Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Спорт и туризм

Физическая культура в образовательном процессе ВУЗа

Тип: учебное пособие
Категория: Спорт и туризм
Скачать
Купить
Научно-теоретические положения о здоровья, культуре здорового образа жизни и оздоровительной физической культуре. Методические аспекты физического совершенствования, спортивной тренировки и организации здорового образа жизни студенческой молодёжи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

по физической культуре при Министерстве образования России

в качестве учебного пособия для высших учебных заведений

Г.М. Соловьев

Ставрополь 2003г.

Научный редактор

доктор педагогических наук, профессор М.Я. Виленский

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор А.В. Беляев,

доктор педагогических наук, профессор В.К. Шаповалов

Соловьёв Г.М.

Физическая культура в образовательном процессе вуза: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003 г.-243с.

Содержание учебного пособия охватывает широкий круг вопросов, отражающих теоретическую часть государственной программы по дисциплине «Физическая культура» для высших учебных заведений. Подготовлено оно на основе современных научных представлений о физической культуре личности и технологии её формирования. Особое место в изложенном материале занимают разделы, относящиеся к научно-теоретическим положениям на предмет здоровья, культуры здорового образа жизни и оздоровительной физической культуры. Операциональная часть пособия освещает методические аспекты физического совершенствования, спортивной тренировки и организации здорового образа жизни студенческой молодёжи.

Адресовано студентам и преподавателям высших учебных заведений. Прочесть его будет интересно педагогам и психологам, интересующимся проблемами теории личности, а также вопросами формирования валеологической культуры учащейся молодёжи.

Предисловие

Учебное пособие составлено на основе требований государственного образовательного стандарта и примерной государственной программы по дисциплине «Физическая культура» в высшем профессиональном образовании.

Ведущей побудительной причиной его написания явилось авторское видение на содержание, систему и последовательность изложения теоретического раздела программы по данной дисциплине в высшем учебном заведении.

Представленные научно-теоретические, методические и специальные знания включают результаты собственных и обобщённых современных научных исследований на теорию о физической культуре личности и формирования её в условиях высшей школы.

В авторской трактовке даются и определения таких понятий как «физическая культура», «физическая культура личности», «физическое воспитание», «физкультурно-спортивная деятельность», «здоровый образ жизни» и «культура здорового образа жизни личности», «физкультурник», «физкультурная тренировка», «физкультурная подготовленность» и др.

Разработанное учебное пособие представляет собой одну из проблемных попыток определения содержания и объёма теоретической информации по физической культуре, функционирующей в системе высшего образования. Причём сделать это с учётом преемственности её с общей образовательной школой и представлениями о степени научной абстракции, сложности и трудности знания, соответствующих высшей образовательной школе.

Только на основе знаний, освоенных человеком, физкультурно-спортивная деятельность может быть по настоящему творческой, позволяющей находить собственные пути и способы удовлетворения интересов и потребностей в сфере физической культуры. Ибо знания есть проверенные практикой результаты познания окружающего мира, его верное отражение в мозге и мышлении, которое представляет собой осмысление человеком объектов и явлений, закономерностей их связей, решения жизненно важных задач, поиска неизвестного, предвидения будущего. Обучение же представляет собой «перевод» общественных знаний, умений и навыков в индивидуальные. Общественное знание - продукт обобщения, объективизации, обобществления результатов индивидуальных познавательных процессов, выраженных в языке, науке, культуре, материальных и духовных ценностях, созданных поколениями людей, цивилизацией в целом. Индивидуальные же знания есть совокупность чувственных и умственных образов и их связей, возникающих при взаимодействии индивида с действительностью, его личный опыт познания мира.

Действительно-практическая сфера физической культуры личности представляет собой общественно и индивидуально необходимые знания, умения и навыки, способности, черты поведения и другие качества, обеспечивающие успешность деятельности в достижении высокого уровня психофизического и духовного здоровья.

ГЛАВА 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ИЕРАРХИИ ЦЕННОСТЕЙ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

1.1 Краткая история систем физического воспитания и спорта

Анализ множества работ по теории практики физической культуры выявляет на сегодня довольно большое количество разнообразных точек зрения на, казалось бы, давно решённую проблему: что такое физическая культура?

Каждое известное в науке понятие (С.Э. Александрова, В.А. Ашмарина, В.И. Бальсевича, И.М. Быховской, С.М. Вайцеховского, П.А. Виноградова,В.В. Выдрина, Л.Н. Ильина, Л.Н. Лубышевой, Л.П. Матвеева, Р.Е. Мотылянской, В.Н. Мошкова, Ю.М. Николаева, А.Д. Новикова, С.В. Радченко, Л.И. Стогова, В.И. Столярова, Ф.П. Суслова, Е.Д. Харабуги и др.) в определённой степени раскрывает сущность физической культуры, при этом ей дают самые различные характеристики, она выступает в роли многообразия специфических средств; совокупностью всех достижений общества; системой физических упражнений; важной частью культуры общества; творческим и качественным аспектом специфических видов деятельности; видом (подсистемой) общечеловеческой культуры; процессом и результатом деятельности; одной из основных граней общей культуры и науки; сферой социальной деятельности, элементом, областью (сферой) культуры; культурой областью жизни; культурой мировоззренческой, политической, нравственной; феноменом телесной культуры и базовой областью общей культуры; органической частью культуры общества и личности; средством защиты от окружающей и собственной природы; социальным фактором; опытом и уровнем организации физической активности; явлением культуры; сложным материально-духовным образованием; главным условием человеческого существования; культурой, имеющей свою историю и мн. др.

Учитывая все выше изложенные характеристики физической культуры и основываясь на энциклопедическое определение понятия «культура», а также диалектическую логику, предполагающую, что при выведении сути явлений предмета известные свойства целого не сводимы к совокупности её частей, данное определение понятия может быть представлено в следующей формулировке:

физическая культура - это область общей культуры и истории человечества, социальный феномен, представляющий собой исторически определённый уровень материальных, духовных, научно-теоретических и практических достижений общества, полученных в процессе специфической деятельности системы физического воспитания и спорта, образования и науки, и интегрированных в культуру образа жизни и психофизическое здоровье общества.

В таком определении понятия «физическая культура» черты стороны вещей, признаки не находятся в хаотической взаимосвязи, а строго структурно и логично последовательно организованы, т. е., содержание понятия имеет способ взаимосвязи существенных признаков.

Физическая культура имеет многотысячелетнюю историю. Наукой установлено, что её простейшие элементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н. э.

Уже первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определённые требования по физической подготовленности, уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.

История говорит, что у многих древних народов существовал обычай использовать различные физические упражнения при переходе молодёжи из одной возрастной группы в другую. Известно, что у некоторых народов юношам не разрешалось жениться до выполнения определённых испытаний по физической подготовке - этим определялась их способность к самостоятельной жизни. Подобные требования предъявлялись и к девушкам.

Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась физическая культура Древней Греции. Для ведения войн, подавления сопротивления рабов нужны были физически сильные, выносливые воины. В Древней Греции неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах является классическим примером развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя, где каждый ребёнок с 7-летнего возраста наряду с науками занимался в учебных заведениях гимнастикой и фехтованием, верховой ездой, плаванием, бегом, а с 15-ти лет - борьбой и кулачным боем. Ярким...

Другие файлы:

Физическая культура и спорт
Физическая культура в профессиональной подготовке студентов и социокультурное развитие личности студента.Социально-биологические основы адаптации орга...

В образовательном процессе вуза

Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа
Предпосылки и основные причины дифференциации научного знания на современном этапе, основные противоречия образования. Сущность и назначение междисцип...

Динамика профессионального самосознания личности студентов-психологов ВУЗа
Экспериментальное исследование и подтверждение гипотезы о том, что становление профессионального самосознания студентов-психологов в образовательном п...

Значение физической культуры в развитии личности
Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Термин "физическая культура" как центральное понятие всего физкультурного образования. Ф...