Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Право

Политическая концепция -- "Москва -- третий Рим"

Тип: доклад
Категория: Право
Скачать
Купить
Политическая концепция -- "Москва -- третий Рим"Политическая концепция  -- "Москва -- третий Рим".Автор теории, вошедшей в историю политической мысли под названием “Москва--третий Рим”, был иосифлянином по своей идеологической направленности. Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти,  ее назначении, взаимоотношении с подданными и церковной организацией. О самом авторе, монахе (или, может быть, настоятеле) Псковского Елизарова монастыря Филофее, известно немногое. Сам о себе он пишет, пользуясь традиционной самоуничижи- тельной формулой: “человек сельский, учился буквам, а еллин- ских борзостей не токах, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философами в беседе не бывал”. Сохранившаяся о нем заметка его современника сообщает, что Филофей постоянно  жил в монастыре (“той старец неисходен бе из монастыря”) и был образованным человеком (“премудрости словес знаем”). Неизвестный биограф отмечает также смелость Филофея и его нелицеприятность, благодаря которой он “многа показал дерзновения  к государю... боярам и наместникам”, бесстрашно обличая их злоупотребления. Свою политическую теорию он сформулировал в письмах псковскому наместнику М. Г. Муне- хину и великим князьям Василию Ивановичу и Ивану Васильевичу. Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. В Послании к великому князю Василию Ивановичу он возводит династическое родословие русских князей к византийским императорам, указывая  Василию III, что править ему следует по заповедям, начало которым было положено великими прадедами, в числе которых называются “великий Константин... Блаженный святой Владимир и великий и Богоизбранный Ярослав и прочие... их же корень до тебе”. Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя  верховной власти, разрешая его традиционно. Царь строг ко всем, кто отступает от “правды”, но заботлив и справедлив в отношении всех своих подданных, в его обязанности  входит утешать “плачущих и вопиющих... избавлять обидимых от руки обидящих”. Высокое представление о царской власти подтверждается требованиями безоговорочного подчинения ей со стороны подданных.  По мысли Филофея, все подданные дают обет государю волю его “творити и заповеди хранити во всем”, а если и придется кому-либо понапрасну терпеть “царское великое наказание”,  то возможно только выразить свою печаль “горьким стенанием и истинным покаянием”. В обязанности государя вменяется забота не только о подданных, но и о церквах и монастырях. Духовная власть подчиняется светской, правда, с оставлением за духовными пастырями права “говорить правду” лицам, облеченным высокой властью. Он, как и его предшественники,  настаивает на необходимости законных форм реализации  власти. Так, Ивану Васильевичу он советует жить праведно  и следить за тем, чтобы и подданные его жили по законам. Сохранившая верность православию, Россия непобедима, она сбросила татарское иго, ныне успешно обороняет свои границы и возвышается в глазах современников еще и благодаря успехам на дипломатическом поприще. Величие и славу России ФилЕ- фей сравнивает с величием и славой Рима, и особенно Византии, которая в глазах всех русских считалась великим государством. Ее блеск, слава и могущество не исчезли, а перешли к стране, возглавляемой великим русским князем. Развитая Филофеем в политическую теорию формула “третьего  Рима” была не нова для литературы XV--XVI столетий. Сказания о наследовании той или иной страной религиозно- политического величия были известны еще в Византии. Перо Филофея приблизило их к современным условияш политико- правовой жизни русского общества. Современники так и восприняли теорию псковского старца. Никогда она не служила --ни во время жизни мыслителя, ни впоследствии --оправданием или обоснованием каких-либо агрессий. Теория Филофея “Москва -- третий Рим” получила большое распространение, она неоднократно воспроизводилась средствами  живописи, включалась в состав храмовых росписей и других эпохальных живописных и литературных произведений и была усвоена русским общественным мнением. Отдельные ее формулы воспроизведены в чине венчания Ивана IV на царство,  и в этом плане вполне возможно считать ее доктриной, получившей официальное признание.
Другие файлы:

Идеология "Москва – третий Рим"
Третий Рим — религиозно-историософская и политическая идея об особом значении различных стран как преемников Римской империи. Теория "Москва — Третий...

Средневековая политическая и правовая мысль Московского государства
Полемика нестяжателей и иосифлян по политико-правовым вопросам. Концепция Филофея "Москва–третий Рим". Политическая идеология Московского государства....

Третiй Римъ. Очеркъ историческаго развитiя идеи русскаго мессiанизма
Описание:В очерке "Третий Рим" И.А.Кириллов дает содержательный обзор историческому развитию идеи "Москва - Третий Рим", которую по праву называет выр...

Москва и Петербург - две столицы России
Москва во время Крестьянской войны. Накануне отмены крепостного права. Рабочее и демократическое движение. Падение двуглавого орла. Ликвидация Корнило...

Москва - третий Рим, а четвертому не бывать
Москва - III Рим,а четвертому не быватьIОписание религиозной жизни Москвы,наверное,следует начать с принятия на Русихристианства.Это случилось в 988 г...