Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Международные отношения

Статус, деятельность и правовые режимы ВТО как международной межгосударственной организации

Тип: дипломная работа
Категория: Международные отношения
Скачать
Купить
История образования и структура Всемирной торговой организации (ВТО), механизм ее деятельности и основные функции. Проблемы и перспективы присоединения России к ВТО. Порядок разрешения торговых споров. Правовые режимы торговли товарами и услугами.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Дипломная работа посвящена изучению юридической природы Всемирной торговой организации (ВТО). Данный вопрос в последнее время носит весьма актуальный характер, вызывает дискуссии в средствах массовой информации, среди специалистов, предпринимателей, в общественных кругах, так как Россия находится на рубеже вступления в ВТО.

В дипломной работе я постарался всесторонне подойти к избранной теме, хотя открытыми остаются многие вопросы, связанные с процессом присоединения России к ВТО, изменения в этой связи российского законодательства, регулирующего международные и внутриэкономические отношения, изменения системы ВТО в свете мирового финансового кризиса и другие проблемные вопросы.

Целью проводимого исследования является рассмотрение статуса ВТО как международной межгосударственной организации, её внутренней структуры, полномочий по разрешению споров, правовых режимов.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть предпосылки образования ВТО;

-рассмотреть структуру ВТО, механизм её деятельности и функции;

-дать характеристику основным правовым режимам ВТО;

- показать характерные черты и особенности системы и права ВТО;

-проанализировать возможные положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.

При написании дипломной работы мною использовались различные периодические издания, учебные пособия, статьи и диссертации специалистов в области международного права, а также нормативные источники, регламентирующие международную торговлю.

Практическую базу исследования составляют отдельные решения Комиссии по Урегулированию Споров Всемирной Торговой Организации, имеющих важное международное значение.

Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном изучении ВТО как международной межгосударственной организации и попытке ответить на вопрос о целесообразности вступления России в ВТО.

Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, практического материала и заключения.

Глава 1. Становление и развитие Всемирной торговой организации

1.1 Генеральное соглашение по тарифам и торговле: предпосылки и история заключения

После завершения второй мировой войны начался новый этап международного экономического сотрудничества, основанного на принципах Бреттон-Вудской системы. Наряду с иными международными организациями началось создание Международной торговой организации (МТО). Это специализированное учреждение ООН должно было не только организовать мировую торговлю, обеспечив единство ее правил, но и решить качественно новую задачу, распространив регулирование в целях либерализации на такие связанные с мировой торговлей (тогда еще являвшейся почти исключительно торговлей товарами) сферы, как предоставление услуг, международные инвестиции, ограничительная деловая практика и занятость.

Устав МТО согласовали более 50 стран. Однако, регулируемые ею вопросы, были исключительно сложны и широки. Поэтому 23 государства начали ускоренные предварительные переговоры по значительно более узкому кругу наиболее острых проблем, непосредственно касающихся либерализации торговли. Причина объяснялась наличием проблемы протекционизма в торговле и иных экономических сферах (созданием преимуществ для национальных товаропроизводителей и созданием ограничений для иностранных). Её возникновение связывают с финансовым кризисом 30-х гг. (Великой депрессией), второй мировой войной, наличием острых политических противоречий между государствами. Протекционизм превратился в нетерпимую преграду на пути экономического прогресса всего человечества. Карро Д., Жюйар П. «Международное экономическое право»//«Международные отношения», 2002. c.11-13

В результате одной из ключевых задач международного развития стало изживание «привычки к протекционизму», и страны, наиболее страдавшие от него, начали переговоры о его сокращении и максимальном ускорении либерализации мировой торговли путем снижения внешнеторговых тарифов вне всякой очереди уже в 1946 году. Переговоры завершились успехом: 23 страны-участницы сделали около 45 тыс. тарифных уступок на общую сумму 10 млрд. долл. (тогдашних долларов, еще не обесцененных последующей инфляцией!), что облегчило осуществление примерно 20% внешнеторговых сделок всего тогдашнего мира. Тарифные уступки были дополнены досрочным и, как предполагалось, временным принятием некоторых необходимых для их осуществления правил мировой торговли, предусмотренных проектом Устава МТО. Совокупность указанных правил мировой торговли, окончательно одобренная 30 октября 1947 г., и стала известна как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в январе 1948 года. Ремчуков К. В. «Россия и ВТО. Правда и вымыслы». М., 2002. С.31-36.

Процесс согласования мер регулирования и либерализации качественно более широкого круга процессов, закрепленных в проекте Устава МТО, также шел весьма быстро, и уже в марте 1948 года Гаванская конференция ООН по торговле и занятости завершила согласование этого Устава.

Однако при его ратификации национальными парламентами начали возникать проблемы. Участники переговоров, мало обращая внимания на изменившийся мир, сохранили послевоенную систему ценностей и восприятие взаимодействия в первую очередь как сотрудничество, а не как конкуренцию. Между тем, после войны международные противоречия сохранялись, а политические - стремительно нарастали. В результате парламенты ряда стран так и не ратифицировали Устав МТО. Официальный же отказ лидера стран, участвовавших в переговорах, - США от самой идеи ратификации Устава похоронил МТО, так и не дав ему родиться. В результате единственным международным документом, определяющим принципы и правила мировой торговли, стало предварительное и промежуточное соглашение - ГАТТ.

Его основной текст оставался неизменным на протяжении всех 47 лет его юридического применения, пока он не был окончательно заменен документами ВТО. Вносимые в течение этого времени изменения, как правило, представляли собой решения о снижении тарифов; кроме того, были приняты дополнительные соглашения, не являющиеся обязательными для всех членов ГАТТ (многосторонние соглашения или, как их еще называют, «соглашения с ограниченным кругом участников»).

Совершенствование первоначального соглашения, его корректировка и дополнение, направленное на дальнейшую либерализацию мировой торговли, осуществлялись в ходе проводимых под эгидой ГАТТ международных торговых переговоров («торговых раундов»). Особенностью последних был комплексный, «пакетный» подход, повышающий эффективность переговоров за счет предоставления участникам возможности осуществлять разнородные взаимные уступки. Это серьезно облегчило не только само ведение переговоров, но и последующее политическое обоснование их участниками таких уступок перед собственными национальными властями, которые легче соглашаются с ними, рассматривая их в едином «пакете» с полученными в обмен разнородными политическими и экономическими выгодами.

Комплексный подход более справедлив и потому, что он расширяет возможности учета интересов относительно слабых стран. При обсуждении вопросов по отдельности не вызывает сомнений, что в каждом конкретном случае они были бы вынуждены уступать более влиятельным партнерам. Однако при «пакетном» подходе полное игнорирование интересов слабого участника выглядит слишком очевидно, в результате чего он получает возможность добиться уступок от своего партнера, хотя бы и по второстепенным для того вопросам. «Опыт стран - членов ВТО по защите национальных интересов на внутреннем и внешнем рынках». авт. колл., п/р Королева И.С.-М., ИМЭМО.2003

На начальных этапах переговоров торговые раунды ГАТТ были посвящены продолжению процесса снижения тарифов. В середине 60-х годов «раунд Кеннеди» увенчался антидемпинговым соглашением, а в 70-е годы система регулирования мировой торговли была обогащена регламентацией нетарифных мер и «рамочными» соглашениями.

О нарастании разногласий достаточно четко свидетельствует резкое удлинение сроков проведения торговых раундов: если в 40-е и 50-е годы переговорщики «укладывались» менее чем за год, то с 60-х годов каждый раунд длился 6-7 лет. Однако это частично объясняется тем, что с «раунда Кеннеди» обсуждаемые вопросы становились все более разнообразными. В то же время взрывной рост количества участников переговоров, начиная с этого же раунда, свидетельствует об увеличении значимости правил регулирования мировой торговли и о росте реальной потребности - как в самих этих правилах, так и в их усложнении и детализации.

Усложнение повестки дня и резкое увеличение численности договаривающихся сторон началось на «раунде Кеннеди», и уже на следующем - Токийском раунде - была предпринята попытка принципиального изменения системы реформирования мировой торговли.

Эта попытка во многом была вызвана энергетическим кризисом: с одной стороны, всякое масштабное ухудшение конъюнктуры естественным образом создает потребность в протекционизме, с другой - страны, в полном объеме вкусившие преимущества либерализованной торговли и международной интеграции, не хотели смиряться даже с частичной утратой этих преимуществ.

Таким образом, либерализация мировой торговли и экономическая интеграция значительно облегчают развитым странам реализацию их ко...

Другие файлы:

Современные проблемы и перспективы культурного, информационного и идеологического взаимодействия государств разных типов
Функции межгосударственной интеграции государств, имеющих антидемократические режимы. Механизм реализации функции межгосударственной интеграции, крите...

Вопросы безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения моря в деятельности Международной морской организации
Понятие "безопасность мореплавания". Деятельность Международной морской организации: конвенции по вопросам мореплавания, судостроения, охраны морской...

Влияние международной среды на деятельность организации (на примере ГУО "БелМАПО")
Роль влияния международной среды на организации в Республике Беларусь. Подходы к изучению международной среды. Оценка влияния факторов международной с...

Административно-правовывые режимы
Деятельность правоохранительных органов по установлению административно-правовых режимов в различных отраслях и сферах государственного управления. Пр...

Деятельность Международной морской организации
Анализ международных договоров, регулирующих деятельность Международной морской организации. Основные функции, задачи и структура ИМО. Правовая оценка...