Влияние личностных особенностей командира на психологическую атмосферу в группе военнослужащих
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Дипломная работа
Влияние личностных особенностей командира на психологическую атмосферу в группе военнослужащих
Введение
Личность командира в любых обстоятельствах является тем ориентиром, который помогает воинам определить свою позицию в системе военно-социальных отношений. На примерах старших товарищей мы учимся и создаем в себе качества, необходимые для работы с людьми.
О том, насколько важна эта тема для курсантов высшего командного училища свидетельствуют, например, результаты опросов, проведенного группой профотбора НВВКУ весной 2008 года. Всего было опрошено 355 курсантов. В числе других вопросов был задан и такой: «Кто из офицеров училища за период учебы для Вас являлся примером для подражания?»
Ответы 228 участников опроса говорят не только о том, что есть, вероятно, личные предпочтения и симпатии, определившие выбор курсантов. Количество упоминаний, приведенных в таблице, указывает на то, что среди офицеров училища выделяются те, авторитет и деятельность которых оцениваются очень высоко и которых курсанты полагают достойным примером для подражания.
Военных психологов и вышестоящих командиров в подобных опросах интересует не только асам результат (содержание ответов), но и то, как, на основе каких критериев опрашиваемые совершают свой выбор? Интересен этот вопрос и нам. Ведь размышление о нем подводит к пониманию источников авторитета и популярности той или иной личности.
Личностные качества людей, одаренных способностью положительно влиять на свое окружение, талантливых в руководстве коллективами, достойны не только подражания, но и требуют внимательного изучения. Сторонников талантливой личности всегда интересует вопрос: «С чего начинается такая личность? Какие качества являются для нее ситемообразующими?»
Вместе с тем, следует отметить, что в жизни приходится иметь дело и с примерами, так сказать, отрицательного натурального и социального рядов.
Офицерам воспитателям предстоит работать не только над воспитанием личности подчиненных им военнослужащих. Они должны формировать и собственную личность - личность командира.
Курсанты Военного ВУЗа с первых дней обучения нацелены на воспитание в себе необходимых качеств офицера-воспитателя и командира. Эти задачи решаются по мере развертывания всех элементов учебного процесса и других форм совместной деятельности, будущих офицеров в течение 10 семестров учебных, учебно-боевых занятий.
Готовя квалификационную работу, еще раз ознакомился с содержанием учебных программ подготовки курсантов НВВКУ по специальности «Педагогика и психология» и по военной специальности «Морально-психологическое обеспечение деятельности войск».
Фактическое содержание учебных программ по дисциплинам: «Тактика», «Общевоинские Уставы», «Конфликтология», «Педагогическая психология», «Теория и практика воспитательной работы», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения» - раскрывает современные военно-профессиональные представления о командире (взвода, роты, батальона). В этих учебных курсах сформулирована и предъявлена к изучению совокупность требований к профессиональным качествам командира этого войскового звена. Такой подход позволяет на завершающем этапе обучения сформировать у курсантов обобщенный образ командира, дать развернутую обобщающую характеристику личности командира.
Однако, ни в курсах названных выше дисциплинах ни в дисциплинах собственно психологического цикла обучения тема «Личность командира» в качестве самостоятельной темы не представлена.
Завершая обучение в военном ВУЗе, курсантам необходимо еще раз возвратиться ко всей системе приобретенных знаний, осуществить их персональный синтез. Каждый курсант для себя и применительно к своим потребностям должен ответить на вопросы: Что есть личность командира современной Российской Армии? Как формируется, развивается и воспитывается личность командира в современных процессах обучения и подготовки офицерского состава в военном ВУЗе?
Необходимость и актуальность этой работы определяется тем, что будущим офицерам предстоит осуществить очень сложный психологический и психолого-деятельный переход от совместной деятельности со своими командирами, педагогами и наставниками (в качестве воспитуемых и обучаемых) к совместной деятельности со своими будущими подчиненными (но уже в качестве командиров и офицеров - воспитателей).
Эти обстоятельства, на наш взгляд, определяют актуальность исследований по названному направлению.
Тема дипломного задания сформулирована достаточно широко. В ней нет точного указания на возраст, должностное положение, воинское звание и другие характеристики «командира». Нет в дипломном задании и характеристик «группы военнослужащих», которую надлежит избрать в качестве опорной при проведении этой работы. Вероятно, назначение работы с такой предельно общей постановкой задачи предполагает сначала ее теоретическое решение.
В утвержденной формулировке темы объект исследования видится очень сложным. Чтобы еще более не усложнять задачи работы, определим его как:
§ Личностные особенности командира;
§ Психологическая атмосфера в группе подчиненных ему военнослужащих.
Предметом изучения (в самом общем виде) может быть связь состояний между частями объекта, точнее - их взаимное влияние. Согласно заданию предметом нашего исследования должно быть влияние личностных особенностей командира на психологическую атмосферу в группе военнослужащих.
Гипотеза исследования формулируется так:
Современный уровень развития военно-психологической и социально-психологической науки позволяет осуществить систематическое целенаправленное изучение многообразных влияний личностных особенностей командиров (разных категорий) на психологическую атмосферу в группах подчиненных им военнослужащих.
Цель подготовки выпускной квалификационной работы видится в том, чтобы завершить теоретическую подготовку собственной работы по соответствующему направлению в должности офицера - воспитателя: «психологическая работа» с военнослужащими.
После определения цели были намечены задачи и этапы исследования, составлены рабочий график его выполнения.
1. Общая характеристика начального этапа исследования и методология изучения личности
Основные идеи главы:
1. Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по направлениям, определенным в соответствии с должностными требованиями, может быть успешной и полноценной при условии ее всестороннего методологического, методического и теоретического обеспечения.
2. Методическое и методологическое обеспечение служебной деятельности заместителя командира роты по воспитательной работе предполагает высокий уровень осмысления и собственного психологического освоения всех ее сторон. Это можно полагать морально психологическим обеспечением данной специализированной формы военно-служебной деятельности офицера в начальный период его службы в войсках.
3. Важным методологическим требованием этой работы является выяснение проблем ее первоначального этапа.
1.1 Методология выполнения выпускной квалификационной работы
В «Общевоинском уставе вооруженных сил Российской Федерации» должностные обязанности заместителя командира роты по воспитательной работе определены следующим образом:
ст. 148. Заместитель командира роты по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает: за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, общественно-государственную подготовку личного состава роты и действенность работы по обеспечению безопасности военной службы. Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава роты.
ст. 149. Заместитель командира роты по воспитательной работе обязан:
участвовать в составлении расписания занятий, планировать и проводить воспитательную работу с личным составом роты с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих верность Российской Федерации, воинскому долгу и Военной присяге (обязательству), патриотизм, высокие боевые и морально-психологические качества;
воспитывать у личного состава роты бдительность, умение хранить государственную тайну;
проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений среди личного состава роты, а также воспитательную работу по предотвращению наркомании среди военнослужащих;
воспитывать у военнослужащих ответственность за выполнение требований безопасности военной службы, обобщать и распространять положительный опыт работы в роте по обеспечению выполнения этих требований;
проводить правовое обучение личного состава роты;
всесторонне знать личный состав роты, индивидуальные особенности, деловые и морально-психологические качества военнослужащих роты, проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию; принимать меры по сплочению во...
Влияние on-line игр на развитие коммуникативных и личностных особенностей подростков
Понятие личности, коммуникативных и личностных особенностей, специфика их развития в подростковом возрасте. Роль игровой деятельности в развитии челов...
Исследование личностных качеств работников правоохранительных органов
Понятие личности и ее структуры. Темперамент - основа личностных особенностей человека. Особенности взаимосвязи личностных особенностей людей и их дея...
Учет и использование заместителем командира роты по воспитательной работе в воспитательной работе особенностей военнослужащих различного вероисповедания
Религия как форма общественного сознания, её функции; особенности мировых религий. Правовое регулирование отношений религиозных конфессий и армии. Раб...
Особенности работы заместителя командира роты по воспитательной работе по адаптации к боевой обстановке в условиях вооруженного конфликта
Психологическая характеристика служебно-боевой деятельности военнослужащих в условиях вооруженных конфликтов. Работа заместителя командира роты по вос...
Зависимость эффективности адаптации военнослужащих по призыву к воинской службе в условиях сокращенных сроков ее прохождения от их индивидуально-психологических и личностных свойств
Сущность и содержание процесса адаптации военнослужащих по призыву к армейской среде и условиям службы. Исследование системной обусловленности психиче...