Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Влияние компьютерных игр на интеллектуальное развитие подростков

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Компьютерные игры и их место в жизни детей. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Специфика ролевых компьютерных игр. Подбор рекомендаций для подростков по использованию компьютерных игр по развитию интеллектуальной сферы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Государственное автономное учреждение

среднего профессионального образования

«Ленинградский социально-педагогический колледж»

Краснодарского края

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние компьютерных игр на интеллектуальное развитие подростков

Выполнил

Кочетков Евгений Андреевич

Студент К4 группы школьного отделения

Научный руководитель

Фуфлыгина Наталья Алексеевна

2012г.

Введение

Не так давно никто не мог и предположить, что компьютер войдет почти в каждый дом. Его освоили не только работники банков, различных офисов, но и другие слои населения, большую часть которых составляют дети. Компьютер дал нам всем большие возможности: подготовка рефератов на различные темы при подготовке домашнего задания, общение через сайты, хранение разной информации, развлечения в виде компьютерных игр.

Компьютерные игры - яркий пример того, что все хорошо в меру. Если увлекаться ими разумно, то они приносят много пользы. Помогают разрядиться. Лишний раз напрячь мозги, чтобы решить очередную задачку или навострить внимание. Однако когда увлеченность компьютерными играми переходит некий предел, то вред данного увлечения становится неоспоримым. Именно по этой причине взгляд на компьютерных игры у некоторых людей диаметрально противоположен. Кто-то порицает такую забаву, а кто-то, наоборот, считает это делом хорошим.

Но вместе с пользой компьютер внес в нашу жизнь и негативные моменты. На сегодняшний день практически в каждой семье имеются компьютеры, а также интернет. По статистике современные дети и подростки все больше времени проводят за компьютером. В условиях летних каникул этот вопрос актуален как никогда. Компьютер заменил им общение с друзьями, занятия в кружках по интересам, и просто сократило время на подготовку домашних заданий. Родители часто целый день находятся на работе и не могут контролировать время, проведенное детьми за компьютером, и игры в которые играют их дети. На магазинных полках можно встретить огромное разнообразие компьютерных игр. Хотя, следует не забывать, что существуют и достаточно сложные интеллектуальные игры, которые могут способствовать развитию определенных способностей у детей и подростков.

Каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на психику и успеваемость учащихся? Эти вопросы беспокоят и учителей, и родителей.

Объектом исследования является развитие интеллектуальной сферы подростка.

Предметом - процесс влияния компьютерных игр интеллектуальное развитие подростков.

Целью работы является изучение влияния компьютерных игр на подростков.

Задачи:

· Изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;

· исследовать проблему увлеченности школьников компьютером,

· изучить влияние развивающих игр на интеллектуальное развитие подростков.

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2. Анкетирование.

Курсовая работа состоит из введения,2 глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПОДРОСТКОВ

1.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст. Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своём развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности.(7, с.55)

В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Познавательные процессы школьников приобретают такие качества, которые делают их совершенными и гибкими, причём развитие средств познания несколько опережает собственно личностное развитие детей. Данный факт, однако, не есть психологическая норма. Можно предположить, что если бы воспитанию детей в школе и дома уделялось бы столько же внимания, сколько и обучению, то ситуация, вероятно, могла бы быть иной.

С переходом из младших классов в средние и далее в старшие классы школы изменяется положение детей в системе деловых и личностных взаимоотношений с окружающими людьми. Всё больше в их жизни начинают занимать серьёзные дела, всё меньше времени отводится на отдых и развлечения. Учителя и родители начинают переходить на новый стиль общения с подростками, больше апеллируя к их разуму и логике, чем чувствам, и рассчитывая, в свою очередь, на аналогичное ответное обращение.

В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного развития. В это время оно происходит в основном в формах мало заметных для самого ребенка и для внешнего наблюдателя. Вместе с тем за совершенствованием таких познавательных процессов, как память, речь и мышление, наблюдать легче, и о них можно сказать больше.

Подростки и юноши уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Они относительно свободно размышляют на нравственные, политические и другие темы, практически не доступные интеллекту младшего школьника. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важнейшее интеллектуальное приобретение подросткового возраста - это умение оперировать гипотезами. (4, с.122)

К старшему школьному возрасту дети усваивают многие научные понятия, обучаются пользоваться ими в процессе решения различных задач. Это означает сформированность у них теоретического и словесно-логического мышления. Одновременно наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов.

Особенно заметным в эти годы становиться рост сознания и самосознание детей, представляющий собой существенное расширение сферы осознаваемого и углубление знаний о себе, о людях, об окружающем мире. Развитие самосознание ребенка находит свое выражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, меняется иерархия старых, начинается новая стадия психологического развития.(5, с.297)

В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем - процессуальным контролем, т.е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности. Вплоть до юношеского возраста у многих детей еще отсутствует способность к предварительному планированию деятельности, но вместе с тем налицо стремление к саморегуляции. Оно, в частности, проявляется в том, что на интересной, интеллектуально захватывающей деятельности или на такой работе, которая мотивирована соображениями престижности, подростки могут длительное время удерживать внимание, быть в состоянии переключать или распределять его между несколькими действиями и поддерживать довольно высокий темп работы.

Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам обучения, причём как в практическом плане(трудовые умения и навыки), так и в теоретическом(умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Ещё одной чертой, которая впервые полностью раскрывается в подростковом возрасте, является склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, а нежелании всё принимать на веру. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением всё самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности. К началу юношеского возраста такое желание несколько уменьшается, и вместо него появляется больше доверия к чужому опыту, основанного на разумном отношении к его источнику.

Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности.

Подростки могут формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой раз...

Другие файлы:

Учебная деятельность и интеллектуальное развитие подростков
Учебная деятельность в подростковом возрасте. Особенности интеллектуального развития детей. Влияние интеллекта на результативность учебы. Развитие осн...

Влияние основных видов деятельности на интеллектуальное развитие подростков
Характеристика основных видов деятельности подростков. Особенности интеллектуального развития подростков. Нетривиальность мышления как один из важных...

Влияние on-line игр на развитие коммуникативных и личностных особенностей подростков
Понятие личности, коммуникативных и личностных особенностей, специфика их развития в подростковом возрасте. Роль игровой деятельности в развитии челов...

Влияние процесса овладения иностранным (английским) языком на интеллектуальное развитие детей 4-6 лет
Непосредственное влияние процесса овладения иностранным языком на интеллектуальное развитие детей 4-6 лет. Результаты экспериментального исследования...

Закономерности психологического развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте
Психологические личностные особенности подросткового возраста. Интеллектуальное развитие младших подростков. Проблемы адаптации младших подростков, во...