Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Ручной труд в развитии детей старшего дошкольного возраста

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Порядок организации занятий по обучению детей ручному труду. Содержание ручного труда и методы руководства им. Необходимость развития сенсомоторики в дошкольном периоде. Разработка конспектов занятий по художественному труду в дошкольном учреждении.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Характеристика ручного труда

2. Содержание ручного труда и методы руководства им

3. Конспекты занятия по художественному труду

Заключение

Список литературы

Введение

Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретает вопрос по знакомству детей дошкольного возраста с национальными и региональными культурными наследиями и историей страны, края.

Ручной труд тесно связаны с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира. Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.) . Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости.

Дошкольный возраст приносит ребёнку новые принципиальные достижения. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

1. Характеристика ручного труда

Ручной труд - это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно - прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Ручной труд развивает конструкторские умения и навыки, играет большую роль в умственном и эстетическом воспитании ребенка, развитии его творческих, технических способностей. Старшего дошкольника увлекает сам процесс работы (пилить, строгать, резать ножницами, склеивать и т. п.) и, конечно, ее результат. Ведь с игрушкой, которую он смастерил, например, из картона, старых коробок, можно играть, можно подарить ее младшим брату, сестре.

Кстати, самодельная игрушка бывает ребенку часто не менее интересна и нужна, чем покупная. Например, для игры «в моряков» смастерив из тонкого картона бинокль, оказывается, можно прекрасно разглядеть морские дали! Вышитая салфеточка, закладка для книги, корзиночка-сувенир из природного материала (колючки, шишки, мох) - хорошие подарки взрослому члену семьи к дню рождения, к любому другому празднику. А это уже проявление внимания к родным со стороны ребенка.

Показать сыну, дочери, внуку или внучке, что и как можно сделать из различных материалов, не потребует от взрослого большой затраты времени, но это должно, быть специально выделенное время, не связанное с хозяйственными и другими домашними делами, тем более что многое из задуманного ребенок может выполнить лишь с помощью старшего. Необходимо поощрять совместный ручной труд братьев, сестер школьного возраста со старшими дошкольниками. Это интересно, к тому же сближает членов семьи, делает содержательнее их общение.

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Одна из главных задач, которые решает ручной труд это развитие мелкой моторики рук. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико- наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий, которые в дальнейшем помогут ребёнку в школе.

Ручной труд имеет большое значение в деятельности дошкольников, и он очень многообразен. Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой (дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх). Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях.

При организации занятий по обучению детей ручному труду соблюдаются следующие условия:

1) Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей

2) При отборе содержания для ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми учитываем разницу в интересах мальчиков и девочек

3) Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение

4) Используется усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера

5) О результатах продуктивной деятельности ребенка рассказывается его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу;

6) Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия

2. Содержание ручного труда и методы руководства им

В детском саду дети занимаются разнообразным ручным трудом, содержание которого определено в программе воспитания и обучения дошкольников. В семейном воспитании этому виду детского труда также важно уделять должное внимание: формировать интерес, желание изготовить своими руками игрушку, поделку, сувенир, украшение. В пять с половиной -- шесть лет ребенок может сделать (сколотить) из дерева, скамеечку, столик, кровать для куклы. Вначале следует помочь ему заготовить необходимые детали, сконструировать изделие, а затем сколачивать его или клеить. Например, дать ребенку два кубика одинакового размера (можно использовать старые кубики с картинками или от строительного набора) и дощечку. Ребенок с помощью молотка из этих деталей сделает скамеечку. Он может сам ее покрасить гуашью или (что лучше) масляной краской. Чуть позже его надо учить распиливать доску; строгать ножом палочку.
Кроме игрушек, сувениров, детей можно научить, изготавливать макеты (см.: Нечаева В. Г. Ручной труд//Вос-питание дошкольника в труде. -М., 1983), например «футбол» или «хоккей». На прямоугольной картонной подставке (30 - 50 см) с бортиками (1,5-2 см) - поле - с двух сторон ставят ворота, прочно приклеивая их к полю, которое в зависимости от содержания игры может быть зеленым (футбольное поле) или серо-голубым (поле для игры в хоккей). На поле размещают фигурки игроков, их делают из желудей (туловище), пластилина (голова) и тонких палочек (руки и ноги). Для прочности в желуде шилом делают отверстия, в которые вставляют руки и ноги человечков. Чтобы фигурки были устойчивы, их надо прикрепить пластилином. Из пластилина можно сделать мяч или шайбу. Дети делятся на две команды и, переставляя фигурки, охотно разыгрывают футбольные матчи. Можно делать макеты на сказочные сюжеты -- «Гуси-лебеди», «Три медведя», «Маша и медведь» и др. С их помощью дети охотно пересказывают сказки, иногда рассказывают их младшим брату, сестре.

Другие файлы:

Физкультурный досуг детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждений дополнительного образования
Физиологические, психологические характеристики детей старшего дошкольного возраста. Специфика организации физкультурного досуга для детей старшего до...

Ручной труд как средство воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Теоретические основы воспитания самостоятельности в старшем дошкольном возрасте. Воспитание самостоятельности в процессе ручного труда. Ручной труд ка...

Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста
Понятие агрессии, ее виды и формы, особенности проявления у детей дошкольного возраста, влияние детского образовательного учреждения на данный процесс...

Подвижные игры в формировании основных движений детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии
Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста. Характ...

Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Понятие и виды восприятия. Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Краткая история возникновения игрушки. Виды и назначения игруше...