Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Система заданий краеведческого характера и методика ее реализации при обучении школьников на уроках по основам безопасности жизнедеятельности

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности. Исследование эффективности разработанной методики реализации системы заданий краеведческого характера в экспериментальных условиях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1. Теоретико-методические основы построения и реализации краеведческого подхода в обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности

1.1 Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников основам безопасности жизнедеятельности

Понятие «краеведение» впервые было введено в 20-х годах ХХ века в общеобразовательную подготовку подрастающего поколения с целью активизации учебно-воспитательного процесса и повышения научного уровня школьников.

К.Ф. Строев, А.С. Барков и другие ученые высказывали мнение о том, что краеведение - есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию своего края [5, 29 и др.].

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении школьниками в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края по разным источникам и главным образом, на основе непосредственных наблюдений под руководством учителя [4, 5, 10, 13, 14, 17, 18, 21, 24, 27, 28, 29, 35 и др.].

В исследованиях К.Ф. Строева и других ученых [29 и др.] определяется педагогическое значение краеведения, включающее два аспекта: для деятельности учителя и для деятельности школьников.

Для первого аспекта характерно обогащение знаниями и улучшение педагогического мастерства учителя. Также краеведение способствует осуществлению научно-исследовательской деятельности. Для учащихся педагогическое значение краеведения заключается в следующем:

1. Формирование и развитие краеведческих понятий расширяет общеобразовательные знания и формирует научное мировоззрение.

2. Краеведческий материал способствует самостоятельному усвоению учебного материала, при этом происходит развитие индивидуальных склонностей и особенностей каждого ученика.

3. Учащиеся приобретают умения и навыки, необходимые в жизни, то есть краеведение способствует интеграции обучения с жизнью.

4. Исследование природы родного края целенаправленно и конкретно готовит учащихся осуществлять практическую деятельность по охране природы.

5. Комплексное изучение родного края создает условия для восприятия школьниками природных, общественных, экономических и других явлений в их взаимосвязи.

6. Использование краеведческого материала на уроках является средством реализации межпредметных связей, что способствует осуществлению преемственности в предметных знаниях учащихся.

7. Осуществляется реализация принципа наглядности в предметном обучении.

8. Краеведческий материал создает условия для организации работ исследовательского характера. Это, в свою очередь, способствует развитию инициативы, творчества, индивидуальности у школьников.

9. С позиций воспитания, краеведение способствует формированию эстетических и патриотических чувств, любви к Родине и любви к родному краю, а также способствует воспитанию гуманного, ответственного отношения к природе.

Таким образом, в целом при реализации краеведческого материала в обучении происходит самостоятельное усвоение учащимися учебного материала, приобретаются умения исследовательского характера, осуществляется подготовка к практической деятельности школьников, расширяются и развиваются их общеобразовательные знания.

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что зарождение краеведческих знаний в образовании школьников осуществлялось на биологическом материале [8, 17, 18, 23, 24, 26, 27,28 и др.].

В становлении и развитии отечественной методики биологии ведущее место принадлежит известному русскому ученому Александру Яковлевичу Герду, который обосновал значение краеведческого подхода в системе учебных предметов и определил их роль в школьном образовании.

Педагогические идеи, выдвинутые А.Я. Гердом, а именно - сближение школы с живой природой, использование натуральной наглядности при ее изучении на примере местного материала, организация и проведение с учащимися экскурсий в природу, практических и лабораторных занятий, изучение вопросов экологии организмов в школьной биологии, - являются основой биолого-краеведческого направления биологического образования [8, 26 и др.].

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что вопросы краеведческого подхода в обучении были предметом исследования многих отечественных ученых ХХ столетия [3, 4, 5, 8, 10, 11, 13, 14, 17, 18, 21, 23, 24, 25, 26-28, 29, 30 и др.].

Например, Б.Е. Райков в своем труде «Пути и методы натуралистического просвещения», характеризуя исследовательский метод обучения биологии на основе обучения окружающей действительности, писал, что: «это есть метод умозаключения от конкретных фактов самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками» [24 и др.].

В исследованиях И.С. Матрусова указывается что «под краеведческим принципом понимается установление в процессе обучения ассоциативных связей между известными учениками фактами из окружающей их действительности и изученным программным материалом в целях повышения качества знаний» [13, 17 и др.].

В данном определении краеведческий принцип означает осуществление краеведческого подхода в целях раскрытия сущности изучаемых понятий фактами окружающей действительности, то есть истолкование общего на конкретных примерах данной местности, что делает изучаемый материал конкретным и близким школьнику, доступным наблюдению, анализу, обобщению вызывает интерес, способствует активизации процесса обучения, помогает пробуждать и развивать интерес к окружающей среде, жизни.

Большой вклад в разработку отдельных аспектов проблемы краеведческого подхода внесли такие ученые, как А.С. Барков, А.Н. Захлебный, А.В. Даринский, И.Н. Пономарева, И.Д. Зверев, И.С. Матрусов, В.П. Соломин, П.В. Станкевич, К.Ф. Строев и другие ученые.

Они считали, что научные знания о природе и понимании школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработки умений и навыков заботливого отношения к окружающей среде [5, 10, 11, 12, 13, 14, 18, 21, 23, 27, 28, 29 и др.].

Основное назначение краеведческого подхода в изучении школьных учебных предметов - это повышение познавательной активности учеников, вооружение их глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками в изучении природного, социального и техногенного окружения родного края.

Огромное значение краеведческий подход проявляет и в воспитательном отношении, так как одной из важнейших задач школьного естественнонаучного образования является формирование научного мировоззрения у школьников, составной частью которого является последовательное формирование отношения человека к окружающей его социальной и природной среде. В связи с этим задачей школьного естественнонаучного образования является последовательное формирование ответственного отношения к природе, которое должно проявляться в разных формах и видах деятельности учащихся, выражая их устойчивую гражданскую позицию [12, 13 и др.]. Научные знания о природе и понимание школьником ее моральных ценностей получают конкретное выражение в его трудовой деятельности, оказывают влияние на выработку умений и навыков заботливого отношения к окружающей среде [21 и др.].

Применение полученных знаний, умений и навыков по охране природы согласуется и с задачами экологического воспитания учеников, привитию им чувств бережливости, сохранению ценностей, предъявляемых природой и созданных трудом человека.

Таким образом, краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности [13 и др.].

По мнению И.Д. Зверева: «нельзя переоценить значение краеведения применительно к реализации задач, например, экологического образования, ибо ближайшее окружение школьника повседневно дает убедительные примеры для развития и раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружение его умениями и навыками жить с ней в гармонии» [12 и др.].

«Между Родиной и родным краем существует неразрывная связь, - писал А.С. Барков - любовь начинается с родной местности, расширяется затем до пределов всей страны. Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Познать свой край, изучить его - значить полюбить его более глубоко» [5 и др.].

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) имеет своей целью формирование у школьников основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях, адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей [19, с. 5-6].

Основная задача курса ОБЖ - подготовить школьников к безопасному поведению в повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального...

Другие файлы:

Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании
Краеведческий подход как один из основных компонентов образования школьников. Эффективность процесса обучения, воспитания и развития личности школьник...

Роль практических заданий при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности
Исследование педагогической деятельности в аспекте системного подхода к активизации учебного процесса. Влияние применения комплекса практических задан...

Безопасные интернет-ресурсы, используемые при формировании знаний у школьников на уроках "Основы безопасности жизнедеятельности"
Изучение безопасных интернет-ресурсов, используемых учителем на уроках по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". Методика использования на...

Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы
Предлагаемое пособие включает тесты по основам безопасности жизнедеятельности для текущего и итогового контроля. Тесты сгруппированы по темам учебной...

Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям к ЧС техногенного характера
Техногенные катастрофы как результат деятельности человека. Система обеспечения безопасности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Процесс...