Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям к ЧС техногенного характера

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Техногенные катастрофы как результат деятельности человека. Система обеспечения безопасности от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Процесс обучения учащихся общеобразовательных школ основам безопасности жизнедеятельности; разработка урока.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Минобрнауки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Иркутский государственный лингвистический университет

Кафедра психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности

Курс: образовательные технологии

Курсовая работа

Тема:

Методика проведения занятий по подготовке учащихся к действиям в ЧС техногенного характера

Выполнил: студент группы ПОБ-1

Чернуха Роман Игоревич

Научный руководитель:

к.б.н., доцент Погодаева М.В.,

Иркутск, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 1.1 Техногенные катастрофы в Российской Федерации
    • 1.2 Система обеспечения безопасности от ЧС техногенного характера
  • ГЛАВА 2. ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К ДЕЙСТВИЯМ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
    • 2.1 Анализ рабочей программы Смирнова А.Т. по ОБЖ
    • 2.2 Разработка урока по теме «ЧС техногенного характера» в 10 классе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ВВЕДЕНИЕ

Жизнедеятельность человека направлена на изменение природы и создание комфортной искусственной среды обитания для социума. Развитие науки и техники вызывает непредсказуемые последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Повысилась вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Техногенные катастрофы по числу погибших занимают третье место среди всех видов стихийных бедствий. Технический прогресс существенно повышает риск трагедий. Техногенные катастрофы имеют начало, но не имеют завершения, они совершенно непредсказуемы, а степень ущерба после них не уменьшается с годами, поскольку негативные факторы не перестают действовать в среде еще многие годы. За последние десятилетия в мире произошли сотни техногенных катастроф. Некоторые из них имели глобальное влияние на человека и окружающую среду.

Вероятность происшествия крупных техногенных катастроф растёт с большим развитием человечества и технического прогресса. Некоторым катастрофам человек научился противостоять, но это требует больших знаний об их причинах и следствиях.

Важную роль в этом играет обучение населения правилам поведения в таких ситуациях, ведь в большинстве случаев, безопасность человека в первую очередь зависит от него самого, от его готовности правильно оценивать ситуацию, найти наиболее безопасный выход из нее.

Понятие о правильном поведении в экстренных ситуациях, в целом, и в частности в чрезвычайных ситуациях природного происхождения формируется еще с ранних лет, в процессе освоения общеобразовательного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

Вышесказанное определяет актуальность темы курсовой работы.

Объектом исследования данной курсовой работы является процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасности жизнедеятельности.

Предмет исследования: методика организации подготовки учащихся к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения на уроках ОБЖ.

Целью данной работы является разработка эффективных методов подготовки учащихся к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.

Задачи:

1) проанализировать техногенные катастрофы и причины их возникновения на территории РФ;

2) изучить систему обеспечения безопасности при ЧС техногенного характера;

3) изучить опыт подготовки учащихся к действиям в условиях чрезвычайной ситуации техногенного происхождения.

Работа состоит из: оглавления, введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕХНОГЕННЫЕ КАТАСТРОФЫ КАК РЕЗУЛЬТАТДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

1.1 Техногенные катастрофы в РФ

С началом 20 века российские учёные заговорили о «проблеме-2003». Это название предполагаемого технического конца света для России. Ведь все техническое обеспечение - от труб канализации до нефтяных вышек - было построено в советские годы. Именно поэтому в 2003 году, по беспокойству правительства, должен был произойти максимальный износ всей инфраструктуры, и как результат - многочисленные катастрофы с человеческими жертвами. Но 2003 год прошел относительно спокойно. Нефть стала дорожать, и в страну рекой потекли нефтедоллары, но на обновление российской инфраструктуры они не пошли.

Как только произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС, все сразу заговорили о том, что пришёл обещанный развал советской техники. Сразу после аварии на ГЭС Ростехнадзор ринулся проверять все гидроэлектростанции в стране. В надежде найти еще больше нарушений и предотвратить будущие катастрофы. Хотя и так всем известно: ситуация в электроэнергетике ужасающая - до 80% основных фондов станций изношены.

Тесно связана с энергетикой и угольная промышленность. Все мы помним взрывы метана на шахтах «Ульяновская» и «Юбилейная», унесшие в 2007 году жизни 150 шахтеров. Тогда причиной аварии стала все та же халатность. Операторы, которые следили за системой безопасности, закрывали глаза на технические неисправности. Несмотря на то, что система безопасности была новейшая, она не помогла.

Одна из самых старых отраслей в России - это металлургия. Износ ее фондов - около 80%. Но ситуация стала кардинально меняться в последние годы. Выросли цены на металлы. Помимо этого, в России появились западные автозаводы. А у них уже совсем другие требования к качеству сталей. Вот металлургам и пришлось срочно вкладывать в новые технологии, чтобы не потерять заказчиков. И тем не менее, кардинально проблема отрасли все равно не решена. Такая же ситуация и в авиации. Ветераны «ТУ» до сих пор верой и правдой служат россиянам. Но высокая цена на нефть сделала их невыгодными. Разница в потреблении топлива между Ту-154 и «Боингом» или «Эйрбасом» - почти в два раза. Многие авиакомпании уже не могли эксплуатировать самолеты, построенные в 1970-1980-е годы. В середине 2000-х годов наши авиакомпании стали закупать сначала подержанные «иномарки», а теперь и новенькие зарубежные самолеты. [16]

Общая протяженность российских дорог - 746 тысяч км. Но, как говорится, дело не в количестве, а в качестве. По данным ГИБДД, 35% ДТП происходит именно из-за плохих дорог. Основная проблема - властям невыгодно строить дороги на века. По мнению экономистов, рыночные технологии в дорожном хозяйстве у нас не сработают. Поэтому надо пойти административным путем: поставить чиновников в жесткие условия, как по цене, так и по качеству строящихся дорог, чтобы они не требовали ремонта хотя бы лет 10, а не 1 - 2, как сейчас.

По статистике, в 80% аварий причиной признают человеческий фактор. Чем руководствовались и те, кто эксплуатировал турбину на Саяно-Шушенской ГЭС, и те, кто следил за содержанием метана в шахте, и те, кто проверял перед вылетом самолет, и даже те, кто, заметив нарушения на объекте, предпочел разойтись с руководством компании миром и на взаимовыгодных условиях. Самолеты падают, заводы горят, а станции взрываются в основном из-за тех людей, которые их обслуживают и контролируют. То есть, помимо модернизации техники, нам, по всей видимости, нужна и модернизация сознания.

1.2 Система обеспечения безопасности от ЧС техногенного характера

Правовая основа защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым Государственной Думой РФ 11 ноября 1994 г. Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Закон определяет цели, основные понятия, область действия законодательства. Основными целями являются в области защиты населения и территорий:

- предупреждение возникновения и развития ЧС;

- снижение потерь и размеров ущерба от ЧС;

- ликвидация ЧС. [1]

Аварии и катастрофы весьма частые явления в нашей стране, каждому присущи свои особенности, характер поражений, объем и масштабы разрушений,...

Другие файлы:

Исследование методических особенностей проведения уроков по лыжной подготовке в школе
Рекомендации по организации и проведению занятий по лыжной подготовке. Методика проведения уроков в зависимости от возраста и подготовленности учащихс...

Основы организации и проведения занятий по военно-технической и военно-специальной подготовке
Виды учебных занятий. Задачи обучения личного состава практической работе на технике. Порядок подготовки и методика проведения занятий. Документы, раз...

Организация и методика проведения занятий по строевой подготовке и уставам
Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями руководящих документов, учебной программы подготовки курсантов военно-учебных заведений и пр...

Методика проведения занятий по боевой подготовке с отделением и взводом
Содержится теоретический материал и методика проведения занятий с отделением и взводом по тактической и огневой подготовке, предметам специальной подг...

Методика обучения двигательным действиям детей младшего школьного возраста
Средства, применяемые в процессе обучения детей физическим упражнениям. Методика обучения гимнастическим упражнениям, лыжной подготовке, подвижным игр...