Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Философия

Материалистическое и идеалистическое понимание развития общества в философии Маркса. Описание социальной природы и сущности сознания в марксистской философии

Тип: контрольная работа
Категория: Философия
Скачать
Купить
Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие "истинного" и "ложного" сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Контрольная работа по философии

Студентка Вернигора

Кристина Дмитриевна

Задание 1. Анализ текста

Маркс К. «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие, отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производственных сил (т.е. применяемых ими орудий труда, навыков и умений их производственной деятельности и т.д.). Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производственные силы общества приходят в противоречие с существующими производительными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции». (К. Маркс. К критике политической экономии. Предисловие. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 13, стр. 6-7)

1. Какое понимание развития общества и в целом исторического процесса (материалистическое или идеалистическое) выражено в приведенных выше высказываниях Маркса

Анализ марксистской теории приводит к выводу, что это учение, философской основой которого является материалистическое понимание истории, придает решающее значение развитию материального производства. Маркс и Энгельс подвергали критике идеалистическое понимание истории, в особенности же его натуралистическую разновидность, согласно которой главную роль в истории человечества играло насилие. Материалистическое понимание истории, или исторический материализм трактуется в марксистской литературе как распространение философского материализма на понимание общественной жизни. В качестве определяющих категорий Карл Маркс выделяет категории "общественно-экономическая формация", "общественные отношения", "историческая закономерность". С помощью этих категорий он пытается проследить логику всемирной истории как последовательную смену определенных ступеней исторического развития.

2. В чем, по Марксу, заключается материальная основа функционирования и развития общества

Марксистская социология - это прежде всего материалистическое понимание истории, выработанное на основе исследования реального содержания исторического процесса, его объективных закономерностей. На становление социологии марксизма в той или иной степени оказали влияние диалектика Гегеля, а также политико-экономические и социологические воззрения таких мыслей, как А. Смит, Д. Риккардо, К.А. Сен-Симон и другие. Созданное диалектико-материалистическое понимание истории дает свое объяснение материальных основ жизни общества, характера взаимодействия его основных сторон, объективной направленности его развития и роли сознательной деятельности людей в историческом процессе.

3. Раскройте диалектический характер взаимодействия производительных сил общества и возникающих между людьми производственных отношений, исходя из учений Маркса

Производственные отношения, совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления. П. о. являются необходимой стороной общественного производства. "В производстве люди вступают в отношения не только к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобы производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках этих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место производство" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6, с. 441). В процессе труда складываются отношения, обусловленные потребностями технологии и организации производства, например отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим разделением труда внутри производственного коллектива или в масштабах общества.

4. Каков характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания показан в приведенном выше тексте

Общество определяет содержание и направление деятельности человека. Одна из фундаментальных сторон материалистического понимания - обоснование диалектического взаимодействия общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие истолковывается как реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании. Основу жизни составляет материальное производство. Материальные интересы являются движущей силой общественного производства. Способ производства - материальная основа существования и развития общества, связывающее воедино все проявления общественной жизни.

5. В чем, с точки зрения марксизма, заключается материальная основа социальной революции

Маркс выдвинул и обосновал ту независимую переменную, которая, по его мнению, играет решающую роль, -- способ материального производства. При этом он отстаивал положение о первичности бытия по отношению к общественному сознанию не в смысле появления во времени сначала первого, а затем второго, а в плане признания решающей роли первого в процессе взаимодействия. Отправным пунктом анализа всех обществ для Маркса являлось выяснение состояния производительных сил, научного и технического знания, материальных отношений между людьми. Идеи же, субъективные чаяния людей отражение прежде всего этих отношений и поэтому не могут выступать в качестве главного, решающего фактора общественных перемен. "Способ производства материальной жизни, -- отмечал Маркс в работе "К критике политической экономии (Предисловие)", -- обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание".

Задание 2. Анализ текста

Маркс К., Энгельс Ф. «Сознание (das Bewu?tsein) никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием (das bewu?te Sein), а бытие людей есть реальный процесс их жизни… Даже туманные образования в мозгу людей, и те являются необходимыми продуктами, своего рода испарениями их материального жизненного процесса… Таким образом, мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории (собственной - В.Л.). Люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой действительностью также свое мышление и продукты своего мышления (взгляды о природе и обществе - научные, политические, правовые, моральные, эстетические и другие - В.Л.). Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание». (Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. 2-е изд. Т. 3, стр. 25).

1. Какие высказывания из приведенного фрагмента произведения Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» указывают на их понимание социальной природы и сущности сознания

Положения «Тезисов» были развиты Марксом в «Немецкой идеологии», где полемика с Фейербахом осложнена спором с М. Штирнером. Согласно Фейербаху, человек выразил свои сущностные свойства в идее Бога, наделив объективированный образ Бога предикатами любви, мудрости, силы. Это отношение нужно "перевернуть" -- человек осознает свою природу в божественных свойствах и тем самым "присваивает" их себе, таким образом освобождаясь от религиозного отчуждения. Человек сам божественен, т.е. добр, могуч, мудр, доброжелателен. Сущность человека -- в этих моральных качествах. Штирнер критически отнесся к фейербаховскому образу человека, доказав, что все его моральные характеристики содержательно идентичны стандартным христианским ценностям и потому остаются отчужденными, враждебными людям как индивидам. По Штирнеру, моральное отчуждение имеет столь же репрессивную природу, как и отчуждение религиозное. И то и другое призвано лишь к подавлению отдельных Я. Индивидуальную же природу Штирнер считал эгоистической, антиморальной, даже анти социальной, если речь идет о стандартах жизни и деятельности в гражданском обществе и государстве.

2. Как следует понимать тезис: «Сознание есть субъективный образ объективного мира»

Когда познание адекватно своему объекту или асимптотически приближается к адекватности, характеристика объективного переносится на само познание. В этом случае противоположность объективного и субъективного есть противоположность адекватного и неадекватного познания. Но и по отношению к адекватному и в этом смысле объективному познанию сохраняется противоположность познания и объекта. Бесспорно, что все в бытии всегда объективно -- в первом смысле -- оно есть то, что оно есть, независимо от того, каким оно познается и даже от того, познается ли о...

Другие файлы:

Материалистическое и идеалистическое понимание сущности религии
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА, ТРУДОВОГО КРАСНОГОЗНАМЕНИ И ДРУЖБЫ НАРОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ им.М.В.ЛОМОНОСОВАФАКУЛЬТЕТ ПОЧВОВЕДЕНИЯРЕФЕРАТ ПО ФИЛ...

Марксистская философия
Формирование и развитие марксистской философии, ее характерные черты. Три группы основных идей философии Маркса. Общественное бытие и материальная жиз...

Философское понимание материи
Понятие материи как фундаментального понятия философии и естествознания. История возникновения и развития данного понятия. Религиозно-идеалистическое...

Проблемы идеального
Понятие "идеального" в естественно научном словоупотреблении. Особенности существования идеального в учениях Спинозы и Гегеля, Маркса и Канта. Формы р...

Античная философия, ее особенности. Гармония мира, человека и разума
Основные проблемы, которыми занимались "досократики": объяснение явлений природы, сущности Космоса, окружающего мира, поиски первоначала всего сущего....