Особенности трансформации архетипной модели мира в романах Р. Асприна
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Особенности трансформации архетипной модели мира в романах Р. Асприна
Содержание
- Введение
- Раздел 1. Жанр фэнтези и творчество р. асприна в современном литературоведении
- 1.1 Понятие мифа и архетипа в литературоведении XX века. Проблема определения жанра фэнтези
- 1.2 Особенности традиционной модели мира в романах жанра фэнтези.Р. Асприн как представитель жанра фэнтези
- Раздел 2. Модель мира в творчестве р. асприна
- 2.1 "Мифические истории" литературный фэнтезийный сериал
- 2.2 Модель мира в романе Р. Асприна "Еще один великолепный миф”
- 2.3 Модель мира в цикле романов Р. Асприна "Мир воров”
- Выводы
Введение
Феномен литературы фэнтези привлекает внимание читателей и исследователей с 60-х годов ХХ века. Жанр фэнтези прочно утвердился в современном литературном потоке. Наиболее ярким представителем юмористического фэнтези является современный американский писатель Р. Аспирин. В его книгах, возможно всё - волшебники, драконы, магические кольца, оборотни и ведьмы, коридоры во времени и пространстве, т.е. весь арсенал волшебных сказок и древних легенд. В этом трансформированном мире неизменным является одно - человек, которого нравственная ситуация всегда побуждает к раскрытию лучших духовных качеств. Как и в старых сказках, добро побеждает, но одерживает верх именно как добро, без малейших уступок и компромиссов. Даже самая благородная цель здесь не оправдывает безнравственные средства. Основная задача фэнтези состоит в утверждении гармонии внутри человека, в победе над самим собой. В нашем исследовании необходимым является рассмотрение таких понятий как: архетип, миф и роман. Эти понятия являются главными в исследовании трансформации мифологической архетипной модели мира в романах Р. Асприна.
Высшим уровнем первобытного сознания являлась мифология. Миф и архетип непростые понятия, таким же понятием является и жанр романа. Эти понятия, главным образом, необходимы для того, чтобы точнее понять модель мира в романах Р. Асприна. В древнейшие эпохи аспекты мира обобщались не в понятиях, а в чувственно-наглядных образах. Совокупность таких образов и составляла мифологическую картину мира. В своих романах Р. Асприн создал огромное количество образов, на основе которых и формируется мифологическая картина мира. В мифологическом сознании мир виделся живым, одушевленным существом, живущим по законам родовой общины, в которой человек не выделял себя из окружающей среды. Для мифа не характерно разделение на вещи и слова, фантазии и действительность, предметы, реального и сверхъестественного свойства. Миф выполнял функцию установления идеального равновесия между родовым коллективом и природой. В мифологическом понимании мира случайное, хаотическое не противостоит необходимому и закономерному. Поскольку в основе большинства произведений в жанре "высокого" фэнтези лежит миф, то и описываемый мир строится по аналогичной модели. Мифологическое мышление не разделяет реальное и фантастическое. Этим принципам и следует Р. Асприн в своих произведениях. В нашем исследовании, мы рассмотрим несколько произведений Р. Асприна и определим модель мира в его произведениях, прообразы, обращение к мифам и теории архетипа.
Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью рассмотрения особенностей трансформации архетипной модели мира в романах Р. Асприна.
Целью нашего исследования является определение особенностей трансформации архетипной модели мира в романах Р. Асприна.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
· определить содержание жанра фэнтези в современном литературоведении;
· рассмотреть основные понятия нашего исследования;
· осмыслить типологию жанра фэнтези в творчестве Р. Асприна
· выявить композиционно-стилистические особенности жанра фэнтези в творчестве Р. Асприна.
Объект нашего исследования составляют романы Р. Асприна фэнтезийной юмористической серии "Миф”.
Предметом нашего исследования является трансформация модели мира в творчестве Р. Асприна.
Методы исследования. Теоретико-методологическую основу работы составляют труды зарубежных и отечественных исследователей, посвящённые общим проблемам изучения архетипа, особенностей жанра романа и фэнтези, а также закономерностей формирования массовой литературы.
Научная новизна исследования заключается в формировании системной трансформации мифологической модели мира в романах Р. Асприна.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материала при дальнейшем изучении творчества Р. Асприна, а также в работе литературоведческих студий и литературных факультативов в общеобразовательной школе и ВУЗе.
Раздел 1. Жанр фэнтези и творчество р. асприна в современном литературоведении
Фантастика как приём была известна искусству с незапамятных времён. Собственно, в той или иной мере она присуща любому виду искусства. В литературе же она прошла очень долгий путь от первобытного мифа к волшебной сказке, от сказки и легенды - к литературе Средневековья, а затем и романтизма. В конечном результате сформировалась фантастика и жанр фэнтези, которые развивались параллельно, соприкасаясь и расходясь в приёмах и подходах. История этих жанров началась гораздо раньше, чем появилось само их определение и название. Эти последние два аспекта не получили в научной литературоведческой среде окончательного толкования, и спор о сути этих жанров не завершён.
В писательской среде обращение к фэнтези - довольно распространенное явление. К приёмам этого жанра прибегают и писатели, работающие в разных жанрах и художественных системах, даже в постмодернизме.
1.1 Понятие мифа и архетипа в литературоведении XX века. Проблема определения жанра фэнтези
Основными понятиями для понимания сущности жанра фэнтези являются "миф" и "архетип”, которые неразрывно связаны между собой и требуют особого внимания. В конце XX века в мировой и отечественной культуре стало наблюдаться возрождение интереса к феномену мифа, к специфике мифологического мировосприятия человека. Миф, по причине своей исконной символичности, является удобным языком описания вечных моделей личного и общественного поведения, существенных законов социального и природного космоса, он позволяет выйти за социально-исторические и пространственно-временные рамки. Подобное внимание к мифу и породило закономерный интерес исследователей к вопросу об особенностях его функционирования в литературе.
Слово"миф" греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. "Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией" [18, с.723].
Современная литература не может вытеснить мифологию так, как миф исключает неразрешимые проблемы человечества. Понятие миф тесно связано с понятием архетип. Первоначально сформировавшись в философии, психологии и понятии о мифе, понятие архетип стало завоёвывать свои позиции в литературоведении, культурологи, социологии, религиоведении и других науках. Хотя, на первый взгляд, эти науки совсем разные, происходит постоянное их взаимодействие с понятием архетипа. К примеру, многие литературоведы подменяют представление о литературном архетипе концепцией его аналога в психологии. Исследователи художественного текста пользуются данным юнговским набором архетипических моделей и подходов. В настоящее время ещё не сложилось определенного понятия термина "архетип в литературе”. Не смотря на это, мы, в нашем исследовании постараемся выявить и охарактеризовать архетипы в произведениях Р. Асприна. В первую очередь мы можем определить предмет архетипа. Архетип - прообраз, первоначало, образец, изначальная модель мировосприятия. В ряд основных его свойств входят:
· первичность (оригинальность, подлинность, изначальность);
· инвариантность (устойчивость, неизменность);
· вариативность (вариативная повторяемость в каждом произведении);
· универсальность (регулярность присутствия в культуре);
К примеру, в литературе архетип - исходный образец или модель творческого развития. В литературоведении исследование архетипа предполагает его изменение по следу, отпечатку, оставленному им в душе человека или реальности и данному нам в реалиях образной системы и других средствах построения художественного мира произведения. Все эти п...
Типологические особенности жанра фэнтези на примере романа Р. Асприна "Еще один великолепный миф"
История развития жанра фэнтези, причины его популярности и основные признаки. Характерные черты героического, эпического, игрового, исторического напр...
Предметные символы в романах Ч. Диккенса
Исследование роли предметного мира в романе Чарльза Диккенса как писателя, человека и критика общества. "Домби и сын" - общественная панорама и первый...
Изучение особенностей белоруской модели трансформационной экономики
Анализ модели национальной экономики Республики Беларусь. Признаки, этапы и пути экономической трансформации. Зарубежный опыт трансформации экономичес...
Особенности психологического анализа в романах Дины Рубиной
Дина Рубина как самый издаваемый израильский автор, пишущий по-русски. Теоретические проблемы психологического анализа художественного произведения "П...
Инфернальные женщины в романах Достоевского
Понятие инфернальной женщины, ее отличительные признаки и особенности стиля жизни. Специфика раскрытия образа инфернальной женщины Ф.М. Достоевским в...