Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Школа человеческих отношений и поведенческие науки в теории менеджмента

Тип: курсовая работа
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Изучение закономерностей поведения человека и методов управления поведением, как отдельного человека, так и группы людей. Исследование теорий межличностного взаимодействия, символического интеракционизма, управления впечатлениями, бихевиоризма и обмена.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Теории межличностного взаимодействия

Что определяет, вступят люди в контакт друг с другом или нет, продолжат его или прервут?

Существует несколько психологических теорий межличностного взаимодействия: теория бихевиоризма и теория обмена (Дж.Хоманс, П.Блау), теория символического интеракционизма (Дж.Мид, Г.Блумер), теория управления впечатлениями (Э.Гоффман), психоаналитическая теория (З.Фрейд) и др.

1.1 Теория бихевиоризма и теория обмена

Бихевиоризм определил облик американской психологии 20 века. Его основатель, Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Отсюда и название - по англ. Behavior-поведение (бихевиоризм можно перевести как поведенческая психология). Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться внешне наблюдаемыми реакциями (всё, что не поддается объективной регистрации, - не подлежит изучению , т.е. мысли, сознание человека не подлежат изучению, их нельзя измерить, регистрировать). Всё, что происходит внутри человека, изучить невозможно, т.е. человек выступает как «черный ящик». Объективно изучать, регистрировать можно только реакции, внешние действия человека и те стимулы, ситуации, которые эти реакции обусловливают. И задача психологии заключается в том, чтобы по реакции определять вероятный стимул, а по стимулу - предсказывать определённую реакцию.

И личность человека, с точки зрения бихевиоризма, не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определённый стимул, ситуацию. Формула «стимул-реакция» (S-R) являлась ведущей в бихевиоризме. Человек в концепции бихевиоризма понимается прежде всего как реагирующее, действующее, обучающееся существо, запрограммированное на те или иные реакции, действия, поведение. Изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на требуемое поведение.

Бихевиоризм поставил цель: изучить закономерности поведения человека и методы управления поведением как отдельного человека, так и группы людей. На основе психологических экспериментов бихевиористы выявили ряд законов, закономерностей, с помощью которых можно управлять поведением людей.

поведение межличностный бихевиоризм интеракционизм

1.1.1 Закон эффекта Торндайка

Связь между S (стимулом, ситуацией) и R (реакцией поведения) Усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.) либо отрицательным (боль, наказание, неудача, критические замечания и т.п.). Поведение человека вытекает чаще всего из ожидания положительного подкрепления, но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Если человек в ответ на ситуацию, дал правильную реакцию поведения, то для закрепления этой реакции необходимо, чтобы человек получил положительное подкрепление - тогда и в дальнейшем, на аналогичную ситуацию человек будет правильно реагировать, реализовывать нужное поведение. Положительное подкрепление правильных реакций более эффективный метод управления поведением человека, чем наказание за неправильные поведенческие реакции.

Следствие : нельзя давать положительное подкрепление неправильным реакциям человека - в этом случае неправильное поведение закрепляется (например, если родители дают конфетку, чтобы успокоить ребёнка, когда он плачет, так как не хочет, чтобы родители ушли из дома и оставили его с бабушкой, то в дальнейшем, в аналогичных ситуациях ребенок будет ещё больше капризничать и плакать, поскольку получает положительное подкрепление-конфету, подарки, уступки родителей).

1.1.2 Закономерность непротиворечивости подкреплений в ответ на одну и ту же реакцию в определенной ситуации

Если данная закономерность нарушается, то поведение человека становится неконтролируемым и неуправляемым (например, ребёнок балуется и прыгает на диване, а родители в этой ситуации, один раз дали положительное подкрепление (посмеялись, побаловались с ним ), в другой раз на такое же поведение ребенка дали отрицательное подкрепление (наказали, отругали ребенка), в третий раз - вообще не обратили внимание на поведение ребенка, либо один родитель - поругал, а другой - поддержал поведение ребенка), то такие противоречивые подкрепления со стороны родителей приводят к неуправляемости ребёнка, к его непослушанию, к повышенной импульсивности, неконтролируемости его поведения.

1.1.3 Закон субъективной ценности подкрепления

Чтобы эффективнее управлять поведением человека, необходимо учитывать, какое подкрепление является для человека наиболее важным, значимым, ценным в данный момент, и предоставляя это субъективно ценное подкрепление в случае правильного поведения человека, или угрожая лишить человека этой субъективной ценности в случае его неправильного поведения, возможно с высокой вероятностью управлять его поведением. На поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то более ценит деньги, или более чувствителен к наказанию и т.п.)

1.1.4 Закон оперантного обусловливания Скиннера

Процесс приспособления строится на основе активных проб- воздействий человека на окружающий мир. Некоторые из них могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом, некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. Оперантное поведение предполагает, что организм активно воздействует на окружение и в зависимости от последствий результатов этих активных действий, они закрепляются или опровергаются. По Скиннеру, именно эти реакции являются формой произвольного поведения. Катание на роликовой доске, игра на фортепиано, обучение письму- это всё примеры оперантных реакций человека, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением. Если последствия благоприятны для организма, тогда вероятность повторения оперантной реакции усиливается. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию». Скиннер выделяет 4 режима подкрепления:

1.Режим подкрепления с постоянным соотношением, когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий (например, платят работнику пропорционально количеству произведенной продукции, т.е. чем чаще организм правильно реагирует, тем больше подкреплений он получает).

2. Режим подкрепления с постоянным интервалом, когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления.(например, платят работнику зарплату через каждый месяц, или у студента сессия через каждые 4 месяца, при этом, скорость реагирования ухудшается сразу после получения подкрепления- ведь следующая зарплата или сессия будет ещё не скоро).

3.Режим подкрепления с вариативным соотношением (например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш - такой режим подкрепления значимо воздействует на поведение человека).

4.Режим подкрепления с вариативным интервалом (через неопределенные интервалы времени человек получает подкрепления, или знания студента контролируют с помощью «неожиданных контрольных» через случайные промежутки времени, что побуждает соблюдать более высокий уровень прилежания и реагирования по сравнению с режимом подкрепления «постоянным интервалом»).

Скиннер выделял первичные подкрепления (пища, вода, физический комфорт, секс) и вторичные, или условные подкрепления (деньги, внимание, хорошие оценки, привязанность и т.д.). Вторичные подкрепления генерализуются, объединяются со многими первичными подкреплениями, например, деньги являются средством для получения множества удовольствий или ещё более сильным генерализованным условным подкреплением является социальное одобрение- ради социального одобрения со стороны родителей, окружающих людей, человек стремится хорошо себя вести, соблюдать социальные нормы, хорошо учиться, делать карьеру, красиво выглядеть и т.п.

Скиннер выделял позитивные и негативные подкрепления. Он боролся против использования наказания для контроля поведения, так как болевое наказание вызывает отрицательные эмоциональные и социальные побочные эффекты (страх, тревога, антисоциальные действия, ложь, потеря самоуважения и уверенности), лишь временно подавляет нежелательное поведение, которое вновь проявится там, где отсутствует тот, кто может наказать, если уменьшится вероятность наказания. Вместо аверсивного контроля, Скиннер рекомендует позитивное подкрепление, как наиболее эффективный метод для устранения нежелательного поведения и поощрения желательных реакций. «Метод успешного приближения или формирования поведения» заключается в положительном подкреплении того поведения, которое наиболее близко к желаемому оперантному поведению. К этому приближаются шаг за шагом, и поэтому одна реакция закрепляется, а затем заменяется другой, более близкой к желаемому поведению (так формируют речь, трудовые навы...

Другие файлы:

Развитие теории и практики менеджмента
Характеристика основных этапов развития менеджмента. Изучение формирования и развития школ менеджмента: школа научного менеджмента и спортивных аналог...

Этапы формирования и развития менеджмента
Развитие управленческой мысли, возникновение и эволюция менеджмента. Промышленный переворот и новые подходы к управлению, тейлоризм в СССР. Классическ...

Исторические предпосылки менеджмента
Исторические периоды развития управленческой мысли, как предпосылки возникновения менеджмента. Эволюция управления как науки. Четыре подхода к развити...

Школа человеческих отношений
Исследования Мэри П. Фоллетт, Элтона Мэйо. Школа науки о поведении: теории Честера Барнарда и Дугласа Мак-Грегора. Содержательная теория мотивации: те...

Школа человеческих отношений
Описание состояния управленческой науки до появления школы человеческих отношений. Исследование человека как основного фактора производства. Классифик...