Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Исследование тестового контроля в обучении иностранным языкам

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Теоретические основы использования теста как одного из средств контроля обученности иностранному языку. Его разновидности, разработка и практическая организация проведения. Возможности применения клоуз-процедуры как средства оценки языковой компетенции.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. С наступлением XXI века своевременно встал вопрос о приобщении жителя грядущего века к мировой культуре, о приближении его образовательного уровня к европейскому стандарту, о владении им не менее чем двумя иностранными языками.

Объективный контроль знаний, умений и навыков обучаемого на соответствие требованиям образовательных нормативных документов различного уровня и направленности - одна из актуальных задач настоящего времени.

Тестирование - один из наиболее стандартизированных и объективных методов контроля и оценивания знаний, умений и навыков испытуемого, который лишен таких традиционных недостатков других методов контроля знаний, как неоднородность требований, субъективность экзаменаторов, неопределенность системы оценок.

Степень разработанности проблемы. Исследованию тестового контроля посвящено множество трудов различных авторов. А.А. Конышева рассматривает использование тестового контроля в обучении иностранным языкам при помощи изучения различных видов теста и организации тестирования. Данная тема рассматривается и в трудах И.А. Рапопорт, В.М. Казиева и в работах других авторов. Учитывая интерес учителей к такому виду контроля как тест, побуждает нас провести исследование по данной теме.

Объект исследования - тестирование как одна из форм контроля обучения.

Предмет исследования - особенности применения тестового контроля в обучении иностранного языка.

Цель исследования - изучение особенностей применения тестового контроля в обучении иностранному языку.

Цель исследования обусловила постановку следующих задач:

1) изучить теоретические основы использования теста как одного из средств контроля обученности иностранному языку;

2) рассмотреть виды тестов по иностранному языку;

3) изучить особенности организации и проведения тестирования по иностранному языку;

4) рассмотреть возможности применения клоуз-теста в обучение иностранному языку.

В ходе исследования был использован теоретический метод исследования: изучение и анализ литературы.

Теоретическая значимость работы заключается в осуществлении анализа проблемы использования тестового контроля по иностранному языку, систематизации технологий составления, организации и проведения клоуз-теста.

Практическая значимость: Практический материал, данной курсовой работы можно использовать в обучении иностранному языку в школе и в вузе, в курсах «Теория и методика преподавания иностранных языков» и в других.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

ГЛАВА 1. ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

1.1 Тест как одно из средств контроля обученности иностранному языку

Тестирование как метод педагогического исследования означает «целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерить изучаемые характеристики педагогического процесса» [4, c. 42]. Проблема тестирования нашла широкое отражение на страницах современной методической печати. В некоторых материалах уточняется понятие тестирования и делается попытка объяснить его отличие от контроля. В частности, А.А. Рапопорт, рассматривает тестирование как одну из форм контроля, его значение и роль в учебных целях, им разрабатываются и описываются разные виды тестов, даются рекомендации к их составлению и использованию. А.А. Рапопорт отмечает, что контроль как понятие является более многоаспектным по сравнению с тестированием. Тестовая методика, в силу своей специфики, требует специальных исследований, практической разработки и опытной проверки применительно к конкретному адресату (обучающемуся) с тем, чтобы удовлетворять определенным условиям обучения и обеспечивать, по возможности, эффективное выполнение контроля [9, c. 16].

В отечественной практике обучения иностранным языкам роль тестирования постоянно растет. Интерес к тестированию объясняется тем, что помимо своей основной функции - контроля, оно может служить средством диагностики трудностей языкового материала для учащихся, мерой определения эффекта обученности и способом прогнозирования успешности или неуспешности обучения. Заложенные в тестировании возможности быть орудием научного познания, объективности и повышения эффективности обучения языкам будут реализованы лишь при широком знакомстве учителей с психологическими и лингвистическими принципами тестирования и овладения его приемами. Большой интерес к тестированию проявляют учителя средних школ и все чаще применяют тестирование в повседневной учебной работе.

Основная роль тестирования в обучении иностранным языкам заключается, по мнению В.М. Казиева в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле). Чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование [6, c. 31].

В основе данной формы контроля лежит использование заданий стандартной формы, которое получило название «теста», что в переводе с английского (test) означает испытание, исследование, проба, проверка, эксперимент. При такой полисемии неудивительно терминологические неточности, и иногда сравнительно простые контрольные работы и контрольно-тренировочные упражнения, которые также называют «тестами», что не совсем оправдано, поскольку учительские тесты должны быть составлены в соответствии с определенными правилами и требованиями.

Основное отличие теста от традиционной контрольной работы состоит втом, что он всегда предполагает измерение. Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отличается большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма учителя, чем оценка за выполнение традиционной контрольной работы, которая всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя, не всегда свободного от его личных симпатий или антипатий по отношению к тому, или иному ученику.

Существуют различные определения понятия тест - от практическилюбого вида контрольного задания до набора заданий вида «множественныйвыбор». В зарубежной практике языкового тестирования различия в трактовке понятия «test» представляются как различия между понятиями «контрольная работа» вообще, как основание оценочного суждения и «контрольная работа», предполагающая специально организованное измерение интересующих нас знаний (умений, навыков). По определению С.К. Фоломкиной, под тестом понимаются задания, имеющие специфическую организацию, которые позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать ответы символами [10, c. 8].

Задания тестов всегда имеют однозначное решение, определение правильности ответа осуществляется по заготовленному ключу. Применение тестов при контроле целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности учащихся, приучают их варьировать процесс переработки воспринимаемой информации.

В понятие тестирования входит техника составления заданий контрольного типа. Такие задания получили большое распространение в связи с применением различных технических средств обучения, использующих принцип множественного выбора. Нередко тестовые задания используются и как обычные тренировочные упражнения. Поэтому и возникает проблема определения границ применения тестов и тестовых (контрольных) заданий.

Тестовым заданием называют ту минимальную составляющую единицу теста, которая предполагает определенную вербальную или невербальную реакцию тестируемого, иными словами - это варьирующая по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание, подстановка неправильного ответа приводит к образованию ложного высказывания.

Задания теста представляют собой не вопросы и не задачи, а также не загадки, а утверждения, которые в зависимости от ответов испытуемых, могут превращаться в истинные или ложные высказывания. Каждое тестовое задание создает для тестируемого некоторую лингвистическую или экстралингвистическую ситуацию, называемую «тестовой ситуацией», точнее - ситуацией тестового задания. Тестовая ситуация представлена стимулом задания, который может быть вербальным или невербальным, то есть наглядным. Ответ тестируемого также может быть вербальным или невербальным. Вербальный ответ может быть выборочным, избирательным или свободно-конструируемым. Таким образом, можно проверить языковые навыки и рецептивные коммуникативные умения [4, c. 43]. Перечисленные и некоторые другие характеристики тестов, безусловно, свидетельствуют о целесообразности их использования в учебном процессе.

Итак, тестирование это совокупность методических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение стандартизированной процедуры измерения уровня подготовленности испытуемых, а также обработку и анализ результатов.

Выполнение теста занимает немного времени, что делает возможным его проведение практически на любом занятии. При выполнении теста все учащиеся поставлены в равные условия - они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение (невезение). Тест дает возможность включать большой объём материала и контро...

Другие файлы:

Использование Интернет-технологий в обучении английскому языку
Применение информационных технологий в обучении иностранным языкам как социально-педагогическая проблема. Понятие и виды технологий, применяемых в обу...

Развитие межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам
Теоретические основы развития межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам. Технология развития межкультурной коммуникации в обучении инос...

Формирование мотивации при обучении иностранным языкам
Понятие и принципы дифференцированного обучения. Условия и факторы развития положительной мотивации учебной деятельности у младших школьников. Практич...

Статьи по обучению взрослых иностранным языкам и профессионально ориентированному переводу
Статьи об обучении взрослых иностранным языкам с использованием прямого метода (метода М. Берлица), а также об обучении студентов филологических специ...

Психология обучения иностранным языкам
Автор книги обобщил и систематизировал основное в том ценном, что добыто советской психологией обучения иностранным языкам за истекшие 50 лет ее успеш...