Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Культура и искусство

Особенности возникновения и развития циркового искусства

Тип: курсовая работа
Категория: Культура и искусство
Скачать
Купить
Исследование истоков возникновения цирковых жанров. Конные зрелища на ярмарочных площадях. Организационно-производственный строй циркового представления. Влияние разных стран на характер и специфику проявления художественно-образной структуры в цирке.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Истоки возникновения цирковых жанров

1.1 Трудовые процессы как основа цирковых жанров

1.2 Зрелища древнего мира

1.3 В римской Африке

2. Конные зрелища на ярмарочных площадях

3. Организационно-производственный строй циркового представления

4. Цирковые династии

5. Американский цирк

6. Китайский цирк

7. Восток - Запад

8. Шесть самых известных цирков мира

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Зрелище (от древне-русского зьрти, зьрю - видеть, вижу) - то, что воспринимается с помощью взгляда (явление, происшествие, пейзаж, спортивные парады или состязания, интерактивные игры и т.д.).

Зрелищные произведения искусства существуют только в момент их исполнения, и исчезают навсегда с окончанием представления. Спектакль, концерт, цирковое представление, театрализованный праздник невозможно с точностью повторить: сиюминутная зрительская реакция формирует разнообразие смысловых и эмоциональных оттенков каждого конкретного представления. Зрелищные виды искусства предполагают активное зрительское восприятие, оказывающее непосредственное влияние на представление.

К зрелищным видам искусства относятся театр (драматический, оперный, балетный, кукольный, пантомимический и т.д.), цирк, эстрада, массовые и коллективные театрализованные праздники и т.п. [8]

Что такое цирковое искусство?

В противоположность общепринятому мнению, искусство это возникло сравнительно недавно. Оно пестро по составу и состоит из элементов, существовавших задолго до того, как появился на свет его основатель Филип Астлей.

Цирк занимает в ряду искусств особое место; цирк - искусство визуальное (ему не страшны языковые барьеры) и универсальное (оно доступно любой публике). [2, c. 6]

Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях глобализирующегося мирового цирка процесс взаимодействия цирковых школ синтезирует, но при этом размывает рамки исторических традиций школ. Это, в свою очередь, требует рассмотрения исторических аспектов возникновения циркового искусства из зрелищ.

Объект исследования - зрелищная природа циркового искусства.

Предмет исследования - условия и факторы становления и развития циркового искусства с древнейших времен до наших дней.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является рассмотрение основных индивидуальных и специфических особенностей возникновения и развития циркового искусства.

Достижение этой цели связано с необходимостью решения ряда конкретных задач:

- осуществить анализ понятия «зрелищная природа циркового искусства»;

- рассмотреть, что лежит в основе возникновения цирковых жанров;

- показать особенности исторических этапов развития циркового искусства;

- рассмотреть влияние различных стран на характер и специфику проявления художественно-образной структуры в цирке.

Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологический и историко-научный анализ проблемы исчезновения традиционности циркового искусства в условиях глобализации мирового цирка показал, что в большинстве искусствоведческих исследований циркового искусства (Е. Кузпецов, Ю. Дмитриев, Р. Славский, С. Макаров, М. Немчинский), в основном, рассматривались проблемы исторического развития цирка. Несколько в другом ракурсе проблемы цирка представлены в работах В. Владимирова, Я. Ратнера, Н. Хренова, где достаточно много внимания уделяется внешним формам и признакам циркового искусства, его зрелищности. [5, с. 7]

1. Истоки возникновения цирковых жанров

1.1 Трудовые процессы как основа цирковых жанров

Народное искусство практически во всей истории цирка было широко представлено в самых разнообразных цирковых жанрах. Фольклорно-этнографические зерна национальных культур, брошенные на благодатную почву цирка, всегда делали ярким образное решение циркового номера, способствовали повышенному интересу и успеху у зрителей. Использование народной стилизации в цирке, охватывающей огромное количество национальных культур не только России, но и всего земного шара, связано с многообразием цирковых жанров и их исторической связью с традициями и обычаями разных народов.

«Многие цирковые жанры, сохранившиеся до сих пор возникли в глубокой древности, когда цирка как такового еще не было».

Художественные изображения на храмовых фресках, барельефах и старинных вазах не только подтверждают древность происхождения многих цирковых жанров, но и свидетельствуют о тех изменениях, которые с ними произошли под влиянием общественно-исторических условий. Одни возникли на основе трудовых навыков, другие обязаны своим происхождением народным игрищам, праздничным и религиозным обрядам, третьи пришли на манеж из спорта.

Например, известные с незапамятных времен выступления канатоходцев. Это зрелище возникло с первыми навыками балансирования, которые обрели мастера плетения канатов. Стремясь как можно сильнее вытянуть канат, а также проверить прочность изделия, они натягивали джутовый (пеньковый или шерстяной) канат между деревьями и вставали на него ногами, опираясь на палку, прыгали на канате, садились на него, ходили, причем в иных случаях это проделывали одновременно несколько человек. Постепенно у этих людей вырабатывалось чувство баланса. Наиболее ловкие уже умели стоять на канате, не держась за палку и сохраняя равновесие, а затем научились ходить с помощью палки. Можно предположить, что среди мастеров завязывались и состязания: кто дольше простоит, кто больше пройдет по канату. В этих своеобразных играх канат стали поднимать выше. Постепенно умение балансировать переросло в искусство эквилибристики. Оно было распространено у всех народов Средней Азии и Кавказа, а также в Древнем Риме, Древнем Египте, Китае.

Сначала это были простейшие упражнения на канате: опускание на колено, хождение с завязанными глазами, затем, - уже в цирке-стационаре, - канатоходцы стали балансировать на голове лампу или кипящий самовар, удерживать равновесие, сидя на стуле, поставленном на канат, переносить партнера, сидящего на плечах. В течение многих столетий репертуар канатоходцев почти не менялся. И лишь в XX в., в особенности за последние сорок лет, эквилибристы на канате освоили поистине удивительные трюки. Это многоэтажные пирамиды, исполняемые в движении группой до шеста человек, акробатические колонны из четырех артистов, стоящих друг у друга на плечах.

Трудовые процессы лежат и в основе такого циркового жанра, как балансирование на вольно стоящих лестницах и ходулях. Для многих народов южных стран лестница и ходули имеют утилитарное значение: их используют при сборе урожая плодовых деревьев. Но когда в древности отдельные, особо умелые сборщики научились ловко передвигаться на ходулях и лестницах от дерева к дереву, не держась, эта сноровка закрепилась в качестве развлечения.

Начало дрессировки животных также надо искать в глубокой древности. Повышенное внимание к животным, наблюдение за их повадками, несомненно, зародились у человека еще в те далекие времена, когда в его жизни главное место занимала охота, а затем и скотоводство. В процессе приручения животных человек приобрел и первые навыки дрессировки. По имеющимся свидетельствам, в давние времена животные не только служили человеку, но и включались в празднично-театральные действа. Известно, что в Киевской Руси были популярны медвежьи потехи скоморохов. Русские забавники демонстрировали «ученых» коз, свиней и, конечно, собак. Сохранились сведения о знаменитом в Средней Азии дрессировщике XV в. Бобо-Джамиле, об удивительных фокусах его верблюда, козла и птичек. Развита была в древности и дрессировка зверей кошачьей породы. Но пройдет немало веков, пока животные обретут «права гражданства» в цирковых программах. И особое место среди дрессированных животных будет принадлежать лошади. Именно с лошадьми связано возникновение современного цирка. [4, с. 272-273]

Человек торжественно поклонялся всему неведомому, всему, что казалось ему прекрасным или грозным. Он еще не умел занимать себя, создавать организованные зрелища.

Это научились делать народы античного мира - греки и римляне, которые достигли «наиболее высокого исторического развития среди народов древнего мира» (К. Маркс). Они положили начало таким видам зрелищ, как театральные представления, спортивные соревнования на стадионе, выступления сильных и ловких на арене цирка-ипподрома.[с.3 Зрелища древнего мира]

Многое из созданного античными народами живет и сегодня. В том числе - массовые зрелища. [1, с. 3]

1.2 Зрелища древнего мира

Цирк (лат. circus - круг) - у древних римлян общественное здание в виде вытянутого овала, место конских скачек и состязаний в скорости езды на колесницах, а впоследствии и некоторых других зрелищ, происходивших в известные праздничные дни и называвшихся ludi circenses. В современном языке аналогичное сооружение называется греческим словом ипподром. [6] «Цирк заполонил все», - так...

Другие файлы:

Китайский цирк
История и современность китайского цирка, четыре знаменитые школы циркового искусства. Развитие циркового искусства в Новом Китае, его особенности, ха...

Советский цирк в 1920-е – 1980-е годы
Становление и развитие советского циркового дела. Структура советских цирковых предприятий, учреждения профессионального образования артистов. Отличит...

Циркове мистецтво
Основа циркового мистецтва, особливість праці дресирувальників, акробатів, велофігуристів, еквілібристів, жонглерів, клоунів та фокусників. Передача ц...

Особенности развития искусства Германии
Общая характеристика исторического периода развития искусства Германии в XII-XIII веке. Определение места и значения немецкой архитектуры. Исследовани...

Художественная самодеятельность в СССР
Особенности развития художественной самодеятельности СССР - художественного творчества непрофессионалов народных масс в сфере изобразительного, декора...