Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Местное управление и самоуправление в зарубежных странах: модели, порядок образования, компетенция

Тип: курсовая работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Общая характеристика систем и изучение общих принципов построения моделей местного управления и самоуправления. Порядок образования органов местного управления во Франции, Великобритании, Японии и США. Правовая регламентация компетенции самоуправления.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Размещено на

1

Курсовая работа

Местное управление и самоуправление в зарубежных странах: модели, порядок образования, компетенция

по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Общая характеристика и основные принципы местного управления и самоуправления. Основные модели

1.1 Общая характеристика и основные принципы местного управления и самоуправления

1.2 Модели местного управления и самоуправления

2. Порядок образования органов местного управления и самоуправления

2.1 Способы образования различных структур органов местного управления и самоуправления

2.2 Структуры органов местного управления и самоуправления

2.3 Порядок формирования органов местного самоуправления

3. Компетенция местных органов

3.1 Способы регулирования компетенции местных органов

3.2 Компетенция органов местного самоуправления

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

модель управление компетенция самоуправление

ВВЕДЕНИЕ

В местных территориальных единицах может осуществляться как местное управление, так и местное самоуправление, которые являются непременным атрибутом любого современного демократического общества. Существует большое количество разнообразных моделей и типов организации местного управления и самоуправления. Различия в построении систем зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей в стране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройства и административно-территориального деления государства, национальных традиций и другие [1].

Целью данной работы заключается в рассмотрении местного управления и самоуправления в зарубежных странах.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

1. охарактеризовать модели местного управления и самоуправления;

2. рассмотреть порядок их образования;

3. раскрыть область компетенции.

1. Общая характеристика и основные принципы местного управления и самоуправления. Основные модели

1.1 Общая характеристика и основные принципы местного управления и самоуправления

Местное управление - это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления. Осуществляется местное управление, как правило, через назначаемые вышестоящей властью административные органы.

Так, во Франции в регионе органом управления является префект Республики (в 1982-1988 гг. именовался комиссаром Республики), назначаемый правительственным декретом и представляющий Правительство и его членов в отношениях с населением.

В его компетенцию входят вопросы финансов, безопасности, образования, культуры, туризма, социальной помощи, экономического развития и пространственного планирования, которыми занимаются подчиненные ему ведомственные структуры.

Таков же статус (с естественными компетенционными отличиями) префекта в департаменте - территориальной единице следующего сверху уровня.

Следующий нижестоящий орган управления - супрефект (буквально - подпрефект), действующий в качестве администратора на территории округа - промежуточной административно-территориальной единицы между департаментом и коммуной.

В большинстве современных государств управление всеми делами на местах осуществляется специальными органами местного самоуправления, формируемыми на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании [1, 2].

Местное самоуправление - это деятельность самого населения местной территориальной единицы - территориального коллектива (сообщества) и его выборных органов по управлению его делами [1, 4].

Под местным самоуправлением Европейская хартия о местном самоуправлении, принятая Советом Европы 15 октября 1985 года понимает «право и действительную способность местных сообществ контролировать значительную часть общественных дел, управлять ею в рамках закона под свою ответственность и на благо населения» [5].

Осуществляя эти задачи, соответствующие органы действуют уже не в качестве местного самоуправления, и они могут быть обязаны выполнять указания вышестоящих государственных органов. Когда же они осуществляют функции местного самоуправления, государственные органы не вправе давать им обязательные указания по реализации этих функций, за исключением случаев добровольного (или нередко вынужденно добровольного) участия в осуществлении финансируемых государством программ, прежде всего социальных (образования, здравоохранения и т.п.). Это, как мы отмечали, важное средство косвенного государственного руководства местным самоуправлением.

В некоторых федеративных государствах - случаи, когда субъекты федераций осуществляют наряду со своими собственными также функции местного самоуправления. Это относится, например, к упомянутым ландсгемайнде-кантонам в Швейцарии, к городам-землям в Германии и Австрии (Берлин, Гамбург, Бремен, Вена) [5].

1.2 Модели местного управления и самоуправления

Модель местного самоуправления в современных государствах может включать в себя по вертикали от двух до пяти звеньев. Двухзвенная структура административно-территориального деления (Дания, Коста-Рика и др.) и трехзвенная (Италия, Индия и др.) являются наиболее распространенными и удобными сточки зрения местного управления. Четырехзвенная и пятизвенная модели административно-территориального деления встречаются значительно реже. При этом, естественно, в различных странах существуют серьезные отличия в характере и роли отдельных видов административно-территориальных единиц. Органы местного самоуправления различаются и по степени централизации взаимоотношений с вышестоящими органами [5].

Разнообразие подходов зарубежных государств к организации жизнедеятельности местного сообщества предопределяет многообразие типов организации местной власти. Факторами, определяющими выбор той или иной модели организации местного управления, являются административно-территориальное устройство, национальные особенности и местный муниципальный опыт.

Выделяют две основные модели организации власти на местах [3].

1. В соответствии с англосаксонской системой для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии, графствах, округах, тауншипах в США, Австралии, Канаде) жителями избирается совет (правление), обычно на два - четыре года. Он состоит из трех - семи членов, в крупнейших городах - из 35-50 человек. Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц - шерифа (в США это в основном начальник полиции), атторнея, являющегося представителем данной административно-территориальной единицы в суде (он избирается только в крупных единицах - графствах), казначея и др [7].

Эту систему отличает отсутствие назначаемого правительством представителя, осуществляющего контроль за деятельностью органов местного самоуправления. Правительственный контроль осуществляется опосредованно, с помощью судебных, а не административных процедур.

Так, например, в Великобритании, где продолжает сохранять позиции так называемая «общественная» модель местного самоуправления, отсутствуют на местах полномочные представители правительства, опекающие местные органы. Однако государственный контроль за муниципальной властью осуществляют министерства по делам окружающей среды, образования, здравоохранения и др. Для англо-американской системы местного самоуправления характерна абсолютная выборность и срочность полномочий органов местного самоуправления и ряда должностных лиц. В административно-территориальных единицах население напрямую избирает совет (правление), обычно на два-четыре года, начальника полиции, казначея, атторнея, являющегося представителем данной административно-территориальной единицы в суде и др. Мэры избираются либо непосредственно населением, либо советом. В ряде случаев совет может нанимать на определенный срок менеджера для выполнения управленческих функций (подобная практика распространена в США).

Органа общей компетенции не существует. Управленческой деятельностью, например в Великобритании, занимаются отраслевые постоянные комиссии (комитеты), создаваемые из членов совета. Комитеты в рамках своих сфер управленческой деятельности занимаются подбором и организацией работы служащих [6].

2. Романо-германская (континентальная, французская) система местного самоуправления присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии, заимствована Турцией, Сенегалом, другими странами [4,7].

Континентальная система в противоположность англоамериканской предполагает сочетание местного самоуправления с местным и региональным управлением в различных формах (Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия, Испания и другие государства). Одной из таких форм может быть административная опека, широко применявшаяся до 50-х гг. XX в. в Западной Европе и заключающаяся в том, что реше...

Другие файлы:

Местное управление и самоуправление (общие положения)
Местное управление – деятельность центральных исполнительных органов государственной власти в территориально-административной единице; правовое и конс...

Муниципальное управление и местное самоуправление
Местное самоуправление - особая подсистема в системе государственного управления. Субъекты муниципально-правовых отношений. Правовая и экономическая о...

Местное управление и самоуправление на Дону, Кубани и в Ставрополе в 1917 году
В монографии комплексно рассматривается местное управление и самоуправление в обширном регионе Юга России в революционном 1917 г. На основе впервые вв...

Местное самоуправление в зарубежных странах и России (на примере Республики Башкортостан)
Основные теории местного самоуправления. Общая характеристика и основные принципы местного самоуправления. Системы местного самоуправления за рубежом....

Обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования как объект муниципального управления
Понятие самоуправления и публичной власти. Местное самоуправление как самостоятельная форма публичной власти в Российской Федерации. Компетенция испол...