Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Современные проблемы и перспективы культурного, информационного и идеологического взаимодействия государств разных типов

Тип: контрольная работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Функции межгосударственной интеграции государств, имеющих антидемократические режимы. Механизм реализации функции межгосударственной интеграции, критерии его эффективности. Основные направления дипломатической деятельности. Специфика правовой политики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Современные проблемы и перспективы культурного, информационного и идеологического взаимодействия государств разных типов

Функция межгосударственной интеграции, будучи внешней функцией государства, вбирает в себя внешнеполитические ценности и установки политического режима. Так, для функции межгосударственной интеграции государств, имеющих антидемократические режимы (авторитарные, военные, тоталитарные), свойственны следующие особенности: интеграция осуществляется, главным образом, со странами, имеющими аналогичные политические режимы; монополия государства на все виды и формы интеграции; идеологизация межгосударственных отношений; преобладание силовых методов и средств реализации функции межгосударственной интеграции; подчиненное положение функции межгосударственной интеграции при доминировании функции обороны страны.

Функция межгосударственной интеграции демократических государств, характеризуется следующими моментами: интеграция строится на основе принципов открытости, толерантности, равноправия, добровольности, уважения прав и свобод человека; разносторонний, разноуровневый характер интеграции, многообразие форм межгосударственных объединений; опора преимущественно на ненасильственные методы и средства реализации функции межгосударственной интеграции; равнозначное положение функции межгосударственной интеграции в системе других функций; особая роль права (национального, международного), как регулятора отношений межгосударственной интеграции; высокий уровень развития культуры, нравственный характер интеграционных инициатив и проектов.

Таким образом, все вышеохарактеризованные объективные факторы, взятые в комплексе, оказывают воздействие на направленность функции межгосударственной интеграции. Каждый из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Поэтому для эффективной реализации функции межгосударственной интеграции государствам необходимо учитывать сильные и слабые стороны того или иного фактора.

Цивилизационный подход, служивший с ХVIII в. обоснованием единства человечества, возродился в конце ХХ в., чтобы стать научной основой представлений о неизбывной розни культурных ареалов. Оставляя в стороне геополитическую «начинку» подобных версий (пример - доктрина Хантингтона), заметим, что их методологией служит, так же как и концепции всемирной «вестернизации», принцип культурной унитарности. При этом цивилизационная унификация очерчивается уже не в планетарных (Фукуяма), а в региональных рамках. В этих последних разыгрывается сценарий «конца истории» в виде воспроизводства культурных архетипов.

Односторонность концепций глобального или регионального «конца истории» была прочувствована, и в противовес им получили распространение (блокируемое в постсоветском сознании апокалиптическими мотивами) идеи «мультикультурализма» и «множественной модерности» (multiple modernity). В них учитывается, во-первых, что явления культурного многообразия в современном мире развертываются на всех уровнях (глобальном, региональном, локальном), и, во-вторых, подчеркивается интенсивность культурного взаимодействия. Развивая эти идеи, можно высказать предположение о возникновении исторического феномена культуры многообразия.

Речь идет о таком взаимодействии, которое, имея интегрирующие основания, не подменяется ассимиляцией. Каждая культура отстаивает свою идентичность, открываясь в то же время широкому внешнему заимствованию. Возникает явление неслиянности-нераздельности, культуртрегерство превращается в культуротворчество, изменения развертываются на основе глубинных потребностей. В результате культуры дифференцируются изнутри, и каждая становится - в той или иной мере - культурой многообразия.

Это не итог, а важнейший аспект внутрикультурного взаимодействия, представленного универсалистскими и фундаменталистскими тенденциями, известный баланс или динамическое равновесие между ними. Нарушение равновесия в одну сторону ведет к размыванию культурной идентичности, в другую - к изоляционизму и застою. Современная действительность демонстрирует изобилие вариантов, и культура многообразия не представляет ни их общего знаменателя, ни триумфаторного «мейнстрима». На пути ее утверждения комплекс экономических и политических препятствий, социально-антропологические различия (образ и качество жизни, степень эмансипации индивида).

Важно, однако, что перспективы культуры многообразия обусловлены характером современного цивилизационного процесса и особенностями нынешней, глобальной стадии. Это беспрецедентные масштабы и интенсивность трансконтинентальной миграции. Замечательно, что наряду с потоками материальных ценностей и людей происходит круговращение духовных ценностей. Это уже не одностороннее движение с Запада на Восток, с Севера на Юг. В западных странах все заметнее утверждаются инокультурные образцы вместе, зачастую, с укоренением их носителей.

Заодно с другими культурными ареалами современный западный мир настолько изменил свое лицо, что и перед ним встает проблема идентичности. Сосуществование в западных мегаполисах инокультурных общин, их рост и отстаивание своей самобытности, порой до обособления, грозит подорвать национально-культурную целостность бывших метрополий. Остро стоят задачи формирования общих духовных ценностей, единства норм поведения и общения. И все-таки именно в этом ареале наиболее заметны элементы складывания культуры многообразия.

Связи на межобщинном уровне воспроизводят прежде всего те нормы взаимоуважения, что вырабатывались традиционно в полиэтнических (поликонфессиональных) культурных мирах. Однако, во-первых, меняется характер взаимоуважения и, во-вторых, центр тяжести перемещается на межличностные отношения. Традиционная терпимость неполно характеризует новое явление. В основе средневековой tolerantia личность скрадывалась в категории «их», «других» и сохранялась презумпция собственного превосходства, реализовавшаяся в миссионерском стремлении, особенно характерном для монотеистических культур. Поэтому встает вопрос о типологии произошедшего. Имеет ли современный цивилизационный процесс отношение преемственности к той цивилизации, которая формировалась в Западной Европе с наступлением Нового времени (ЦНВ) и как его важнейшее выражение, либо глобализация породила новую цивилизацию, а может, речь должна идти лишь об ареальной множественности цивилизаций.

Основания для подчеркивания единства и преемственности есть. В первую очередь, это экстравертность ЦНВ - изначально отличавшая ее от традиционных ареальных цивилизаций открытость во времени и пространстве. Она единственная была запрограммирована (по крайней мере от Просвещения) на «процесс цивилизации» (Н. Элиас), на бесконечность своего метаморфоза, а условием последнего оставалась критическая самооценка, постоянный суд над собой. Для самоопределения ЦНВ нуждалась в постоянном сопоставлении, в диалоге. Культурное многообразие становилось необходимостью самого бытия ЦНВ как «процесса цивилизации».

Существенную роль в реализации функции межгосударственной интеграции выполняет геополитический фактор. Признание многополярности мира не исключает существования определенных геополитических центров. Данная проблема отражает не только территориальные интересы, но и экономические, научно-технические, этнические, религиозные и многие другие аспекты центробежных и центростремительных тенденций, разделяющих и сближающих государства.

Непосредственно примыкающими к геополитическому фактору следует отнести экологический, этнический, демографический, военный, научно-технический и информационный. Экологический фактор, несмотря на то, что он в максимальной степени связан с экологической функцией государства, детерминирует и функцию межгосударственной интеграции.

Существенным элементом, детерминирующим функцию межгосударственной интеграции, является форма государства и особенно форма политического режима. Именно политический режим определяет цели развития государства, его внутриполитический и внешнеполитический курс, методы и средства политического властвования.

Механизм реализации функции межгосударственной интеграции представляет собой комплексное единство целей, задач, правовых и организационных форм, методов, средств и результатов межгосударственной интеграционной деятельности.

Критериями эффективности механизма реализации функции межгосударственной интеграции должны выступать следующие:

* Достижение поставленных целей преимущественно ненасильственными методами и средствами.

* Наиболее полное раскрытие социального потенциала и гуманистической сущности государства.

* Целенаправленная правовая политика в сфере межгосударственной интеграции.

* Гарантированность прав и свобод человека и гражданина, защита прав соотечественников за рубежом.

* Легитимность функции межгосударственной интеграции.

* Гармонизация национальных и международных интересов, национальной и международно-правовой систем, при отсутствии «двойных» международных стандартов.

* Становление устойчивых режимов международной законности и правопорядка, многополярная модель мироустройства.

* Взаимовыгодный, добровольный и добросовестный характер межгосударственного сотрудничества.

* Усиление мощи государства (экономической, политической, культурной и т.п.), формирование его позитивного образа и авторитетного статуса на мировой арене, сбалансированный характер направлений межгосударственной интеграции.

* Научная обоснованность содержания и форм реализации функции межгосударств...

Другие файлы:

Типология государства: современные оценки
Проблемы типологии государств и правовых систем в различные исторические периоды. Варианты и попытки типизации государств в зарубежной и отечественной...

Понятие информационного общества
Понятие информационной революции, ее роль в формировании информационного общества. Современные международные отношения в условиях развития информацион...

Проблемы влияния глобализации на построение информационного общества
Основные этапы становления, базовые критерии, перспективы развития информационного общества. Обзор концепций интеллектуальной технологии как его сущно...

Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы
В монографии всесторонне рассматривается процесс становления глобального информационного общества, охватывающий все новые страны и регионы мира. Проан...

Бюджетная система РФ
Экономическое содержание бюджетной системы государства. Особенности типов бюджетной системы разных государств. Современная структура и принципы бюджет...