Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Политология

Идеология "Москва – третий Рим"

Тип: контрольная работа
Категория: Политология
Скачать
Купить
Третий Рим — религиозно-историософская и политическая идея об особом значении различных стран как преемников Римской империи. Теория "Москва — Третий Рим" - смысловая основа представлений о роли и значении России в период возвышения Московского княжества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Западно-Уральский институт экономики и права

НОУ ВПО «ЗУИЭП»

Юридический факультет

Контрольная работа

Предмет: Политология

Тема: Идеология «Москва - третий Рим»

Выполнила: Чуйко Е.С.

Проверил: Мохов В.П.

Пермь 2011

Введение

Время правления великих князей Иоанна III и его сына Василия III характеризуется активным формированием новой идеологии московской великокняжеской власти. В конечном итоге процесс этот завершается созданием классической формулы «Москва -- III Рим», принятием царского титула Иоанном Грозным, а несколько позднее -- и возведением Русской Церкви на степень Патриаршества. Церковь играла ведущую роль в оформлении русской монархической идеи, которая явилась преемницей византийской теократии.

Истоки этого нового сознания лежали в событиях, связанных с отступничеством греков от Православия на Флорентийском Соборе. Москва тогда впервые осознала себя единственной хранительницей истины Православия. Это привело к утверждению автокефалии Русской Церкви. В то же время великие князья Московские, вскоре окончательно освободившиеся от ордынской зависимости и одновременно ощутившие себя преемниками погибшей Византии, практически завершают объединение Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Создается крупное централизованное православное государство с сильной самодержавной властью.

Основой новой идеологии стала мысль о непосредственном преемстве власти Московских государей от последних Константинопольских императоров. Эта идея еще более укрепилась и перешла из области символов в сферу династических реалий после брака Иоанна III и Софьи (Зои) Палеолог, который был заключен в 1472 г. Русские государи в полной мере ощущали себя наследниками византийских императоров как возглавителей всего православного мира. Новое династическое право Иоанна III и его потомков претендовать на Царьградское наследие укреплялось и в силу его внешнего признания. И хотя в реальности это чаще всего была не более, чем льстиво-вычурная дипломатическая риторика, для Московских великих князей она оказалась весьма кстати. Так, правительство Венеции уже через год после заключения брака Иоанна и Софьи писало в Москву о том, что отныне Московский государь является полноправным наследником Восточной империи. А Великий Магистр Тевтонского Ордена фон Шомберг побуждал Василия III вступить в антитурецкую коалицию, соблазняя его перспективой отвоевания «своей законной вотчины -- Константинополя».

Иоанн III, окончательно и бесповоротно сбросив после стояния на Угре иго Орды, принимает титул «самодержца» по образцу византийского «автократора». Он также усваивает своей державе византийский герб -- двуглавого орла, -- полагая, что через брак с Софией Палеолог получил на это полное право. Неофициально пока еще, но достаточно настойчиво Иоанн III, а затем и Василий III, начинают именоваться «царями всея Руси». Василий постепенно начинает все чаще использовать эту новую титулатуру во внешнеполитических документах. И наконец, появляется знаменитая формула «Москва -- III Рим», которая окончательно сфокусировала представление Москвы о своем преемстве от Константинополя.

Москва - третий Рим

Третий Рим -- это прежде всего духовный центр православного мира, его сердцевина. Русь Московская стала им реально после гибели Византии. А православная государственность, созданная на духовном основании Русской Церкви, явилась уже ее следствием, производной. И сегодня, когда духовная жизнь в России, несмотря на все трудности и безобразия нашего страшного времени, возрождается, очевидно, что для всего православного мира истерзанная и поруганная в годы безбожия и гонений Москва по-прежнему остается реальным центром притяжения. Поэтому и возобновляется внимание к идее пятивековой давности -- учению о Третьем Риме.

Концепция идеи «Москва - третий Рим» возникла на рубеже 15-16 вв. в силу ряда объективных причин, главная из которых - падения Константинополя под напором турок-сельджуков. Это событие пришлось на время, когда в Московском княжестве сложились тенденции к объединению русских земель вокруг Москвы. В 1480 году Россия фактически стала независимым государством, а ее территория к началу 17в. была сравнима уже с французским королевством - крупнейшим государством Средневековья. Все это послужило возникновению известной теории о всемирно - исторической роли Москвы, кратко изложены в посланиях игумена Псковского монастыря старца Филофея к великим московским князьям.

С самого своего возникновения концепция «Москва - третий Рим» носила двойственный характер. С одной стороны она подразумевала связь Московского государства с внешними религиозными ценностями. Делая благочестие главной чертой и основной государственной мощи Москвы, это идея подчеркивала теократический аспект ориентации на Византию. В этом варианте она подразумевала изоляцию от «нечистых» земель. С другой стороны, Константинополь воспринимался как второй Рим, в политической символике которого подчеркивалась имперская сущность - в Византии видели мировую империю, наследницу римской государственной мощи. Таким образом в этой идеологеме сливались две тенденции: благости и священство, власти и царство. Символическим выражением первого становится Ерусалим, второго - Рим.

Идея «Москва - третий Рим» краеугольным камнем легла в основу идеологии Московского государства. Благодаря ей Русь становится центром истинно религиозного и политического средоточения для всего христианского, да и не только христианского мира. Она нашла свое дальнейшее подкрепления в тех практических шагах и мифологемах, которые создавались на Руси в течение двух веков.

Филофей

Сама формула «Москва -- III Рим» впервые (хотя еще весьма нечетко) прозвучала в 1492 г., как ни странно, из уст митрополита-еретика Зосимы. В этом случае он (впрочем, как и в случае с вынужденным осуждением своих единомышленников-жидовствующих»), конечно, не выражал своих собственных убеждений, а, что называется, «плыл по течению». Зосима отражает современную ему московскую идеологию в своем произведении «Извещение о Пасхалии на восьмую тысячу лет» -- послании, которое прилагалось митрополитом к новой пасхалии. В нем впервые в русской литературе была сформулирована идея преемственности между «Константином Градом, еже есть Царьград, и Москвой». Зосима писал о том, что св. император Константин «… сотвори град во имя свое и нарече и град Константин, еже есть Царьград и наречеся -- новый Рим. И более простреся православная вера Христова по всей земли». Однако собственно формулировка «Москва -- III Рим» принадлежит старцу Филофею, иноку Псковского Спасо-Елеазарова монастыря. Самым кратким образом теория старца Филофея была обобщена в словах: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывати». Старец Филофей был, бесспорно, выдающимся представителем русской духовной мысли. Время жизни Филофея датируют условно 1465-1542 годами. Большее значение для развития идеи Третьего Рима имели знаменитые послания Филофея. Впервые в самой простой форме, еще не разработанной в философском и литературном аспектах, Филофей изложил теорию «Москва -- Третий Рим» в послании, направленном к Василию III (написано оно, как полагают, между 1514-1521 годами). Но наиболее завершенный характер идея Третьего Рима получает в послании Филофея к псковскому великокняжескому наместнику -- дьяку Мисюрю Мунехину (сентябрь 1527 -- март 1528 гг.). О новейших данных относительно датировки этих посланий, сравнения различных их списков можно прочитать в недавно вышедшей книге Н.В. Синицыной «Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции».

В послании к великому князю Василию старец Филофей впервые излагает свои мысли, касающиеся нового значения Российского царства в христианском мире. Послание интересно тем, что принадлежит к весьма редкому в русской литературе жанру увещания, обращенного к монарху. На Руси с подобными посланиями к великим князьям обращались крайне редко, разве только в самых чрезвычайных обстоятельствах. Известны подобные послания архиепископа Вассиана Рыло и митрополита Геронтия Иоанну III на Угру. Послание Филофея к Василию III невелико по размеру. Но в нем старец удивительно емко сконцентрировал все основные тезисы своей теории. В этом назидании монаха великому князю, в частности, говорится:

«Стараго убо Рима Церкви падеся неверием аполинаревы ереси, втораго Рима, Константинова града Церкви, агаряне внуцы секирами и оскордъми разсекоша двери. Сиа же ныне триаго, новаго Рима, державного твоего царствиа, Святая Соборная Апостольскаа Церкви, иж в концых вселенныа в православной христианьстей вере во всей поднебесней паче солнца светится». религиозный политический москва рим

Послание старца к Мисюрю Мунехину является еще более важным для характеристики теории Филофея. В нем гораздо обстоятельнее изложено учение о Москве -- III Риме.

Послание к Мисюрю также содержит полемику с католиками: «И не дивися, избранниче Божий, яко латыни глаголют: наше царство ромейское недвижимо пребывает, аще быхом не праве веровали, не бы Господь снабдел нас». Филофей не соглашается с этой католической точкой зрения и не приемлет земного величия папского Рима. Он противопоставляет католическому взгляду свою теорию о Риме, странствующем во времени и пространстве. Учение Филофея о Риме странствующем восходит к словам Спасителя, который наставлял апо...

Другие файлы:

Средневековая политическая и правовая мысль Московского государства
Полемика нестяжателей и иосифлян по политико-правовым вопросам. Концепция Филофея "Москва–третий Рим". Политическая идеология Московского государства....

Третiй Римъ. Очеркъ историческаго развитiя идеи русскаго мессiанизма
Описание:В очерке "Третий Рим" И.А.Кириллов дает содержательный обзор историческому развитию идеи "Москва - Третий Рим", которую по праву называет выр...

Эволюция содержания понятия "идеология" и его современное значение
Идеология как система концептуально оформленных идей, выражающих интересы различных социальных групп, в которых осознаются и оцениваются отношения люд...

Политическая концепция -- "Москва -- третий Рим"

Теория «Москва – Третий Рим» и ее место в русской культуре XVI-XVIII вв.