Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Влияние on-line игр на развитие коммуникативных и личностных особенностей подростков

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие личности, коммуникативных и личностных особенностей, специфика их развития в подростковом возрасте. Роль игровой деятельности в развитии человека. Влияние компьютерных игр на развитие коммуникативных, личностных черт подростков, их использование.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Введение

Современный человек окружен технологиями. Каждый день он взаимодействует с ними. И уровень этого взаимодействия с каждым годом увеличивается.

Лучшим примером могут послужить компьютерные технологии. Еще тридцать лет назад сетью интернет мог воспользоваться только достаточно узкий круг специалистов, а иметь дома компьютер было бессмысленно. Сейчас компьютер есть практически в каждом доме, а работа с сетью интернет стала для многих обыденной задачей.

Согласно отчёту составленному по данным фонда «Общественное мнение», iKS-consulting, Минкомсвязи, Росстата и др. весной 2010 года в России насчитывалось 43,3 интернет пользователей. [http://habrahabr.ru/post/101868/] Это отражает лишь часть ситуации т.к. неучтёнными остались: мобильный интернет и компьютеры не подключенные к сети интернет, а также взаимодействие с данной технологией вне дома. На мой взгляд, это подтверждает широкое распространение данных технологий. Более того в отчёте можно проследить тенденцию к увеличению количества пользователей.

Как нам известно, каждая технология способна нести как пользу, так и вред, поэтому очень важно изучать влияние технологий на человека. Отечественные и западные вузы уже не первый год ведут исследования в области влияния компьютерных технологий как на индивида, так и общество в целом. [http://www.muni.cz/fss/research/projects/18483 <> http://www.muni.cz/fss/research/projects/20183]

Существует огромное количество работ посвящённых проблеме взаимодействия человека с данными технологиями. Но, к сожалению, существует тенденция: большинство работ направленны на поиск негативного влияния компьютерных технологий на человека, а также на работу с различными «деформациями» приобретёнными в ходе этого взаимодействия. Что является лишь одной из сторон складывающейся ситуации. А возможность поиска положительного влияния игнорируется. Особенно ярко данная тенденция просматривается в работах связанных с компьютерными играми. В ходе анализа литературы и иных источников информации мной был выявлен недостаток исследований, связанных с возможностью использования компьютерных игр для развития человека.

Взаимодействие человечества с компьютерными технологиями в современном мире стало одним из самых важных. Они используются в большинстве сфер человеческой деятельности. Отказаться от их использования оно уже не в состоянии. Поэтому важно получать максимально возможную пользу из этого взаимодействия. И рассматривать сугубо негативную сторону технологии является, на мой взгляд, неэффективным. Особенно если технология имеет широкое распространение.

Одним из самых распространённых и доступных к массовому использованию компьютерных технологий являются компьютерные игры. О степени их распространённости можно судить исходя из пресс релиза компании NCSOFT от 14.08.2008 [http://global.ncsoft.com/global/board/view.aspx? BID=mc_press&BC=&SYear=&SType=&SWord=&PNo=5&BNo=135]. Это данные только по одной из многих игр. Также о степени распространённости игр можно судить по обороту продаж в игровой индустрии. Который составил к концу 2012 года 40 843 миллиона рублей [http://www.rbcdaily.ru/media/562949986618894]. К сожалению, на момент проведения мной исследования не существовало достоверной статистики количества игроков в России.

Игра это то, что сопровождает нас всю нашу жизнь, она имеет огромное значение в развитии человека и формировании его как личности. Через игру мы способны обучаться и получать информацию. Существует множество современных работ доказывающих возможность использования игр для работы с различными проблемами. Ярким примером может служить работа Лобыгина А.Н. «Преодоление коммуникативных затруднений старших подростков на основе системы полифункциональных дидактических игр» [http://www.dissercat.com/content/preodolenie-kommunikativnykh-zatrudnenii-starshikh-podrostkov-na-osnove-sistemy-polifunktsio#ixzz2oCjNPnNd]. О важности игры для развития психики человека можно судить исходя и из фундаментальных работ отечественных психологов Леонтьева А.Н и Эльконина Д.Б. [Леоньтев «Деятельность. Сознание. Личность», Эльконин преодизация развития]. Но каждый вид игр имеет свою специфику и оказывает различное влияние на человека. Поэтому необходимо дополнительно рассмотреть влияние компьютерных игр на развитие человека.

Наиболее активными пользователями компьютерных игр являются подростки. Подростковый возраст является одним из наиболее сложных этапов развития человека. В этот период происходит масса изменений во всех сферах жизни подростка. В первую очередь это затрагивает социальную сферу. Подросток находится в положении между ребёнком и взрослым и ему важно успешно освоить нормы социального поведения. Успешность усвоения этих норм будет зависеть от коммуникативных и личностных особенностей подростка.

Вследствие масштабности изменений происходящих в психике подростка. Этот возраст является одним из наиболее подверженных влиянию внешней среды. А т.к. подростки являются наиболее активными игроками, важно изучить возможности положительного влияния компьютерных игр на развитие коммуникативных и личностных особенностей подростков. Это позволит использовать данную технологию для работы с подростками, имеющими затруднения в социальной сфере.

Объект исследования: коммуникативные и личностные особенности подростков

Предмет исследования влияние on-line игр на развитие коммуникативных и личностных особенностей подростков.

Гипотеза: используя on-line игры в работе с подростками, имеющими затруднения в социальной сфере, возможно, сократить время необходимое для коррекции затруднений подростка.

Цель обосновать возможность использования on-line игр в психологической работе с подростками, имеющими затруднения в социальной сфере.

Задачи исследования:

1) Изучить литературу по проблеме диссертационного исследования

2) Выявить коммуникативные и личностные особенности подростков

3) Провести эмпирическое исследование влияния on-line игр на коммуникативные и личностные особенности подростков.

4) Разработать методические рекомендации для психологов, работающих с подростками, имеющими затруднения в социальной сфере.

5) Экспериментально подтвердить эффективность разработанных методических рекомендаций.

Методологическую основу исследования составили: культурно историческая концепция развития психики Л.С. Выготского, концепция личности А.Н. Леонтьева, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина, а также работы (добавить ещё)

Научная новизна моей работы определяется недостаточностью рассмотрения возможности положительного влияния компьютерных игр на развитие коммуникативных и личностных особенностей подростков. Моя работа является одной из первых посвящённых возможностям использования компьютерных игр в работе с подростками. В рамках исследования мной были рассмотрены возможности использования компьютерных игр в качестве диагностического и профилактического средства в психологической работе с подростками.

Экспериментальной базой исследования послужили четыре средних общеобразовательных школы города Новосибирска. В исследовании приняло участие 318 подростков в возрасте от 13 до 15 лет. 135 мальчиков 183 девочки.

1. Развитие коммуникативных и личностных особенностей подростков

1.1 Понятие коммуникации

подросток компьютерный игра коммуникативный

В психологии коммуникация рассматривается как факторы способствующие передаче и восприятию информации, процессы межличностной и массовой коммуникации, а также различные аспекты коммуницмрующих субъектов - коммуникаторов.

В психологии существуют различные модели процесса коммуникации. Одной из первых моделей стала линейная модель коммуникации Г. Лассуэла. Она включала в себя пять основных элементов6

1) Кто передаёт информацию? - коммуникатор

2) Что передаёт? - сообщение

3) Как передаёт? - канал передачи информации

4) Кому передаёт? - аудитория

5) Какой результат оказывает сообщение? - эффект коммуникации

Но данная модель является не точной т.к. не учитывает множество важных параметров, например не учитываются взаимоотношения субъектов коммуникации, а также игнорируется возможность искажения сообщения в ходе его передачи или восприятия. Более поздние модели исправили эти недостатки и существенно дополнили линейную модель.

Социально - психологическая модель Т. Ньюкомбо внесла в понимание процесса коммуникации учет отношений субъектов коммуникации как друг к другу, так и к объекту коммуникации. И постулирует, что общей тенденцией в коммуникации является стремление к симметрии. При совпадении отношений друг к другу у субъектов коммуникации они будут стремиться к совпадению отношений к объекту коммуникации. При не совпадении отношения субъектов коммуникации друг к другу, будут не совпадать и отношения к объекту коммуникации. Совпадение отношения к объекту коммуникации при несовпадении отношений субъектов друг к другу будет восприниматься как выходящее за норму.

Как мы видим, модель Т. Ньюкомбо вводит в понятие коммуникации важный элемент взаимоотношения субъектов коммуникации. Но в модели по-прежнему отсутствует учёт возможности искажения сообщения.

<...
Другие файлы:

Развитие коммуникативных умений у подростков с умственной отсталостью
Типы и характеристика коммуникативных умений. Особенности общения у подростков с умственной отсталостью. Характеристика диагностических и коррекционны...

Взаимосвязь личностных характеристик и выбора профессионального обучения у подростков
Понятие личностных особенностей, психологическая структура личности. Классификация способностей, основные типы темперамента и акцентуации характера. И...

Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения
Лидерство как одно из потребностей и личностных качеств подростка. Исследование особенностей формирования развитой личности в условиях скаутского движ...

Основные причины трудностей, возникающих в общении подростков
Психологические особенности подростков, специфика их общения со сверстниками. Анализ зависимости коммуникативных способностей от личностных. Составлен...

Влияние личностных особенностей командира на психологическую атмосферу в группе военнослужащих
Личность и структура ее психических свойств. Понятие о характере. Личность командира и ее влияние на психологический климат воинского коллектива. Усло...