Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Типологические особенности жанра фэнтези на примере романа Р. Асприна "Еще один великолепный миф"

Тип: курсовая работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
История развития жанра фэнтези, причины его популярности и основные признаки. Характерные черты героического, эпического, игрового, исторического направлений фэнтези. Анализ романа Р. Асприна для выявления композиционно-стилистических особенностей жанра.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Содержание

Введение

Раздел 1. Происхождение и основные особенности фэнтези как жанра фантастики

1.1 История формирования жанра

1.2 Особенности фэнтези. Проблема определения жанра

1.3 Разновидности жанра

1.4 Роберт Линн Асприн - представитель юмористического фэнтези

Раздел 2. Типологические черты жанра фэнтези в романе Р. Асприна «Еще один великолепный миф»

2.1 «Мифические истории» - литературный фэнтезийный сериал

2.2 Особенности жанра фэнтези на примере романа Р. Асприна «Еще один великолепный миф»

Выводы

Список использованной литературы

Введение

Феномен литературы фэнтези привлекает внимание читателей и исследователей с 60-х годов ХХ века. Жанр фэнтези прочно утвердился в современном литературном потоке. Но, несмотря на обилие художественных текстов и исследовательских работ до сих пор нет единого толкования этого жанра, не выработано критериев эстетической оценки фэнтезийных произведений. Нет единого мнения и по поводу того следует ли рассматривать фэнтези как поджанр фантастики, либо как самостоятельный жанр. Однако, не имея практически никаких научных обоснований, данное направление развивается довольно причудливо и практически непредсказуемо. Все попытки критиков хоть как-то ограничить его, создать рамки пока оказываются тщетными.

Обращение к фэнтези - довольно распространенное явление в современной литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах. Фэнтези - не только литературный жанр, но и художественное направление.

Мир фантазии изначально возникал как параллельный обыденному бытию человечества. Фэнтези, несомненно, имеет сказочно-мифологическую основу. Сказка - это самый старый жанр литературы. Сказки подарили миру фэнтези некую завуалированную назидательность. От мифа фэнтези унаследовал эпичность повествования и некоторую исходную трагичность. Кроме того квест (от англ. quest - поиск) как основная сюжетная линия жанра уходит корнями в древние мифы о культурных героях.

Существует разновидности данного жанра. Так наиболее ярким представителем юмористического фэнтези является современный американский писатель Р. Асприна. В его книгах возможно все - волшебники, драконы, магические кольца, оборотни и ведьмы, коридоры во времени и пространстве, т. е. весь арсенал волшебных сказок и древних легенд. В этом трансформированном мире неизменным является одно - человек, которого нравственная ситуация всегда побуждает к раскрытию лучших духовных качеств. Как и в старых сказках, добро побеждало, но одерживало верх именно как добро, без малейших уступок и компромиссов. Даже самая благородная цель здесь не оправдывала безнравственные средства. Основная задача фэнтези состояла в утверждении гармонии внутри человека, в победе над самим собой.

Авторы, работающие в этом жанре, создают миры, расположенные параллельно реальности или вообще никак с ней не связанные. Миры характерны гармонией человека с природой, разнообразием разумных существ, повсеместно присутствует волшебство. Фэнтези раскрывает философские и гуманистические идеи в доступной форме.

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью рассмотрения творчества авторов фэнтези XX-XXI вв. с учетом современных тенденций типологии жанров в общей системе литературного творчества.

Целью нашего исследования является определение типологических особенностей жанра фэнтези на основе романа Р. Асприна „Ещё один великолепный миф”.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:

· определить содержание жанра фэнтези в современном литературоведении;

· систематизировать оценки творчества Р. Асприна в современном литературоведении;

· осмыслить типологию жанра фэнтези в творчестве Р. Асприна

· выявить композиционно-стилистические особенности жанра фэнтези в творчестве Р. Асприна.

Объект нашего исследования составляют романы Р. Асприна фэнтезийной юмористической серии „Миф”.

Предметом исследования является жанр фэнтези в творчестве Р. Асприна.

Методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляют труды зарубежных и отечественных исследователей, посвящённые общим проблемам жанра фэнтези и исследованиям по вопросам жанра в творчестве Р. Асприна.

Научная новизна исследования заключается в том, что в работе сформированы особенности и детально проанализирован жанр фэнтези в творчестве Р. Асприна.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала при дальнейшем изучении жанра фэнтези, а также в работе литературоведческих студий и литературных факультативов в общеобразовательной школе и ВУЗе.

Раздел 1. Происхождение и основные особенности фэнтези как жанра фантастики

Фантастика как прием была известна искусству с незапамятных времен. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь: от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды - к литературе Средневековья, а затем и романтизма. Наконец, пришла очередь научной фантастики и фэнтези. Эти жанры развивались параллельно, подчас в чем-то соприкасаясь. И вот что любопытно: история этих жанров началась гораздо раньше, чем появились их определение и название. Да и определить их оказалось не так легко. И если с научной фантастикой все достаточно просто, то с фэнтези дело обстоит иначе. До сих пор нет единого толкования этого жанра.

Обращение к фэнтези - довольно распространенное явление в современной литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах. Некоторые принципы фэнтези используют и постмодернисты [23, с. 20].

1.1 История формирования жанра

Практически все библиографические исследования сходятся, отмечая первую значительную фигуру, этакого отца-основателя. При этом он на сегодняшний день почти неизвестен широкой общественности. Это Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт, восемнадцатый барон Дансени - британский аристократ, отличавшийся живым воображением и склонностью к изысканной литературной игре. Не Толкиен, как пишут и считают многие исследователи, был первым писателем, создавшим несуществующий мир с его географией, мифологией и историей - а как раз Дансени (хотя и до него были такие писатели - но уж точно работавшие не в жанре фэнтези). Его цикл рассказов „Боги Пеганы” был как раз посвящен этому миру, корни которого уходят в ирландский эпос [8, с. 1].

Так сложилось, что общеизвестными отцами-основателями фэнтези считаются две группы авторов, которых по их происхождению можно разделить на американскую и британскую школы. Американскую группу составляют Роберт Ирвин Говард, Кларк Эштон Смит и Говард Филипп Лавкрафт. Самой значительной фигурой из них, безусловно, является Р. Говард. Создав образ знаменитого воителя, бесстрашного Конана-варвара, Говард стал основателем особого направления, т.н. героической фэнтези или фантастики „меча и волшебства” („sword & sorcery”). Впрочем, когда в 1936 г., Р. Говард, находясь в состоянии глубочайшей депрессии, вызванной смертью горячо любимой им матери, покончил с собой, ничто не предвещало его литературного долголетия. После смерти он был быстро забыт. Его второе рождение для фэнтези произошло в начале 50-х годов, благодаря деятельности замечательного американского писателя Лайонелла Спрэг Де Кампа. В 1951 году в руки Де Кампа (увлекавшегося в свое время приключениями Конана) попала часть архива Говарда, и он, обнаружив недописанную повесть о Конане, переработал ее, дописал, эта история так увлекла Де Кампа, что он, проведя активную розыскную работу, раскопал еще несколько неоконченных вещей Говарда, кроме того, он как в одиночестве, так и совместно со своими друзьями, Бьерном Нибергом и Лином Картером, написал ряд стилизованных под Говарда произведений - около двух десятков романов, повестей и рассказов.

В британский отряд основоположников фэнтези также входит трое писателей, тесно связанных дружескими и духовными узами. Это Клайв Стейплз Льюис, Чарльз Уильямс и Джон Рональд Руэл Толкиен. Льюис вошел в историю прежде всего как создатель детской фэнтези, написав знаменитый цикл „Хроники Нарнии”. Двигаясь в русле традиционной английской литературной сказки, он создал волшебный мир, в который попадают несколько детей из современной ему Англии, переживая ряд невероятных приключений. Романы Уильямса, насыщенные многочисленными философскими и религиозными мотивами, посвящены, как правило, борьбе людей за обладание некими магическими предметами, способными решить судьбу мира, будь то чаша Святого Грааля, корона царя Соломона или священные карты Таро. Но настоящей Библией фэнтези стал роман профессора англосаксонской литературы Оксфордского университета Толкиена „Властелин Колец”. Сага Толкиена - эпическое, созданное на основе кельтского и североевропейского фольклора повествование о столкновении сил Света и Тьмы, решающую роль в котором сыграл маленький, забавный человечек-хоббит, своеобразный символ „обычного” человека, несущего на плечах своих груз истории. Джон Толкиен, будучи автором...

Другие файлы:

Особенности трансформации архетипной модели мира в романах Р. Асприна
Жанр фэнтези и творчество Р. Асприна в литературоведении. Понятие мифа и архетипа, проблема определения жанра фэнтези. Особенности традиционной модели...

Жанр фэнтези в литературе XX века
Специфика и генезис жанра фэнтези. Фэнтези и фантастическая литература. Классические сказочные истории-квесты. Мифологические и сказочные источники жа...

Варианты реализации специфики славянского фэнтези в русской и белорусской литературах
Специфика славянского фэнтези в русской литературе на примере "Дозоров" С. Лукьяненко, и в белорусской литературе на примере произведений Вл. Короткев...

Жанровое своеобразие литературы славянского фэнтези
Зарождение, становление и современное состояние жанра фэнтези. Его мифологические и сказочные источники; героический, эпический и игровой типы. Специф...

Магия фэнтези. Армада. Сборник 2. 2010-2011 гг.. 58 книг
Серия "Магия фэнтези" - настоящий подарок любителям жанра фэнтези. Основана в 2004 году. Остросюжетные романы в жанре фэнтези современных отечественны...