Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Закономерности психологического развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические личностные особенности подросткового возраста. Интеллектуальное развитие младших подростков. Проблемы адаптации младших подростков, возникающие при переходе в среднюю школу. Эмпирическое исследование эмоциональных проблем адаптации.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО Калужский государственный педагогический университет

им. К.Э. Циолковского

Факультет психологии

Кафедра психологии развития и образования

Закономерности психологического развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте

Выполнила:

студентка группы ФП-511

Лесик Елизавета Дмитриевна

Научный руководитель:

Романенко Валентина Алексеевна

Калуга, 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Психологические особенности содержания в подростковом возрасте

1.1 Личностные особенности младших подростков

1.2 Особенности интеллектуального развития младших подростков

1.3 Проблемы адаптации младших подростков, возникающие в связи с переходом в среднюю школу

1.4 Методы обучения младших подростков

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоциональных проблем адаптации к обучению в средней школе

2.1 Цели и задачи исследования

2.2 Метод исследования

2.3 Результаты исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность проблемы изучения индивидуально-возрастных особенностей развития подростков в современном мире постоянно растет. Все больше и больше младших и старших подростков и их родителей сталкиваются с различного рода трудностями. Во многом это связано с недостаточными знаниями родителей о возрастных изменениях, происходящих с их детьми в этом возрастном периоде. Помимо изменений физиологических именно в младшем подростковом возрасте происходит также изменение социальной среды, сферы общения, ведущей деятельности. Все это не может не повлечь за собой возникновения проблем, связанных с адаптацией к меняющимся условиям жизни. Успешное завершение подросткового кризиса играет важнейшую роль при переходе во взрослую жизнь. Именно поэтому мы считаем, что в настоящее время в России уделяется чрезвычайно мало внимания данной проблеме.

Основные индивидуально-возрастные особенности эмоционального развития у младших подростков на данный момент не выявлены. Для того, чтобы создать почву для воспитания здоровой личности, необходимо более углубленно изучить данный феномен, чем это сделано на данный момент.

В связи с этим целью нашей работы будет всестороннее изучение индивидуально-возрастных различий эмоционального развития в подростковом возрасте и адаптации подростков к изменяющимся условиям жизни.

Объектом нашей работы являются развитие эмоциональной сферы подростков.

Предмет нашей работы - индивидуально-типологические различия в развитии подростков.

Задачами нашей работы выступают следующие:

1) изучить существующие психологические исследования по проблеме развития эмоций у подростков;

2) разработать психодиагностический инструментарий, позволяющий выявить индивидуально-возрастные особенности эмоционального развития в подростковом возрасте;

3) провести эмпирическое исследование.

4) Разработать программу развития саморегуляции для подростков

Гипотеза: Для личностно-эмоционального развития в младшем подростковом возрасте характерна динамика: в эмоциональной сфере страх учителей сменяется агрессией против них и желанием дистанцироваться; в сфере межличностных отношений происходит нарастания чувства настороженности и неудовлетворённости.

Исследование проводилось в 3 этапа на базе МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа». Всего в исследовании принимало участие 20 человек (10 девочек и 11 мальчиков).В исследовании была использована лонгитюдная стратегия. Методы исследования: опрос (авторская анкета), методика незаконченных предложений Прихожан (адаптированная для младших подростков), подростковый опросник Айзенка, тест школьной тревожности Филлипса, а также проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

Глава 1. Психологические особенности содержания в младшем подростковом возрасте

1.1 Личностные особенности подростков

Рассматривать развитие личности необходимо как процесс, который характеризуется степенью формирования и насыщения системного качества индивида, в. котором выражен уровень его социальной зрелости. Социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но и является исходным на всех переломных этапах развития и определяет возможности перехода на каждую следующую ступень онтогенеза (Д.И. Фельдштейн, 1988 г).

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Позитивный смысл подросткового кризиса в том, что через него, через борьбу за независимость, борьбу, происходящую в относительно безопасных условиях и не принимающую крайних форм, подросток удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, у него не просто возникает чувство уверенности в себе и способность полагаться на себя, но формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями (М. И. Косьяненко, 2008 г).

Подростковый возраст (10--15 лет) -- период бурного роста и развития организма. Границы младшего подросткового периода совпадают с обучением в 5--7 классах школы. Родители, как правило, считают детей этого возраста трудными, а педагоги и психологи называют этот период "переходным" или "критическим". Многочисленные житейские наблюдения за подростками и не менее многочисленные научные исследования подтверждают действительную сложность происходящих в этом возрасте процессов развития. Однако анатомо-физиологические изменения организма сосуществуют с тем, что называют культурой, т. е. конкретными общественно-историческими условиями жизни и развития. Изменить "природу" мы не можем, но создать условия для бесконфликтного перехода от детства к взрослости, приложив к тому максимум усилий - в наших силах (Н.Н Баранова, 2007 г).

В период младшего подростничества происходит изменение отношения к самому себе и, в связи с этим, к той деятельности, которой он до сих пор занимался - к учебной деятельности, ведущей для данного возрастного периода. Именно это явление и известно под названием «подросткового кризиса», характерного охлаждением ребенка к учебе, отвлечением на посторонние по отношению к учебе дела, чаще всего на личные и довольно интимные виды общения. Младший подросток начинает проявлять себя по новому: учебная деятельность, направленная на окружающий мир, совершает «поворот» на самого учащегося. Подросток как бы говорит себе: «Понятно, чему тут учат, а кто я сам - вот что мне теперь интересно». В этом возрасте он чувствует себя уже не ребенком, а почти взрослым, отвергая свою принадлежность к детям. Он ждет изменения отношения к себе со стороны взрослых, но видя, что всерьез они его не воспринимают, начинает вступать в мелкие конфликты, уходить в себя, уединяться со сверстниками, обсуждать с ними интимные вопросы взрослой жизни, даже порой убегать из дома (Б.Ц. Бадмаев, 2000 г).

Психологи выделяют негативную фазу пубертатного периода, когда подросток противопоставляет себя старшим, и позитивную, когда он стремится приобщиться к социальным ценностям. Однако не стоит строго разделять данные фазы. Разрушительные и созидательные явления переплетаются друг с другом (В.Н. Соколова, 1991 г).

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребёнка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне зачастую это отчуждение выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего поведения, социальные нормы и нравственные ценности. Так происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения. Таким образом постепенно меняются приоритеты в стенах школы. Умственная активность младшего подростка высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех существенно влияет на мотивацию учения. При этом стоит учесть и физиологические особенности пубертатного возраста, тогда легче понять и крайнюю эмоциональную нестабильность младших подростков (Е.Г. Коблик, 2007 г).

Сегодня в психологической литературе можно найти, по крайней мере, два понимания подросткового кризиса. С одной стороны, акцент ставится на идее перелома, внезапных изменений в ходе развития, влекущих за собой значительные перемены в поведении, образе мыслей и представлениях; с другой стороны -- преобладает понимание кризиса как психологических нарушений, сопровождающихся страданиями, тревогами, подавленностью, короче -- целым рядом трудностей невротического характера, что обусловливает дезадаптацию в повседневной жизни. В описаниях подросткового кризиса присутствует и то, и другое понимание (М. Кле, 2006 г).

Существуют два основных пути протекания подросткового к...

Другие файлы:

Динамика эмоционального развития в подростковом возрасте
Подростковый возраст как кризисный период становления личности, особенности развития межличностных отношений. Эмпирическое исследование закономерносте...

Эмпирические исследования эмоциональной сферы подростков
Понятие человеческих эмоций и изучение их функций. Особенности эмоциональной сферы личности в подростковом возрасте. Характеристика тревожности и пров...

Развитие эмоциональной сферы дошкольников
Эмоция - процесс оценивания поступающей в мозг информации о внешнем и внутреннем мире, их виды. Проблема развития эмоций в дошкольном возрасте. Законо...

Развитие и диагностика мышления в подростковом возрасте
Мышление как один из основных познавательных процессов личности в подростковом возрасте. Общее представление о подростковом возрасте и видах мышления....

Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка
Теоретические основы изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте. Развитие эмоций и воли в онтогенезе. Экспериме...