Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Экономико-математическое моделирование

Оценка коммерческих предложений потенциальных поставщиков

Тип: контрольная работа
Категория: Экономико-математическое моделирование
Скачать
Купить
Главные преимущества и недостатки моделей конкурсных торгов. Основные предлагаемые подходы к дифференцированному применению методов конкурсных закупок. Матрица моделей торгов. Алгоритм "отсеивания" конкурсантов по критериям рисков с оценочными баллами.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Тема контрольной работы «Оценка коммерческих предложений потенциальных поставщиков» по дисциплине «Экономико-математическое моделирование».

На крупных объединениях горно-металлургического комплекса (ГМК) Украины актуальна оценка коммерческих предложений во время проведения торгов согласно требованиям п. 7.4 ISO 9001. С развитием централизации закупок этот вопрос еще больше обострился, поскольку стоимость ошибки увеличивалась многократно. За последние 30 лет тендерные процедуры в мире получили существенное развитие как в коммерческих, так и в государственных кругах. Однако известно, что выработать единые правила для оптимальных подходов в сфере тендерных закупок так и не удалось. Одна из причин такого положения - ряд неоднозначностей, которые возникают при проведении оценки коммерческих предложений. Таким образом, объектом исследования данной работы является потребление товарно-материальных ценностей (ТМЦ), работ и услуг промышленными объединениями, представляющими системы централизованного управления, а предметом - методика оценки коммерческих предложений потенциальных поставщиков.

Оценка коммерческих предложений потенциальных поставщиков

Рассмотрим преимущества и недостатки самых распространенных подходов к современной практике тендерных торгов, в частности, такие модели: LPC (от англ. lowest price conforming - соответствие самой низкой цене); WA (от англ. weighted attribute - взвешенный атрибут или критерий); TP (от англ. target price - целевая цена); VFM (от англ. value for money - стоимость денежных средств).

Во всех подходах к конкурсу допускаются участники, соответствующие определенным предельным квалификационным требованиям. Считается, что в моделях LPC и TP все преимущества претендента так или иначе отразятся на цене; в моделях WA и VFM кроме квалификационной (для "отсеивания" заведомо неспособных) необходимо учитывать разнообразные качественные оценки, характеризующие виды рисков, которые несет в себе каждый вариант выбора победителя. Особенности используемых на практике моделей приведены в таблице 1.

Динамика потребления материальных ресурсов в ГМК в существующих рыночных условиях очень интенсивная, в силу чего фактор времени при проведении торгов может быть решающим. Именно поэтому многие предприятия и государственные учреждения отдают предпочтение моделям LPC и WA. Однако при использовании модели LPC часто утрачивается возможность извлечь дополнительную пользу благодаря увеличению отсрочки платежей кредитору. В случае применения модели WA разбивка удельного веса критериев в основном не меняется для разных товарных групп и условий контрактов, что приводит к неадекватной оценке рисков качества исполнения, производственного и финансового потенциалов контрагентов и т.п. Таким образом, возникает потребность в создании модели, которая бы учитывала все положительные моменты каждого из рассчитанных подходов и минимизировала негативные.

Таблица 1 - Преимущества и недостатки моделей конкурсных торгов

Модель

Область применения закупок

Преимущества

Недостатки

LPC

Позиции закупок стандартизированы и распространены на рынке. По квалификации поставщика - достаточное соответствие минимальным критериям

Минимизация сравниваемых критериев позволяет упростить и ускорить процедуру, а также однозначно определить победи-

теля

Риск срыва поставки не учитывается в следующих случаях:

- поставщик чрезмерно занизил цену вопреки экономическим возможностям;

- поставщик намеренно занизил цену с целью дальнейшего пересмотра требований заказчика

WA

Позиции закупок требуют взвешенной оценки ценовых и качественных критериев

Минимизируются недостатки метода LPC

Нет четкого правила распределения значимости критериев, что может повлечь за собой неоптимальный выбор. Процедура сложнее и дольше, чем при LPC

TP

Закупки в рамках определенного бюджета, объем или количество которых на этапе торгов не определены

Позволяет выбрать поставщика даже при неизвестных областях потребления. Стоимость вложенных средств максимизируется

Риски, как и при LPC. Все конкурсанты могут представлять поставщиков с высоким уровнем цен, тогда эффект от торгов будет отрицательным

VFM

Закупки оборудования или строительно-монтажных работ по проектам

Сравниваются все расходы "жизненного цикла" объекта закупок, выгоды и потери

Требует точной спецификации работ, материалов и оборудования. Самая сложная процедура по сравнению с LPC, WA и TP

Основные предлагаемые подходы к дифференцированному применению методов конкурсных закупок

Все позиции закупок делятся на группы по признакам однородности, стоимости и степени влияния на операционную деятельность компании при несвоевременном снабжении. Для каждого группового набора определяется оптимальный подход оценки конкурсных предложений.

Таким образом, первым этапом предложенной методики является создание групп закупок по следующим принципам.

1. Формируются группы позиций по схожести технологий производства и назначения использования (например, ферросплавы, огнеупоры, горюче-смазочные материалы (ГСМ) и др.). Каждая такая группа делится на подгруппы и под-подгруппы.

2. Подгруппам, под-подгруппам, а иногда и отдельным позициям присваивается категория принадлежности к сегментам важности:

- стратегически необходимые материалы (S) - самые дорогие группы, которые напрямую влияют на основную операционную деятельность; отклонения по количеству, качеству и сроку их поставки влекут за собой значительные экономические потери;

- "узкие места" (BN) - недорогие группы и позиции, отсутствие которых порождает простои технологического оборудования и ощутимые экономические потери;

- позиции с эффектом "рычага" (L) - достаточно дорогие группы, для которых небольшие отклонения по количеству, качеству и сроку поставки не влекут за собой экономические потери, но чем больше отклонение (например, срока поставки), тем выше риск экономических потерь;

- некритические позиции (NC) - недорогие группы (представленные на рынке многочисленными поставщиками и прямо не связанные с технологией), для которых небольшие отклонения по количеству, качеству и даже значительные задержки срока поставки не приводят к экономическим потерям.

Следует отметить, что, разбивая номенклатуру на группы, нужно достичь оптимального соотношения между количеством позиций в группе, стоимостью и сложностью технических характеристик и рисков. В таблице 2 приведены результаты сегментации номенклатурных групп закупок ТМЦ, работ и услуг на примере компании "Интерпайп".

Алгоритм определения сегмента важности состоит из 10 шагов.

1. Для каждой номенклатурной группы (подгруппы) удельный вес количества ее позиций в объеме закупок (w.) рассчитывается по формуле

Wi=Ni•100%/? Ni (1)

где Ni - количество позиций в группе (подгруппе);

j - общее количество групп (подгрупп);

і - номер группы (подгруппы) от 1 до j

2. Удельный вес стоимости группы в закупках (q) определяется по формуле

qi=Qi•100%/? Qi (2)

где Qi - сумма закупок в группе (подгруппе) на протяжении года (грн.).

3. Экспертные оценки жесткости требований к сроку поставки (т) для каждой группы (подгруппы) определяются в баллах от 1 до 5 по принципу возможного смещения поставки: 1 - больше чем на 15 суток; 2 - не более чем на 15 суток; 3 - не более чем на 7 суток; 4 - не более чем на 3 суток; 5 - смещение недопустимо. Заметим, что для каждой компании эти оценки могут быть разными, но общий подход сохраняется.

Таблица 2 - Определение сегмента важности для номенклатуры закупок компании "Интерпайп"

Номенклатурная группа

Вид номенклатуры закупок

Показатели номенклатурной группы

W (%)

q (%)

Kq (%)

т (балл)

H (балл)

К (балл)

R=m+h+k (балл)

Сегмент важности

1

Ферросплавы,огнеупоры и добавочные материалы

5

30,00

...

Другие файлы:

Ценовые переговоры по импорту огнеупорных материалов с применением расчетно-аналитических методов анализа технико-коммерческих предложений зарубежных поставщиков
Моделирование изменения ценовой позиции зарубежных фирм-поставщиков огнеупорной продукции для металлургического предприятия в результате проведения "п...

Организация работы по поиску поставщиков товаров
Эффективность закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков, поэтому коммерческим службам предприятия следует у...

Работа с поставщиками
Процесс выбора поставщиков. Преимущества и недостатки основных типов отношений с поставщиками. Поиск, обработка и анализ информации по рынкам закупок...

Исследование рынка закупок
Управление закупками на основе концепции логистики. Критерии выбора и классификация методик выбора поставщиков. Оценка выбора поставщиков для филиала...

Роль коммерческих банков
Понятие коммерческих банков, их виды. Функции и принципы деятельности коммерческих банков. Становление и оценка развития коммерческих банков Республик...