Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Взаимосвязь личностных характеристик и выбора профессионального обучения у подростков

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие личностных особенностей, психологическая структура личности. Классификация способностей, основные типы темперамента и акцентуации характера. Интересы и ценностные ориентации подростков, процессы их социализации и профессионального самоопределения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Курсовая

по социальной психологии:

«Взаимосвязь личностных характеристик и выбора профессионального обучения у подростков»

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы

1.1 Личностные особенности

1.2 Психологическая структура личности

1.3 Способности

1.4 Темперамент

1.4.1 Понятие о темпераменте и его физиологических основах

1.4.2 Типы темперамента и их психологические характеристики

1.4.3 Учет темперамента в деятельности

1.5 Конституционные и клинические типологии

1.6 Клинические типологии личности

1.7 Характер

1.8 Акцентуации характера

1.9 Психологические особенности подростка по Скляровой Т.В.

1.9.1 Возрастные границы подростничества

1.9.2 Новообразования возраста

1.9.3 Учебная деятельность в подростковом возрасте.

1.9.4 Интересы и ценностные ориентации

1.9.5 Социализация в подростковом возрасте

1.10 Психологическая классификация профессий

1.10.1 Понятие профессионально важных признаков

1.10.2 Схема психологического изучения профессий

Глава 2. Эмпирическое исследование

2.1 Описание исследования

2.2 Результаты исследований и их анализ

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность

В связи с глубокими и быстро протекающими социально-экономическими изменениями, происходящими в нашей стране, демократизацией и гуманизацией общества, резко возросла значимость профессий социономического типа (представителями которой являются врачи, психологи, социальные работники и педагоги). Поскольку в этих сферах социальной практики средством профессиональной деятельности выступает сама личность специалиста, требуется пристальное внимание к особенностям процесса их личностно-профессионального самоопределения, к условиям, оказывающим на него влияние.

Для отечественной и зарубежной психологии, в целом, проблематика профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее педагогами и психологами, социологами, философами.

Большое внимание отечественных психологов уделяется анализу структуры профессионального самоопределения. Активно исследуются разнообразные факторы профессионального самоопределения. Исследуются и другие аспекты профессионального самоопределения.

Итак, современному государству и обществу необходимы высококвалифицированные специалисты профессий социономического типа, а успешность их деятельности во многом определяется условиями и особенностями процесса их профессионального самоопределения. В связи с этим, в качестве проблемы исследования выступает противоречие между потребностью психологической теории и практики в знании особенностей профессионального самоопределения будущих специалистов помогающих профессий социономического типа, позволяющем выявить новые резервы эффективности их профессиональной подготовки, и недостаточной разработанностью данной проблемы в научной литературе. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Методологический аппарат

Объект исследования: взаимосвязь профессионального самоопределения подростков от их психологических личностных особенностей.

Предмет: психологические особенности подростков после первичного профессионального самоопределения.

Цель: выявить взаимосвязь личностных особенностей и их влияние на выбор профессиональной ориентации в подростковом возрасте.

Гипотеза: существует взаимосвязь между личностными характеристиками подростка и его первичным выбором направленности профессионального обучения.

Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:

1. Изучить личностные особенности человека.

2. Провести методику.

3. Сравнить полученные на практике результаты с предполагаемыми.

4. Сделать вывод.

Методы исследования:

Для опытной проверки гипотезы и решения задач, поставленных в курсовом исследовании, использовались теоретические методы - анализ психологической, педагогической, социологической литературы по изучаемым проблемам; эмпирические методы - методика диагностики акцентуации личности Прутченкова А.С. и Сиялова А.А. Для обработки полученных результатов был использован статистический анализ данных, применялся непараметрический критерий достоверности H - Крускала-Уолиса.

Глава 1. Теоретические основы

1.1 Личностные особенности

Личностные особенности - внутренние и глубинные особенности людей. К личностным особенностям относят те психологические особенности, которые кажутся более глубокими, глубинными, стабильные (долговременные) и влияющими на все другие особенности человека. Личностные особенности - это не только способности, темперамент, психологический характер и характер тела, но и мотивы людей, их стремления и воля, их личностная устойчивость и личностная идентичность.

Если у человека есть стремление и воля, он разовьет в себе нужные способности, изменит свой темперамент и сформирует нужный характер. Личностные особенности позволяют менять психологические особенности.

1.2 Психологическая структура личности

Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые "чертами личности". Их очень много. Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.

Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

Табл. 1. Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову)

Краткое название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы

Социальный уровень (биологического почти нет)

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Соц.-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания нервных процессо...

Другие файлы:

Воспитательная работа в колледжах
Влияние профессионального выбора на ценностные ориентации подростков. Вовлечение учащихся колледжа в производительный труд. Расширение сферы их учебно...

Влияние on-line игр на развитие коммуникативных и личностных особенностей подростков
Понятие личности, коммуникативных и личностных особенностей, специфика их развития в подростковом возрасте. Роль игровой деятельности в развитии челов...

Исследование оснований выбора профильного обучения в конце девятого класса
Содержание профильного обучения, основания его введения, зарубежный и отечественный опыт. Особенности старшего подросткового и юношеского возраста. Пс...

Социокультурные проблемы подростков
Выбор профиля обучения в старшей школе как этап профессионального самоопределения и важная социокультурная проблема подростков. Методологические основ...

Динамика некоторых личностных свойств у студентов среднего профессионального заведения
Локус контроля, стрессоустойчивость и адаптивность - психологические характеристики личности. Динамика развития личностных качеств у студентов на разн...