Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Тип: контрольная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Понятие местного самоуправления. Общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление в системе институтов публичной власти. Функционирование системы местного самоуправления в муниципальном образовании.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

  • Местное самоуправление как основа конституционного строя
  • План
  • Понятие местного самоуправления
    • Местное самоуправление как основа конституционного строя

Местное самоуправление в системе институтов публичной власти

  • Список литературы

Понятие местного самоуправления

Термин "местное самоуправление" в разных странах, в разное время и разными авторами понимался различно. По определению жившего в начале XX века германского ученого Г. Еллинека, "самоуправление -- это есть государственное управление через посредство лиц, не являющихся профессиональными государственными должностными лицами, -- управление, которое, в противоположность государственно-бюрократическому, есть управление через посредство самих заинтересованных лиц". В дореволюционных земских кругах было распространено определение Н. Лазаревского: "Местное самоуправление есть децентрализованное государственное управление, где самостоятельность местных органов обеспечена системой такого рода юридических гарантий, которые, создавая действительность децентрализации, вместе с тем обеспечивают и тесную связь органов местного государственного управления с данною местностью и ее населением". Теоретики местного самоуправления, британские ученые И. Редлих и П. Ашлей определяют местное самоуправление как осуществление местными жителями или их избранными представителями тех обязанностей и полномочий, которые им предоставлены законодательной властью или которые принадлежат им по общему праву.

Существует несколько теорий местного самоуправления. Основные из них имеют распространение в том или ином виде и в настоящее время.

В XIX веке возникла теория свободной общины, являвшаяся своеобразным противовесом чиновному управлению. С точки зрения данной теории, к трем признанным конституционным властям (законодательной, исполнительной и судебной) необходимо присоединить четвертую -- общинную власть. Община должна иметь право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование, причем государство не создает общину, а признает ее. Отсюда следуют выводы:

круг общинных дел отличен от государственных;

община является субъектом только ей принадлежащих прав, в связи с чем государственное вмешательство в ее дела недопустимо;

должностные лица местного самоуправления являются общинными, а не государственными, и представляют не государство, а общество.

Изложенная теория обладает тем недостатком, что на практике самоуправление не тождественно общинному управлению, и в большинстве государств местное самоуправление не только признано, но и регулируется государством. Полного невмешательства суверенного государства в дела местного самоуправления не существует нигде.

Вторая, так называемая хозяйственная теория базируется не только на признании самоуправляющейся общины субъектом прав, отличным от государства, но и на содержании коммунальной деятельности. Согласно данной теории, дела и задачи самоуправления -- строго хозяйственные. Этим оправдывается полная самостоятельность коммуны и отсутствие государственного надзора за деятельностью местного самоуправления. Хотя в реальных условиях на местное самоуправление повсеместно возлагается исполнение отдельных государственных обязанностей.

Существует еще юридическая теория, теория "самоуправляющихся единиц, как юридических лиц". Согласной ей, органы местного самоуправления выполняют функции государственного управления, но являются органами не государства, как особого юридического лица, а общины. Все самоуправляющиеся единицы рассматриваются как субъекты предоставленных им в полное обладание государственных прав. Поэтому необходимо наличие выборных органов местного самоуправления вместо органов, назначаемых правительством. Теория строго логически выстроена, юридически безупречна, но она не учитывает социальную составляющую местного самоуправления.

В дореволюционной России господствовала так называемая политическая теория самоуправления, сущность которой состояла в следующем: общинное начало в ней активно противостояло правительственно-бюрократическому управлению. Согласно этой теории должностные лица местного самоуправления не принадлежат к профессиональному чиновничеству, так как они исполняют свои обязанности не потому, что назначены правительством, а потому, что их выбрало местное население. Привлечение общественного элемента зависит не столько от определенного юридического принципа, сколько от политического приема. Самоуправление в данной теории -- прежде всего, самодеятельность граждан, не поступивших на государственную службу и потому свободных в своем волеизъявлении. Местное население и общественность согласно политической теории самоуправления принимаются как нечто целое и солидарное, противостоящее правительству.

Необходимо сказать и о популярной в недавнем прошлом государственной теории. Данная теория, в противоположность предыдущим, рассматривает местное самоуправление как часть государственного управления. Самоуправление сводится к возложению на местные выборные органы осуществления задач государственного управления. По этой теории, всякое управление публичного характера есть дело государственное, поэтому местное сообщество не обособлено от государства, а служит государственным интересам и целям. Теоретики местного самоуправления в России советского периода опирались именно на данную теорию.

Поскольку главным предметом нашего рассмотрения является местное самоуправление в современной России, при определении понятия "местное самоуправление" необходимо учитывать и то, каким образом оно раскрывается в действующем законодательстве Российской Федерации и в Европейской Хартии местного самоуправления. Необходимость учета положений Европейской Хартии местного самоуправления вызвана вступлением России в Совет Европы и ратификацией в связи с этим названной Хартии. Она определяет понятие "местное самоуправление" следующим образом:

"1. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными им исполнительными органами. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан там, где это допускается по закону".

Европейской Хартией местного самоуправления установлено также, что "принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны".

Местное самоуправление как основа конституционного строя

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, устанавливая цели и задачи его деятельности и основные права, не дает прямого определения понятия "местное самоуправление". Это понятие в российском законодательстве определено Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

"I. Местное самоуправление в Российской Федерации -- признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

2. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации".

Для более корректного сопоставления двух приведенных определений местного самоуправления отметим, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации "местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления". А Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрена обязательность наличия выборных органов местного самоуправления, в частности, представительного органа местного самоуправления, состоящего из депутатов, избираемых на основе общего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Указанные выше положения Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" позволяют сделать вывод о соответствии понятия местного самоуправления, определенного российским законодательством, понятию, раскрываемому в Европейской Хартии местного самоуправления. Этот вывод основан на следующем:

принцип местного самоуправления признан Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством;

Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством признано и гарантировано право граждан на местное самоуправление;

в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством граждане осуществляют местное самоуправление путем прямого волеизъявления и через органы местного самоуправления, причем наличие выборных органов является обязательным;

органы местного самоуправления, а в отдельных случаях -- граждане непосредственно, наделены правом самостоятельно, под свою ответственность и в интересах населения решать в...

Другие файлы:

Самоуправление
Правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации. Местное самоуправление как одна из основ конституционного строя. Полномочия орг...

Муниципальное управление и местное самоуправление
Местное самоуправление - особая подсистема в системе государственного управления. Субъекты муниципально-правовых отношений. Правовая и экономическая о...

Государственное устройство РФ. Конституционно-правовые основы местного самоуправления в России, его сущностные признаки
Местное самоуправление как основа конституционного строя, форма народовластия, его основные задачи. Сущность современной концепции местного самоуправл...

Этапы развития местного самоуправления Мурманской области
Местное самоуправление как основа конституционного строя РФ. Изучение особенностей взаимодействия местного самоуправления и органов государственной вл...

Местное самоуправление как основа конституционного строя России
Понятие и принципы местного самоуправления. Правовые основы местного самоуправления. Территориальные основы местного самоуправления. Финансово-экономи...