Доктрина «Москва – Третий Рим»
Данная идея является смысловой основой мессианской концепции периода образования Русского централизованного государства, в значительной степени определившей мессианское направление и проблематику ее развития. Ее обычно связывают с именем старца псковского Елизарова монастыря Филофея. Как ныне считается, старец Филофей родился около 1465 года и скончался в 1542 году. Вадим Кожинов в своей книге ИСТОРИЯ РУСИ И РУССКОГО СЛОВА отмечает, что как псковитянин Филофей испытывал духовное воздействие близкого к преподобному ИОСИФУ ВОЛОЦКОМУ святителя ГЕННАДИЯ, который в 1484 - 1504 годах был архиепископом Новгородским и Псковским.
Действительно, Филофей в своих посланиях великому князю Московскому Василию Ивановичу, царскому дьяку М.Г.Мунехину и царю Ивану Васильевичу сформулировал и обосновал доктрину «Москва – Третий Рим» в соответствии с господствовавшим в то время миропониманием и духовными запросами общества. Первоначально идея превращения Москвы в третий Рим относилась не столько к ее политическому могуществу, сколько к предназначению русского государства быть убежищем "истинного христианства". Однако очень скоро у нее появился и новый смысл, произошло своеобразное смещение акцентов - с религиозного провиденциализма в сторону идейно-политического обоснования возвышения Москвы как державы.
"Храни и внимай благочестивый царь тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать" .
Таково, по мнению Филофея, "настоящее" и "будущее" русского государства, а с ним и церкви. Эта формулировка и стала классическим выражением концепции "Москва - Третий Рим".
Идеология "Москва – третий Рим"
Третий Рим — религиозно-историософская и политическая идея об особом значении различных стран как преемников Римской империи. Теория "Москва — Третий...
Третiй Римъ. Очеркъ историческаго развитiя идеи русскаго мессiанизма
Описание:В очерке "Третий Рим" И.А.Кириллов дает содержательный обзор историческому развитию идеи "Москва - Третий Рим", которую по праву называет выр...
Политическая концепция -- "Москва -- третий Рим"
Теория «Москва – Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI-XVIII вв.
Доктрина "Москва - Третий Рим": суть и влияние
Актуальность нашей работы доказывает то, что данная концепция многими историками, культурологами и политическими деятелями считается одной из самых зн...