Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Реализация образа дракона в китайской культуре Средневековья

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Мифология Средневекового Китая. Особенности понимания и восприятия китайцами образа дракона. Анализ роли этого существа в формировании их мировоззрения. Взаимосвязь между возникновением мира и причастности к этому процессу драконов в их представлениях.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ВВЕДЕНИЕ

Одной из интереснейших цивилизаций является китайская цивилизация. Китайская культура восходит к очень глубокой древности. Мы очень мало знаем древнейшую историю Китая. Тогда люди ещё не умели писать, и до нас дошли только памятники, найденные в раскопках, - это каменные и костяные орудия, скелеты первобытных людей, глиняные горшки. Но об этих древнейших временах китайцы рассказывали мифы и легенды, складывали песни. Многие из этих сказаний сохранились до наших дней. Они были созданы в глубокой древности, а певцы и сказители передавали их «из уст в уста» от отца к сыну и внуку.

Мифы прошли длинный и сложный путь. Их создавали многие люди, и каждый вносил свои добавления, изменял подробности рассказа. В таком виде мифы и сохранились до наших дней. Тем не менее, мифы помогают узнать, как понимали мир и во что верили древние китайцы. Китайская мифология, так же как и мифология всех народов древности, восходит к древним формам культа природы, культа предков и тотемизма.

Издревле китайцы почитали животных. В число священных животных входили: дракон, феникс, единорог, черепаха.

Дракон считался символом весны и востока, Феникс - лета и юга, Тигр - осени и запада, а Черепаха - зимы и севера.

У китайцев из мифических существ особенно любимым был дракон. Хотя существовали свидетельства очевидцев, что драконы иногда появлялись в нашем пространстве. Вот описание дракона, как его изображали на картинах и описывали в книгах: глаза дракона похожи на кроличьи, уши- на коровьи; длинные усы свисают, туловище как у змеи, покрытое чешуей; четыре тигровые лапы с орлиными когтями. Весь облик чудовища величественный и суровый.

Почему дракон был на особом значении? В этом я и хочу разобраться.

Данная работа посвящена рассмотрению образа дракона в китайской мифологии и культуры.

Актуальность темы. Выбранная тема является актуальной, так как ее раскрытие помогает нам как осознать основные этико-эстетические концепции древнекитайского общества, так и выявить основополагающие черты искусства и культуры данной цивилизации.

Целью данной работы является культурологический анализ образа дракона в китайской культуре … веков, а именно установление условий его возникновения, сущности и значения в становлении средневековой китайской культуры.

Достижение поставленной цели становится возможным благодаря решению следующих задач:

рассмотреть особенности понимания и восприятия китайцами такого существа, как дракон;

проанализировать роль дракона в формировании мировоззрения средневековых китайцев;

рассмотреть взаимосвязь между возникновением мира и причастности к этому процессу драконов в представлениях древних китайцев;

рассмотреть основные черты, характерные для культуры указанной эпохи;

попытаться разобраться в сложнейшей мифологии Китая и определить значение дракона как первопредка.

Объектом курсовой работы является культура Китая в эпоху Средневековья.

Предметом курсовой работы выступает реализация образа дракона в китайской культуре данной эпохи, а именно в архитектуре и прикладном искусстве и роль дракона в праздниках Китая.

Методы исследования. Методологической основой для написания данной курсовой работы является культурологический и исторический методы исследования. В ходе создания курсовой работы использовался также метод анализа визуального материала по теме, метод классификации и метод синтеза. Помимо этого было осуществлено изучение литературных различных монографических публикаций и статей.

Историография:

Возникновение образа дракона в китайской культуре тесно связан с его мифологией. Мною были рассмотрены работы Юань Ке «мифы Древнего Китая». Его подход внес весомый вклад, как во всеобщее понимание китайской мифологической традиции, так и в написание данной работы. Говоря о развитии мифологии, я воспользовалась теоретическими выводами А.М. Самозванцева, В.В. Ежова, К.М. Королева. Теоретические и технические основы культуры и искусства Китая изложены в работах Н.А. Виноградовой, М.Е. Кравцовой, В.Н. Шейко и А.В. Кравченко. Для понимания общей истории Китая очень полезными оказались работы А.В. Меликсетова и В.Н. Малявина.

Структура. Данная работа призвана рассмотреть проблему реализации образа дракона, как идеала божества Китая, в культурном наследии Китая. Сама курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и приложения, иллюстрирующего основные фрагменты архитектуре, анализ которых осуществляется мною в курсовой работе. В свою очередь, первая глава раскрывается в двух подпунктах, вторая глава потребовала также двух подпунктов.

мифология дракон средневековый

РАЗДЕЛ 1.

1.1 Мифология Средневекового Китая

На северо-восток от Индии, за высокими горами Гималаями, расположен Китай. Древние китайцы называли свою страну «Поднебесной империей» или «Срединным царством», так как считали, что она лежит посреди четырёх морей: Восточного, Южного, Песчаного и Скалистого. Песчаным морем называли суровую и безводную пустыню Гоби, а Скалистым морем -- Тибет, горный край по ту сторону Гималаев. В Китае текут две большие реки -- Хуанхэ и Янцзы. Названия рек означают: «Жёлтая вода» и «Синяя вода». Основной территорией, где развивалась цивилизация Китая, был бассейн реки Хуанхэ. Долина реки была покрыта густыми лесами. Климат был теплый, но было много осадков. В пойме рек рос бамбук. Эти условия были очень благодатны для земледелия. Но близость к реке было опасна для китайцев. Частые наводнения на протяжении всей истории Китая приносят большие неприятности для жителей. Это заставляло людей строить плотины и рыть каналы, но это не сильно спасало ситуацию. Китайские зодчие приобрели славу двумя своеобразными памятками - Великий канал (2000 г. - почти с 11 в. до н.э. - по 19 в. н. э.) - сложное гидротехническое сооружение с численными приборами, интересными способами перекачивания и очищения води и Великая китайская стена. Однако, Китай знаменит не только достижениями инженеров. В инскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо - прообраз современной иероглифической каллиграфии.

Древний Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.

На весь мир славится китайская медицина, которая имеет 3000-летнюю историю. В Древнем Китае впервые было написано "Фармакологию", впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических веществ, впервые описали и применили метод лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажами.

В духовной культуре древнего Китая важное место занял феномен повседневного сознания, известный в истории как "китайская церемония". «Китайские церемонии - это определенные ритуалы, правила поведения в каждой ситуации». [22, c. 101] Тщательное соблюдение всех церемоний и правил - в общении, одежде, украшениях - чайных церемоний и даже особых церемоний в движении - было не только обязательным, но и показывало образование и положение в обществе китайцев. Что же касается религиозно-мифологического мировоззрения жителей Поднебесной, то китайская мифология совокупность мифологических систем: древнекитайской, даосской, буддийской и поздней народной мифологии. Древнекитайская мифология реконструируется по фрагментам древних исторических и философских сочинений. Наибольшее количество сведений по мифологии содержится в древнем трактате «Шань хай цзин» («Книга гор и морей», 4-2 вв. до н. э.), а также в поэзии Цюй Юаня (4 в. до н. э.). Одна из отличительных черт древнекитайской мифологии историзация (эвгемеризация) мифических персонажей, которые под влиянием рационалистического конфуцианского мировоззрения очень рано начали истолковываться как реальные деятели глубокой древности.

Китайцы почитали пять священных гор, самой главной считали Тайшань. Её называли «мировой горой», которая соединяет небо и землю. Кроме того, китайцы с большим уважением относились к своим предкам. На их могилы они приносили жертвы и считали, что за это духи прадедов помогут им в жизни. Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм. Однако эта реформация религиозных мировоззрений наступила позже, в начале цивилизации у древних китайцев были разные мифы, которые мы сейчас рассмотрим.

«Китайский пантеон имел сложную структуру и внушительные размеры. Исследователи китайского фольклора насчитывают 500-600 божеств. Большинство из этих божеств имели как бы несколько ликов. Их соотносили в одно и то же с определенным явлением небесной сферы, историческим лицом и местностью. Так образы Богов символизировали единство трех сфер мироздания - Неба, Земли и Человека. Вместе с тем китайский пантеон в его окончательном виде был результатом антр...

Другие файлы:

Глупость и Безумие в культуре европейского средневековья и Северного Возрождения
Эволюция Глупости как культурного концепта от средневековья к Ренессансу. Рассмотрение образа Глупости в литературном и художественном изображении фиг...

Образ евнуха в современной китайской культуре: гендерный статус и культурная функция
Основные факторы, определяющие гендерный статус человека: биологический пол, поведенческие стереотипы, выполняемые семейные и общественные функции. Ра...

Эволюция концепта иероглифа "женщина" в китайской культуре
Изучение концепта на современном этапе развития лингвистики. Гендерные характеристики в китайском письме. Языковая картина мира и специфика миропонима...

Место и роль университетов в культуре Западного Средневековья
Появление первых европейских университетов. Их статус, и внутренняя организация. Организация университетских корпораций. Основные этапы учебного проце...

Физическая культура в образовательном процессе ВУЗа
Научно-теоретические положения о здоровья, культуре здорового образа жизни и оздоровительной физической культуре. Методические аспекты физического сов...