Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Менеджмент

Совершенствование управления и маркетинг

Тип: реферат
Категория: Менеджмент
Скачать
Купить
Совершенствование управления и маркетингГ. П. Шуба, Алтайский государственный университет, г. Рубцовск Алтайского краяМы живем во время процветания организаций с эффективной управленческой структурой и эффективно налаженным руководством, во время, в котором жизнь компаний с плохо развитым управлением становится все более короткой. Научнотехнический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней среды предприятий.Потребительская кооперация Алтайского края: вчера и сегодняНа продовольственном рынке России усиливается конкурентная борьба за потребителей, доступ к сельскохозяйственному сырью, использование территориальной сбытовой инфраструктуры. В этих сложных условиях Алтайский краевой союз потребительских обществ проводит стратегию выживания, и сегодня можно говорить о том, что он начинает адаптироваться к условиям рынка.Что же является фундаментом развития крайпотребсоюза как субъекта регионального продовольственного рынка и каковы дальнейшие перспективы его развития?Систему потребительской кооперации можно рассматривать как крупнейшую корпорацию с многоотраслевым хозяйством, а ее подразделения обл(край)потребсоюзы как мощные, крупные организации.В 80е годы численность членовпайщиков Алтайского крайпотребсоюза превышала 700 тыс. человек (в настоящее время свыше 170 тыс. человек), распределительная сеть включала свыше 5 тыс. магазинов, рынки во всех городах и районах края, крупные межрайонные базы, более 50 предприятий по производству мясопродуктов. Однако в 90е годы взаимосвязи внутри системы потребкооперации были разрушены, что привело к ухудшению показателей ее деятельности, утрате ее позиций в торговле, заготовках, производстве (табл. 1).Таблица 1Динамика экономических показателей по Алтайскому крайпотребсоюзу в 1992—2000 гг.Товарооборот предприятий потребительской кооперации Алтайского края за годы реформирования резко снизился и составил в 2000 г. 8% от уровня 1992 г., а производство мясопродуктов в 2000 г. 31% от уровня 1992 г. Алтайский крайпотребсоюз постепенно утрачивал свои позиции на рынке сначала под воздействием неблагоприятной рыночной конъюнктуры, а потом под натиском конкурентов.Закупки мяса по крайпотребсоюзу за годы реформ снизились в 11 раз и составили в 2000 г. всего 9% от объемов закупок 1990 г. Кроме того, с 1991 г. более чем в 2 раза сократилось количество предприятий по производству мясопродуктов. Лишь за последние 2 года их число стало увеличиваться и сегодня составляет 32 единицы.Сложнейшее положение в потребительской кооперации края возникло по причине ее неготовности действовать в условиях конкуренции. Предприятия потребкооперации оказались в совершенно непривычной для них среде. Они не обладали навыками и приемами действовать в ней и, как результат, значительная часть предприятии находится в тяжелом финансовом положении, работает убыточно.Однако положение в системе Алтайского крайпотребсоюза постепенно начинает меняться к лучшему, получен положительный финансовый результат в 2000 г., и, кроме того, происходит заметное снижение числа убыточных предприятий, хотя их еще немало 37 единиц (табл. 2).Динамика финансовых показателей по Алтайскому крайпотребсоюзу в 1992—2000 гг.Однако, несмотря на заметные сдвиги, еще рано говорить о том, что положение стабилизировалось. Предприятия потребкооперации,за исключением нескольких, твердо стоящих на ногах, вынуждены проводить политику, ориентированную на выживание.Эта политика включает в себя мероприятия, направленные прежде всего на обеспечение финансовой устойчивости, совершенствование методов управления, повышение имиджа системы потребительской кооперации, мотивацию активного участия в потребительских обществах, подготовку и переподготовку кадров. Необходимо отметить, что по уровню квалификации руководящих работников в ряде потребсоюзов Сибири Алтайский крайпотребсоюз находится на одном из последних мест. Картина складывается весьма и весьма удручающая. В 2000 г. на предприятиях потребкооперации Алтайского края доля руководителей, имеющих высшее образование, составила лишь 37,1%.Предприятия потребительской кооперации края, как правило, возглавляют приверженцы производственной идеологии. Их усилия сосредоточены на том, чтобы как можно дешевле производить изделия, не учитывая предпочтения и нужды потребителей. Большинство руководителей и специалистов потребительской кооперации получили профессиональные знания в условиях плановой экономики. Рыночные условия хозяйствования требуют знаний и умений, которыми данные работники в должной мере не располагают. Необходима перестройка психологии и образа действий руководителей с ориентацией на маркетинг.Исследование выявило, что отдельные руководители и специалисты осознают целесообразность внедрения маркетинга, однако они не знают, с чего начать и как осуществить это на деле. Среди основной части управленческого персонала распространено мнение, что причины кризисного положения в системе потребительской кооперации кроются в низких доходах сельского населения, в несовершенстве налогообложения и государственной политики. Поэтому многие из них считают, что нет необходимости тратить время и средства на маркетинг. Они полагают, что лучше знают свою организацию и ее проблемы, чем ктолибо, и что можно старыми приемами достичь успеха в решении новых вопросов.Сельский рынок, на котором в основном работают организации потребительской кооперации, имеет свои особенности. Потребности сельских жителей известны и стабильны, и исследование рынка, как правило, не производится. У сельского населения незначительный платежеспособный спрос, низкая плотность распределения, сельчане ориентированы на натуральную модель потребления продовольствия, когда поступления из личного подворья покрывают до 85% необходимых продуктов питания.В этих условиях потребительская кооперация несет социальную миссию: она должна обеспечивать жизненно важными продовольственными товарами жителей самых удаленных и труднодоступных населенных пунктов, и Алтайский крайпотребсоюз имеет планово убыточные магазины в этих пунктах.Потребительская кооперация завтраКак показало исследование, отсутствие маркетинговой ориентации является главной причиной кризисного положения предприятий потребительской кооперации края. Чтобы успешно функционировать в условиях конкуренции, нужно сформировать конкурентную стратегию. Исходным пунктом ее формирования является осознание руководством невозможности сохранить и укрепить свои позиции в условиях перенасыщенного рынка. Отсюда при неизменной системе управления необходимость переориентации методов управления предприятием с опорой на достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы), на изучение ограничений, накладываемых внешней рыночной средой (внешние факторы).Для обеспечения экономической стабильности Алтайскому крайпотребсоюзу также необходимо более четко определиться со своей корпоративной миссией, проанализировать сильные и слабые стороны и, кроме того, определиться со своим стратегическим полем.Стратегическое поле Алтайского крайпотребсоюзаСтратегии Алтайского крайпотребсоюза по степени охвата товарного рынка схематично можно представить в следующем виде:Рис. 1. Стратегии предприятий потребительской кооперации Алтайского края по степени охвата товарного рынка
Другие файлы:

Совершенствование системы управления маркетингом в ООО "Ххх"
Сущность, необходимость процесса управления и механизм его построения на предприятии. Маркетинг как важнейшая функция в деятельности современного пред...

Маркетинг в отраслях и сферах деятельности
Учебное пособие отражает специфику маркетинга в процессе управления предприятиями различных отраслей промышленности и сфер деятельности и состоит из т...

Совершенствование систем управления
Классификация и функции структур управления. Принципы их проектирования. Характеристика предприятия ООО "Треал Трейдинг". Анализ персонала, структуры...

Анализ системы и элементов управления в ООО "Система Чибис"
Выбор и совершенствование структуры управления предприятием, ее анализ на примере деятельности ООО "Система Чибис": формирование и становление организ...

Маркетинг в агробизнесе
Товарное предложение на рынке сельскохозяйственных товаров. Нейтрализация рисков в сельском хозяйстве и мероприятия эффективного управления агромаркет...