Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Литература

Жанр фэнтези в литературе XX века

Тип: дипломная работа
Категория: Литература
Скачать
Купить
Специфика и генезис жанра фэнтези. Фэнтези и фантастическая литература. Классические сказочные истории-квесты. Мифологические и сказочные источники жанра фэнтези. Истории о славянских богатырях. Жанровая природа "фэнтези" в средневековых легендах.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

Внутренняя растерянность, духовная безысходность, тревожные искания - эти настроения были характерны для европейской культуры в период между двух мировых войн. Европа напряженно ожидает коренного и существенного перелома, ищет новую почву, на которой можно было бы начать творческую работу. Бегство от действительности, желание вернуться к истокам, обращение к мифическому первозданному времени, осмысленному в художественной форме, - все это оказалось основополагающим в литературе ХХ века и способствовало возникновению и развитию новых жанров. В середине ХХ века в европейскую прозу вошёл необычный жанр, который позднее стали называть жанром фэнтези. Новый жанр быстро завоевал успех у читателей, особенно у молодёжи, и это послужило залогом его расцвета.

Жанр фэнтези появился в Англии в начале XX века. Жанр основан на использовании мифологических и сказочных мотивов. Его основоположником был профессор Оксфордского Университета Дж.Р.Р. Толкиен. Фэнтези предполагает раскрытие извечных морально-философских и социальных вопросов, но рассматриваются эти вопросы в ином, параллельном мире, своеобразном «тридесятом царстве», созданном на основе различных мифов, легенд, эпосов, переработанных фантазией автора. Главная цель фэнтези - не рассказы о великих воителях, магах и остроухих уродцах нечеловеческого происхождения, а повествование о борьбе Добра и Зла в человеческой душе, о путях становления самосознания личности. В этом жанре любая мистика, волшебные существа, обязательная четкость в расстановке сил являются лишь средствами для образности, четкости повествования, а никак не его основой.

Самыми известными представителями жанра фэнтези являются Джон Рональд Руэл Толкиен, Урсула Ле Гуин, Ник Перумов, Майкл Муркок, Роджер Желязны, Андре Нортон, Анджей Сапковский, Сергей Лукьяненко и другие.

Фэнтези в целом - это описание миров, подобных нашему, миров с работающей в них магией; миров с чёткой границей между Тьмой и Светом. Эти миры могут быть какими-то вариациями Земли в далёком прошлом; далёком будущем; альтернативном настоящем, а также параллельными мирами, существующими вне или же в связи с Землёй. Многие из книг последней категории повествуют о человеке с Земли, нашем современнике, попадающем в магический мир, и ведут свою родословную от «Янки при дворе Короля Артура» и «Приключений Джона Картера на Марсе».

Произведения фэнтези чаще всего напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов.

Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов. Сильное влияние на жанр фэнтези оказали средневековые романы. Артурианская легенда с её магией, мечами и романтикой, по мнению Анджея Сапковского, лежит в основе большинства произведений фэнтези.

Первые произведения современного фэнтези начали появляться в начале ХХ века. В ХIХ и начале ХХ века произведения фэнтези часто публиковались в тех же журналах, что и научная фантастика и были часто написаны теми же авторами. Истинное рождение современного фэнтези произошло после публикации романа «Властелин Колец» Дж.Р.Р. Толкиена. Эта книга, а также «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса и «Земноморье» У. Ле Гуин заложили основы одного из наиболее популярных жанров, в котором на данный момент работают сотни писателей.

В наши дни фэнтези - это также жанр в кинематографе, живописи, компьютерных и настольных играх. Большинство фильмов в жанре фэнтези является экранизациями книг или снято по их мотивам. В число экранизаций входят «Властелин колец» режиссёра Питера Джексона, «Лев, колдунья и платяной шкаф» Эндрю Адамсона. По мотивам книг сняты также «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель» Джона Милиуса, «Волкодав из рода Серых Псов» Н. Лебедева, «13-й воин», сериалы «Ведьмак» и «Волшебник Земноморья». Фэнтези также представлено в анимации, в частности картинами «Огонь и лёд», «Хоббит» и «Властелин колец» Ральфа Бакши.

В 1960-х - 1970-x годах популярность фэнтези послужила причиной рождения ролевых игр. В ролевых играх партия из одного / нескольких игроков путешествует по фэнтезийному миру в поисках различных приключений. При этом каждый игрок имеет разнообразные характеристики, которые изменяются с увеличением опыта. «Dungeons & Dragons» - одна из наиболее успешных игровых систем.

Ролевые игры в свою очередь породили новую волну художественной литературы в жанре фэнтези. Игровые компании издают книги, в основе которых лежат их фантастические вселенные. Одни из наиболее популярных серий: «Forgotten Realms» и «Warhammer».

Развитие живописи в жанре фэнтези шло параллельно и схоже с развитием литературы, так как основная масса художников рисовала обложки и иллюстрации к книгам и играм, а также фантастические комиксы и коллекционные игровые карты. Стилистика Бориса Вальехо, Джулии Белл, Луиса Ройо, Фрэнка Фразетты близка героическому фэнтези. Их картины изображают красивых, мускулистых мужчин и женщин, подобно античным скульпторам. Помимо фэнтезийных картин Фрэнк Фразетта нарисовал анимационный фильм «Лёд и пламя». Иллюстрациями к Толкиену и коллекционными календарями по его мотивам прославились братья Тим и Грэг Хильдебрандты, Алан Ли, Джон Хоу, Тэд Насмит. Ларри Элмор, Кит Паркинсон, Клайд Кальдвелл, Джефф Изли составляли художественную редакцию издательства TSR, Inc. / Wizards of the Coast, создавая дизайн вселенных «Dragonlance» и «Forgotten Realms». Некоторые из известных действующих художников: Тодд Локвуд, художественный редактор «Wizards of the Coast» - работы по вселенной «Forgotten Realms»; Мэтт Ставицки - иллюстрации к книгам серии «Dragonlance»; Сэмвайс Дидье - концепт-арт вселенной «WarCraft»; Лео Хао - иллюстрации к книгам Юрия Никитина и Ника Перумова, обложки альбомов групп «Ария» и «Blind Guardian»; Владимир Бондарь - работы по книгам Ника Перумова и Сергея Лукьяненко; канадский художник Джорж Грие - неосюрреалист, широко известен по многочисленным произведениям современного фэнтези.

К тематике фэнтези неоднократно обращались музыкальные группы, в основном из играющих фолк или металл. Существует ряд концептуальных альбомов у таких групп, как «Blind Guardian», «Summoning», «Battlelore», с текстами, посвященными произведениям, в большинстве случаев - книгам Толкиена. Группы «Rhapsody» и «Bal-Sagoth» издают серии концептуальных альбомов со сквозным сюжетом. Их тематика близка к книгам Р.Э. Говарда и Г. Лавкрафта. Группа «Эпидемия» также создала концептуальный сюжетный альбом «Эльфийская Рукопись». Существуют также рок-оперы с фэнтезийными сюжетами, такие как «Avantasia».

Несмотря на свою популярность, фэнтези среди явлений литературного процесса ХХ века долгое время оставалось на периферии внимания исследователей. Между тем бурное развитие фэнтези в литературе ХХ века может быть соотнесено с коренными изменениями, которые произошли и происходят в сферах социальной, научной, информационной и т.д. Фэнтези как бы отзывается на изменения жизни - и своим содержанием, отражающим желание вернуться к истокам, к мифическому времени, к гармоническому миру, и своей художественной формой. Жанр фэнтези представляет собой заметное явление современного литературного процесса, и его изучение важно как в литературном, так и в идеологическом плане.

В России исследованию фэнтези посвящены следующие работы: Е. Дрозд «Фэнтези: пробуждение спящих богов», В.К. Олейник «Жанр фэнтези в литературе ХХ века», Н. Ютанов «О пользе фэнтези в мире миров», В. Гончаров «Русская фэнтези - выбор пути», Е. Ковтун «Истинная реальность» fantasy», Т. Степновская «Фэнтези - переодетая золушка», Э. Раткевич «Меч без рукояти», С. Логинов «Русское фэнтези - новая золушка», Л. Зымалева «Река жёлтого фэнтези», Е. Харитонов «Истории о богатырях славенских» и др. Несмотря на работу, проведённую в этой области, многие вопросы еще нельзя считать решёнными. До сих пор в литературоведении не выработана единая точка зрения на фэнтези как литературный жанр. Этим определяется актуальность выбранной темы исследования. В данной дипломной работе предпринимается попытка охарактеризовать фэнтези как литературный жанр, обобщить и систематизировать накопленный в современном литературоведении материал. Помимо этого, актуальным представляется изучение творчества такого крупного и своеобразного писателя, как Дж.Р.Р. Толкиен, т.к. именно его романы представляют жанр фэнтези в наиболее чистом виде.

Предметом исследования в дипломной работе является жанр фэнтези. Объектом исследования - произведения русских, западноевропейских и американских писателей, работающих в жанре фэнтези.

Цель исследования - выявить жанровое своеобразие литературы фэнтези. Для достижения этой цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач:

1) определить степень изученности жанра фэнтези в современном литературоведении;

2) рассмотреть термин «фэнтези» в соотнесении с терминами «фантастика» и «научная фантастика» и выявить сходства и отличия терминов;

3) обратиться к генезису жанра фэнтези и определить место этого жанра в литературе;

4) описать жанровую природу фэнтези: герои, конфликты, сюжеты, модель мира и др.;

5) обратиться к классификации жанра фэнтези: героическое, историческое, игровое, эпическое и др.

Методы исследования - дескриптивно-ан...

Другие файлы:

Фэнтези и субкультура толкинизма
В современной культуре существует явление «фэнтези». Это понятие включает в себя не только литературные произведения, особенно популярные среди молодё...

Варианты реализации специфики славянского фэнтези в русской и белорусской литературах
Специфика славянского фэнтези в русской литературе на примере "Дозоров" С. Лукьяненко, и в белорусской литературе на примере произведений Вл. Короткев...

Особенности трансформации архетипной модели мира в романах Р. Асприна
Жанр фэнтези и творчество Р. Асприна в литературоведении. Понятие мифа и архетипа, проблема определения жанра фэнтези. Особенности традиционной модели...

Традиции жанра антиутопии в западной литературе
Антиутопия как обособленный литературный жанр, её история и основные черты. Классический роман-антиутопия и проблематика романа. Антигуманный тоталита...

Жанр прозаической миниатюры в русской литературе второй половины ХХ века
Общая характеристика жанра прозаической миниатюры, его место в художественной литературе. Анализ миниатюры Ю. Бондарева и В. Астафьева: проблематика,...