Подвижные игры в формировании основных движений детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Министерство образования и науки Краснодарского края
ГБОУ СПО Краснодарский педагогический колледж № 3 Краснодарского края
Отделение Дошкольного образования
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
по специальности Дошкольное образование
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
Выполнил(а):
студент(ка) 4 курса группы «В»
Шамодедова Алина Александровна
Научный руководитель:
к. п. н., Решетняк О.В.
Краснодар 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Значение подвижных игр в формировании основных движений у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Этапы формирования двигательных навыков у детей дошкольного возраста
1.3 Методика проведения подвижных игр с детьми старшего дошкольного возраста
2. ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ
2.1 Характеристика детей с отклонениями в эмоциональном развитии
2.2 Основы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в эмоциональном развитии
3. РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ЭМОЦИОНАЛЬЬНОМ РАЗВИТИИ
3.1 Уровень сформированости основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном развитии
3.2 Организация работы по формированию основных движений у детей с отклонениями в эмоциональном развитии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма одна из основных задач современного общества. Медики и педагоги констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие норм развития детей, неполноценности их здоровья, как физического, так и психического.
По данным статистики в Российской Федерации число детей с проблемами в психическом и эмоциональном развитии составляет 67%, а количество детей, имеющих нарушения в физическом развитии, составляет 35,5%. При проведении медицинского осмотра было выявлено, что у детей от 3-х до 4-х лет определяется 17% здоровых и уже пятая часть имеет III группу здоровья. Дети IV и V групп здоровья не посещают дошкольные образовательные учреждения общеразвивающего типа. Начиная с пятилетнего возраста, отмечается уменьшение числа здоровых детей и с функциональными отклонениями за счет увеличения III группы здоровья, которые к 6-ти годам уже составляют 40% [36].
С помощью подвижных игр можно формировать основные виды движений и развивать физические качества детей дошкольного возраста.
В исследованиях ученых-психологов, педагогов, философов, социологов, историков (Гайнц Либшер, Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Устименко и др.) рассматривается своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности. Исследователи отмечают ценность игры, указывают на значение в формировании физически развитого ребенка.
Но, к сожалению, на практике можно увидеть, что проведение подвижных игр не соответствует установленным требованиям -- не учитывается общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима дня, место проведения игры, а также пожелания детей.
Зачастую воспитатель не обращает внимание детей на правильность выполнения того или иного движения, а так как в игре ребенка захватывает сюжет, а эмоциональное возбуждение отвлекает от правильного выполнения двигательного действия, он направлен на достижение цели игры (поймать мяч, догнать убегающего и т. д.), что ведет за собой неправильное закрепление двигательного навыка.
Вышеизложенные аспекты определили тему исследования - «Подвижные игры в формировании основных движений детей дошкольного возраста с отклонениями в эмоциональном развитии».
Объект исследования: процесс формирования основных видов движений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: подвижные игры как средство развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в эмоциональном развитии.
Цель работы: спроектировать работу по развитию основных движений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в эмоциональном развитии с помощью подвижных игр.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития основных движений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать методы диагностики, направленные на выявления уровня сформированности основных движений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в эмоциональном развитии.
3. Провести комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности основных движений у детей старшего дошкольного возраста.
4. Составить план работы и рекомендации по развитию основных движений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих отклонения в эмоциональном развитии.
Методы исследования: изучение и анализ, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы, наблюдение, тестирование
1. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
1.1 Значение подвижных игр в формировании основных движений у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильное организованное физическое воспитание, одной из основных задач которой является развитие и совершенствование движений.
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного возраста осуществляется разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта, приобретению новых навыков и умений способствует их самостоятельная деятельность, с другой -- специально организованные занятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера.
Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах [6, с. 96].
Подвижные игры делятся на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна [27 c. 50].
В дошкольном возрасте игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Игру можно назвать «спутником детства».
Подвижная игра позволяет эффективно разрешать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи. Она оказывает всестороннее воздействие на физическое развитие и оздоровление ребенка. В процессе игры двигательная активность детей вызывает деятельное состояние всего организма, усиливает процессы обмена, повышает жизненный тонус [22, с. 47].
В процессе игровых действий у детей формируется морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива.
По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, по средствам которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждает к определенным умственным и физическим усилиям, что оказывает оздоровительный эффект и помогает детям преодолеть различные препятствия [7, с. 238].
Подвижная игра -- двигательная деятельность, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. В отличие от сюжетно -- ролевых игр содержание большинства подвижных игр дается в готовом виде. Основной целью деятельности детей в подвижной игре является решение двигательной задачи [8, с.6 -8].
Подвижная игра предлагает детям решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.
Подвижная игра связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания. В игре ребенка захватывает сюжет, а эмоциональное возбуждение отвлекает от правильного выполнения двигательного действия. Для ребенка в игре самое главное - н...
Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста
Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Мето...
Роль игры в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста
Понятие и виды эмоций и чувств; особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста. Характеристика игры как ведущего вида деятельности в до...
Коррекционная работа по формированию сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе игры
Особенности формирования отношений сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии. Психолого-педагогические...
Подвижные игры в развитии скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста имеющих отклонения в поведении
Специфика развития скоростно-силовых способностей детей старшего дошкольного возраста. Роль подвижных игр в формировании этих качеств. Основы коррекци...
Формирование мышления у детей с отклонением в развитии
В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии....