Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Выпускная квалификационная работа
Игрушка как средство развития восприятия детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава 1 Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников
1.1 Понятие восприятие
1.2 Виды восприятия
1.3 Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста
Вывод
Глава 2 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития восприятия у старших дошкольников с помощью игрушки
2.1 Краткая история возникновения игрушки
2.2 Виды и назначения игрушек для детей дошкольного возраста
2.3 Влияние игрушки на восприятие детей старшего дошкольного возраста
Вывод
Глава 3 Экспериментальная часть
3.1 Условия проведения исследования
3.2 Констатирующий эксперимент
3.3 Формирующий эксперимент
3.4 Контрольный эксперимент
Вывод
Заключение
Используемая литература
Введение
Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.
Рассматривая игрушку, играя с ней, у ребенка развивается восприятие. Это один из ведущих познавательных процессов дошкольного возраста, который выполняет объединяющую функцию: объединяет свойства предметов в целостный образ.
Правильное представление о действительности обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новых видов деятельности, адаптацию в любой новой обстановке, уверенность ребенка в себе и высокий уровень активности, ускоренное физическое и психическое развитие.
Цель данной работы заключается в определении способов использования игрушки для развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
· Уточнить особенности развития восприятия детей старшего дошкольного возраста.
· Изучить способы использования игрушки в старшем дошкольном возрасте.
· Разработать и реализовать систему занятий по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
· В ходе учебно-исследовательской деятельности определить возможности игрушки для развития восприятия у детей старшего дошкольного возраста
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов. А ведь в будущем ребенок должен войти в наше общество психически и физиологически здоровым человеком.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Поэтому, изучением проблемы влияния игрушки на психику ребенка, занимались многие педагоги и психологи.
Так, исследования Коссаковской Е.А. по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении опыта организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показал, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, а обязательно должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности.
Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.
Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка способствует формированию наблюдательности, пытливости, любознательности.
Таким образом, мы считаем, что наша тема актуальна как для педагогов, психологов, так и для родителей.
Гипотеза: можно предположить, что система занятий с использованием игрушки даст положительный результат для развития восприятия у старших дошкольников.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по теме особенности восприятия старших дошкольников
1.1 Понятие восприятие
Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир, в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
Восприятие - это сложный психический процесс отражения всех свойств и качеств предметов и явлений, действующих в данный момент на органы чувств. Результатом восприятия является образ, то есть целостная, устойчивая система ощущений, связываемых с определенным предметом или явлением.[22; 62]
Образ восприятия представляет собой совокупность разнообразных ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного предмета или явления. Однако отдельные ощущения, составляющие образ восприятия, не существуют в нем не зависимо друг от друга. Изменения одного из ощущений в образе влияет на изменение других ощущений, входящих в состав данного образа. Замена или устранение из образа отдельных ощущений изменяет образ предмета или явления в целом.
Существуют основные свойства образа восприятия. К ним относятся целостность, константность, предметность, категориальность. Все эти свойства образа восприятия появляются у человека в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки соответствия образа реально существующим в мире предметам и явлениям.[22; 64]
Целостность восприятия это способность восприятия к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нем. Например, по нескольким буквам мы можем догадаться. Что за слово перед нами.
Предметностью образа восприятия называется его отнесенность к реально существующим в мире предметам и явлениям. Образ без предмета, к которому он относится, за исключением случаев некоторых иллюзий, не существует.
Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.
1.2 Виды восприятия
Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия(рис1). В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие.
Основой другого типа классификации видов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения. Отдельно выделяется восприятие человека человеком.
Пространство - это то, что окружает человека. Предметы, расположенные в пространстве, имеют форму, величину, место расположения. Они также характеризуются расстоянием от человека и собственными параметрами: шириной, высотой, глубиной. Восприятия и оценка всего этого с помощью органа зрения называется восприятия человеком пространства. Для того, чтобы ориентироваться в пространстве и в перемещающихся в нам предметах, человек должен воспринимать и оценивать разнообразные происходящие в нем движения.
Предметы, находящиеся в пространстве, происходящие в нем процессы и движение предметов протекают во времени. Для человека очень важно уметь воспринимать и правильно оценивать время.
1.3 Особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка. На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие психические познавательный процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.[6; 5]
Восприятие формируется на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: рисование, лепка, просмотр фильмов, конструирование, чтения книг, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды деятельности пронизаны игрой, в которой он моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.
Значение восприятия в жизни дошкольника очень велик...
Методика развития музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста
Современные аспекты музыкального восприятия как определенного типа деятельности. Психолого-педагогические особенности детей старшего дошкольного возра...
Подвижные игры с бегом как средство развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста
Физиологические и психологические основы развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, особенности ее диагностики. Виды и значение подвижны...
Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Особенности и основные условия и средства развития художественного творчества и личности детей дошкольного возраста. Методики развития творческого пот...
Дидактическая игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста
Понятие внимания в психолого-педагогической литературе. Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Содержание работы по развитию внимания с помощ...
Особенности формирования художественно-изобразительных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством рисования натюрмортов
Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста. Экспериментальные исследования уровня восприятия детьми старшего д...