Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Марксистское понимание сознания

Тип: реферат
Категория: Философия
Скачать
Купить
Сознание как способность идеального (психического) отражения действительности. Основные принципы гносеологического подхода к проблемам сознания в философии. Онтологический аспект сознания, диалектико-материалистическая традиция в учении К. Маркса.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Брянская государственная инженерно-технологическая академия

Кафедра философии

Реферат

по дисциплине: философия

на тему:

Марксистское понимание сознания

Выполнил: Мишин С.В.

студент гр. САТ-102

Проверил: Молчанов С.Ю.

Брянск 2012

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1. Обзор проблем сознания в философии
    • Раскрытие проблем сознания в философии
    • Смысл проблем сознания в философии К. Маркса
  • Глава 2. сознание как форма отражения действительности
    • Сознания как высшая форма отражения
    • Сознание и язык
  • Заключение
  • Источники

Введение

Мир, в котором мы живем, вступил в полосу глубоких перемен, в ходе которых до неузнаваемости будет перестраиваться весь уклад нашей жизни. Меняются взаимоотношения природы и общества, отношения между странами и народами, обществами и культурами. Процесс глобализации захватил все сферы общественной жизни во всемирном масштабе. Одной из центральных проблем стремительно меняющегося мира является необходимость смены мировоззрения, типа мышления, опираясь на который человечество могло бы решать свои глобальные и региональные проблемы.

Вопросы, касающиеся знания, сознания, не только предмет изучения философии и науки, но и затрагивают практическую, повседневную жизнь людей. Перестройка мышления, выработка нового типа мировоззрения, адекватного современной общественной ситуации, требует от будущих специалистов не просто профессионализма, а разумного отношения и тому, что он делает, видеть свое дело в связи с теми задачами, которые решает общество в целом. Сегодня отчетливо обнаруживается факт того, что от каждого из нас требуется способность осознанной, разумной ориентации в окружающей действительности.

Глава 1. Обзор проблем сознания в философии

1.1 Раскрытие проблем сознания в философии

Сознание существует, и факт этот не вызывает сомнений. Все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называется сознанием. Сознание есть то неуничтожаемое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной "добавкой" во все, что мы воспринимаем как данность. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый - заключается в описании способов, какими вещи даны в сознании, существуют в нем. На философском языке - это описание феномена сознания. Второй - имеет цель объяснить, как возможно самосознание, т.е. объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, а потому считалось, что если описаны способы, какими вещи существуют в сознании, то тем исчерпан вопрос о природе сознания. В XX в. философы выделили вопрос о природе сознания в самостоятельный.

1.2 Смысл проблем сознания в философии К. Маркса

В современной философской литературе сложилась традиция рассматривать сознание с нескольких точек зрения. Выделяются онтологический, гносеологический и социологический подходы к анализу сознания.

Гносеологический аспект

Основные принципы гносеологического подхода были заложены в философии Нового времени. Классическая философия разработала одну из самых плодотворных стратегий исследования сознания - гносеологическую. Гносеологический подход предполагает следующие принципы понимания сознания. Гносеологический подход предполагает основную точку отсчета: есть человек ("Я"), как носитель сознания, и есть окружающий его мир, действительность, объективная реальность, "не-Я".

О таком понимании К. Маркс писал: "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание... Знание есть единственное предметное отношение".

Прежде всего, под сознанием понимается способность идеального (психического) отражения действительности, превращение объективного содержания предмета в субъективное содержание душевной жизни человека. Сюда добавляются и специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных уровнях. Такое видение предполагает следующие следствия. Во-первых, сознание - есть высшая форма отражения. Что предполагает как несомненную предпосылку, что оно есть результат развития неких способностей к отражению, существующих на других уровнях материального мира. Во-вторых, сама природа психического, (в том понимании, как это в конечном счете сложилось в философии и науке), не имеет материально-субстратного характера, т. е. оно идеально. Проблема идеального чрезвычайно сложна и мы сознательно не будем касаться этого вопроса.

Но, тем не менее, в самом понимании идеального есть чрезвычайно отчетливый вкус гносеологизма: "Идеальное есть ни что иное как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней" (К. Маркс).

Диалектико-материалистическую традицию исследования (понимания) сознания как отражения мы рассмотрим ниже и достаточно обстоятельно.

Сама способность к отражению (психическому) объясняется в материалистической традиции в тесной связи с материальным носителем её: Основной тезис - сознание тесно связано с материей и существует неразрывно от неё. Более тонко и аргументировано звучит следующий тезис: "Сознание есть специфическая форма регуляции и управление взаимодействием человека с миром" (Фролов).

Европейская гносеологическая традиция рассматривает сознание как совокупность познавательных способностей, высшей и доминирующей из которых является, несомненно, мышление. Направленность на внешний мир канна объект рассматривается как основная характеристика сознания, что приводит к отождествлению сознания и мышления. Под сознанием понимается 'способность суждения", размышления с помощью разума, способного создавать понятия. "Разумное" сознание может развернуть свое содержание в рациональные конструкции и схемы.

Философия вплоть до XX века занимается тщательным описанием способов существования вещей в сознании, проделывая процедуру "растягивания" акта сознания в пространстве и времени, выделяя такие его формы ("шаги") как ощущение, восприятия, представления и т. д. Все спонтанные волевые переживания, эмоционально-чувственные состояния, сопровождающие процедуры мышления, выносятся за скобки как несущественные засоряющие "чистое сознание" бэконовскими идолами. Конечно же философы признавали и признают наличие эмоционально-чувственной составляющей сознания, но полагают, что практически все явления психической жизни человека контролируются (или могут быть контролируемы) "светом" разума. Они полагают, что сознание - мышление способно работать с собственным содержанием. Причем содержание опыта сознания отождествляется только с теми данными, которые можно воспроизводить бесконечное число раз. Неудивительно, что в рамках именно такого "видения образа" сознания возникло и развивалось учение о самосознании как высшем проявлении духовной жизни человека. В одном из известных учебников, самосознание рассматривался как способность сознания делать объектом анализа собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т. п.

Из этого вытекает третья основополагающая идея классического гносеологизма о том, что содержание сознания в принципе прозрачно для себя, что в нем представлены все влияние, потребности, интересы, обладающего им человека.

Онтологический аспект сознания

Онтология сознания - область философии, в которой анализируются состояния сознания, в которые одновременно включены и свойства мира,и характеристики человека, и где, вследствие этого, нет разделения на субъект и объект, Я и не - Я. Онтологическая проблематика имеет давнюю традицию. Проблема природы и сущности сознания (природа идеального), вопрос о возникновении сознания, о соотношении нейрофизиологических процессов мозга и психических способностях, о структуре сознания остаются самыми трудноразрешимыми в философской теории.

Идеалистическое прочтение природы и сущности сознания, представленное, в частности Гегелем, исходит из тождества мышления и бытия. С его точки зрения отношения Я - не - Я не являются исходно первичными. Ему предшествует их единство, не опосредованное ещё никаким различением. В своем развитии дух постепенно узнает, что в природе присутствует он сам. В своей сложной идеалистической" конструкции Гегель показал, что предметное содержание принадлежит не только миру самому по себе, но и сознанию, что в духе уже содержатся логические определения природы и мира в целом.

Диалектико-материалистическая традиция не отрицает онтологии сознания, признает, что сознание не есть "нечто данное, заранее противопоставляемое бытию, природе" (К. Маркс). Но в отличие от Гегеля, как мы показали выше, выводит сознание из реального взаимодействия людей с миром.

Онтологический подход в материалистической диалектике рассматривает феномен сознания с нескольких...

Другие файлы:

Техника и техносфера
Материалистическое понимание техники и техносферы. Марксистское материалистическое понимание техники: взаимосвязь материалистического понимания техник...

Марксизм и теория «праксиса»
Книга известного английского марксиста посвящена критическому анализу весьма многочисленных на Западе попыток противопоставления "молодого Маркса" "по...

Мотивы и сознание. Смыслообразующая функция мотивов
Психологическое понимание мотивов и сознания. Категория сознания в психологической науке. Характеристика смыслообразующей функции мотивов. Изучение, ф...

Психология будущего. Уроки современных исследований сознания
Станислав Гроф получил широкое признание как основатель и теоретик трансперсональной психологии, а его новаторские исследования необычных состояний...

Материалистическое и идеалистическое понимание развития общества в философии Маркса. Описание социальной природы и сущности сознания в марксистской философии
Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их обществен...