Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Административно-правовывые режимы

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Деятельность правоохранительных органов по установлению административно-правовых режимов в различных отраслях и сферах государственного управления. Правовая основа и современное состояние теоретических воззрений на административно-правовые режимы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Под режимом принято понимать распорядок дел, действий (например, режим экономики, режим отдыха). Правовой режим это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов. При этом можно различать юридическую сторону режима (систему правил) и фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

Правовой режим очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.). Понятие правового режима почти совпадает с понятием системы права, если она рассматривается с точки зрения отношений граждан, организаций в связи с определенными объектами (режим собственности, режим природных объектов, режим службы плюс многие другие составляющие правового режима).

Правовой режим в целом расширяется, правовое регулирование охватывает новые виды деятельности, отношения людей (космическое право, режим Антарктики, проверки конституционности законодательных актов и др.), более полным становится регулирование некоторых уже давно существующих отношений (семейных, предпринимательских, муниципальных). В настоящее время необходимо также распространить правовой режим на такую меру, как эвакуация людей при чрезвычайных ситуациях.

Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать правовые режимы властеотношений, договорные, смешанные.

Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы: административно-правовой, гражданско-правовой, финансово-правовой, гражданско-процессуальный и т.д.

Чтобы лучше усвоить понятие правового режима, полезно сравнить его с понятием правового статуса. Статус это совокупность прав и обязанностей определенного субъекта права относительно разных объектов, а значит, система правовых норм, регулирующих его правовое положение. Право в субъективном смысле это совокупность статусов субъектов. А правовой режим это система норм, регулирующих определенную деятельность разных субъектов, их отношения по поводу определенного объекта. К правотворчеству, правоприменения, к изучению права, то есть к юриспруденции, возможен статутный подход, подход с точки зрения субъекта. К юриспруденции полезен и режимный подход, систематизация норм по признаку объекта. Их взаимодействие важное условие качества юридической деятельности.

Очевидно, что правовые режимы определенных видов деятельности могут изменяться. Так, административное распределение продукции, снабжение предприятий сверху в России заменено гражданско-правовым режимом купли-продажи, обмена продукции. Визовый режим пересечения границы России и других государств может быть заменен безвизовым и наоборот. Точно так же может быть установлен и отменен таможенный режим перемещения товаров через границу.

Административно-правовой режим сопровождает деятельность органов и должностных лиц государственной администрации при их взаимодействии с гражданами и организациями, а также между ее звеньями при реализации ими своих функциональных обязанностей, при регулировании ими различных социальных объектов и процессов. Он может быть обозначен как общий режим деятельности государственной администрации. Он рассчитан на повседневную административную деятельность, типичные социально-управленческие ситуации. В то же время, когда требуются специальные, особые меры исполнительной деятельности, применяемые на строго определенной территории, в отношении определенного объекта или предмета, устанавливаются специальные административно-правовые режимы.

В рамках отраслевого режима можно выделить его составляющие. Так, элементами общего административного режима является режим законности деятельности государственной администрации, паспортный режим, режим государственной службы, а наряду с ними существуют специальные административно-правовые режимы (государственной тайны, чрезвычайного положения и др.).

Целью исследования является обобщение результатов изучения данного института административного права. Задачи можно сформулировать в соответствии с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.

Объектом исследования являются общественные отношения административно-правовых режимов в управленческой деятельности государственных органов в сфере правопорядка. Предметом исследования является деятельность правоохранительных органов по установлению административно-правовых режимов в различных отраслях и сферах государственного управления, правовая основа, современное состояние теоретических воззрений на административно-правовые режимы.

Итак, целью данной работе является изучение понятия, критериев классификации и видов административно- правовых режимов, применения административно-правовых режимов, систематизации законодательства, определяющего содержание административно-правовых режимов существующих в Российской Федерации.

1. Административно-правовые режимы

1.1 Основные начала теории правовых режимов

В юридической литературе советского периода понятие правового режима разрабатывалось преимущественно в рамках общей теории права. Данный подход позволил выявить специфику юридического регулирования определенной сферы деятельности государственных органов, особенности правового инструментария, используемого для воздействия на те или иные объекты управленческого аппарата, дав возможность выделить наиболее общие, универсальные правовые режимы, которые получили свое дальнейшее развитие и детализацию в отраслевых правовых дисциплинах. Одним из них является административно-правовой режим, отражающий специфику объекта административно-правового воздействия и используемых для этого административно--правовых средств. Говоря об административно-правовом режиме, необходимо отметить, что он достаточно обстоятельно обоснован теоретически и применяется в правоохранительной практике с начала 90-х годов XX в. Это обусловлено тем, что установление правовых режимов в сфере государственного управления перешло на качественно иной, конституционный уровень правового воздействия на общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления. Одновременно административно-правовые режимы позволяют дифференцировать правовые средства в зависимости от характера регулируемых общественных отношений, целей и задач, стоящих перед правоприменителем, органично соединить их с политическими, экономическими и информационными мерами воздействия на регулируемые общественные отношения.

Таким образом, можно сказать, что осуществление государственного управления в настоящее время невозможно без установления административно-правовых режимов в тех или иных сферах социальной действительности. Административно-правовые режимы могут устанавливаться в связи с обстоятельствами как позитивного, так и негативного характера

Трудно обнаружить даже локальное проявление государственного управления, в котором не просматривалось бы действие особых регламентов и процедур, отвечающих современным представлениям об административно-правовых режимах Рушайло В.Б. Административно-правовые режимы. М.: Щит-М, 2000.. Возьмем хотя бы общеизвестные правила внутреннего распорядка, правила пожарной безопасности и другие, которые имеются в любой государственной организации. В каждом из этих примеров ясно просматривается совокупность государственно-управленческих регламентов, которые в своем комплексном нормативном выражении образуют порядок деятельности данной организации в случае возникновения тех или иных ситуаций. Режим этимологически и есть порядок. Установление, регулирование и формирование предпосылок устойчивого поддержания такого порядка средствами административного права формирует тот или иной административно-правовой режим в его реальном содержании и практическом функционировании.

К сожалению, до сих пор наука административного права не акцентирует внимание на многообразных проявлениях административно-правовых режимов и выстраивает свои конструкции с некоторой оглядкой на другие отрасли права. Между тем административное право - это право государственного управления, где последнее, а именно управление, - явление универсальное для систем любой природы и сложности, а значит, и отличное от всех других, регулируемых иными отраслями права. Достаточно проанализировать в этой связи как современные1, так и более ранние публикации научно-методического характера, чтобы убедиться в том, что административно-правовым режимам прилагается весьма узкое значение, да и перечень рассматриваемых в соответствующих источниках административно-правовых режимов крайне скуден. Уже стало традицией трактовать их лишь в контексте правового регулирования мер, направленных на преодоление ситуаций чрезвычайного характера Плехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М. 2002.. Главные среди них - это упомянутые в Конституции Российской Федерации режимы чрезвычайного и военного положения. Оба они урегулированы Федеральными конституционными законами Федеральный конституционный закон «О военном положении» // Российская газета. 2005. 2 фев.; Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» // . Следует ожидать, что их неизбежное последующее активное толкование в методической литературе лишь укрепит эту традицию, которая получила ныне столь весомую законодательную основу....

Другие файлы:

Административная ответственность и административно-правовые режимы
Система государственно-управленческих отношений административного права. Принципы государственного управления. Административная ответственность: понят...

Понятие, виды административно-правовых режимов и их правовое регулирование
В общественной жизни государства всегда возникают нетрадиционные или неординарные ситуации, когда административно-правовые нормы не могут обеспечить у...

Административное право. Учебник. 3-е издание
В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. В третьем издании автор...

Исследование административно-правового статуса субъектов административно-правовых отношений
Юридическая сущность и структура субъектов административно-процессуального права. Основные проблемы их классификации. Характеристика субъектов админис...

Административное право.
3-е изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2008. - 816с. В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные инсти...