияния локуса контроля и ценности подкрепления на особенности ожиданий индивида (на примере организационного поведения)
"Теория социально-когнитивного научения" Роттера. Психологический анализ структурных компонентов поведения. Проблема повышения мотивации труда сотрудн...

Особенности мотивации к занятиям физической культурой и спортом
Сущность, виды и функции мотивации как проблемы психологического исследования. Педагогические технологии развития мотивационных основ к урокам физичес...

Теоретическое и эмпирическое изучение особенностей проявления лжи у студентов с различным уровнем локуса контроля
Изучение теоретических аспектов и проведение исследования проблемы проявления лжи и локуса контроля студентов. Выявление достоверных различий в особен...