Этапы развития местного самоуправления Мурманской области
Краткое сожержание материала:
Размещено на http:///
Размещено на http:///
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления
- 1.1 Понятие и система местного самоуправления
- 1.2 Взаимодействие местного самоуправления и органов государственной власти
- Глава 2. Развитие местного самоуправления Мурманской области
- 2.1 Местное самоуправление Мурманской области
- 2.2 Нормативно-правовое обеспечение
- 2.3 Стратегия социально-экономического развития
- 2.4 Взаимодействие с органами государственной власти
- 2.5 Реформа местного самоуправления Мурманской области
- Заключение
- Список использованной литературы
Введение
Среди актуальных проблем развития современной России особое место занимает возрождение местного самоуправления как важнейшего института самоуправления в сложившихся демократических обществах.
Политические, социальные, экономические интересы граждан связаны с интересами государства, прежде всего через групповые интересы жителей одного города, села, района, реализуемые посредством самоуправления. Сегодня, когда столь сильно стремление отдельных регионов к обособлению, именно местное самоуправление может стать носителем консолидации усилий человека, местной общины, государственной власти федерального и регионального уровней, направленных на возрождение жизненных сил каждого, создание благоприятного экономического, социального, экологического, духовного жизненного пространства для большинства населения страны.
Это позволит снять с органов государственного управления огромный груз повседневных забот и дать им возможность сосредоточиться на главных ключевых проблемах государственного строительства. Однако на пути всеобщего развития самодеятельности населения возникает немало экономических, финансовых, социальных и управленческих преград и барьеров. Многое зависит от повышения правового статуса местного сообщества и развертывания его подлинной природы -- местного самоуправления. Гладышев, А.Г., Иванов В.Н. Муниципальное управление. / А. Г. Гладышев. - М.: Муниципальный мир, 2002. - 54
Нынешний этап развития российского местного самоуправления концентрирует в себе все сложнейшие социально-экономические и политические проблемы переходного периода, отражает его противоречивость, незавершенность и неопределенность многих процессов и решений.
Реформа местного самоуправления -- достаточно длительный процесс, охватывающий десятилетия. В этой связи для успешного начала реформ следует достаточно четко определить направление, по которому следует идти России при реформировании общественных отношений, в том числе на местном уровне, сформулировать конкретные, реалистические задачи каждого этапа реформы.
Российское государство объективно заинтересовано в развитии института местного самоуправления. Оно в силу своей природы выступает связующим звеном между населением и государственными структурами, эффективным инструментом региональной политики. Развитие местного самоуправления содействует укреплению государства, его территориальной целостности; снижению вероятности возникновения социальных напряжений и национальных конфликтов; формированию адаптированной к местным особенностям экономики. Местное самоуправление -- это реальный механизм реализации широкого круга наиболее близких населению социальных проблем и удовлетворения наиболее важных потребностей населения в социальной сфере, решения государственных задач силами местных органов самоуправляемых территорий путем передачи им отдельных государственных полномочий. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного само управления / Е. Г. Анимица, А. Т. Тертышный. -- М.: ИНФРА-М, 2000. - С.99
Развитие местного самоуправления в Мурманской области носило и носит довольно напряженный характер, и связано это, прежде всего, с особым статусом области (высокая милитаризация, наличие большого числа градообразующих предприятий, в основном сырьевая экономика, труднодоступность и отдаленность населенных пунктов, наличие районов компактного проживания коренных малочисленных народов Севера и т.д.).
Цель курсовой работы - рассмотреть этапы развития местного самоуправления Мурманской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты местного самоуправления.
2. Рассмотреть местное самоуправление Мурманской области.
Объект курсовой работы - местное самоуправление.
Предмет - местное самоуправление Мурманской области.
Гипотеза исследования - предполагается, что развитие местного самоуправления влияет на социально-экономический рост региона.
При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: статистический метод, методы социологических исследований, метод системности.
При написании курсовой работы были использованы материалы отечественных авторов, таких как Анимица Е.Г., Васильев А. А., Кутафин О.Е. и др., а также материалы с Интернет -серверов.
Структура курсовой работы - введение , две главы, заключение.
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1 Понятие и система местного самоуправления
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. ФЗ РФ от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»..Режим доступа:[http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html]
Местное самоуправление -- это один из видов управления определенными (установленными законом) общественными делами локального сообщества людей. Оно представляет собой самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Оно автономно: его органы не входят в систему органов государственной власти и не подчинены иерархически друг другу (в отличие, например, от системы Советов в странах тоталитарного социализма). Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление / В. Е. Чиркин. - С.120
Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Кроме того, составной частью правовой основы местного самоуправления в Российской Федерации является ратифицированная в 1998 г. нашей страной Европейская Хартия местного самоуправления: ее основные принципы и положения нашли отражение в российском законодательстве о местном самоуправлении. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / О. Е. Кутафин. - М.: Юристъ, 2002. - С. 216
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется в различных организационных формах (через институты непосредственной демократии, посредством выборных органов местного самоуправления, через органы территориального общественного самоуправления). В своей совокупности эти организационные формы образуют единую систему местного самоуправления, с помощью которой в рамках всей страны в целом решаются вопросы местного значения, местной жизни. Игнатов Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление / В.Г. Игнатов, В.В. Рудой. Изд. 3-е, перераб. и доп. Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 42
Статья 12 Конституции РФ закрепила в качестве основ конституционного строя следующие положения:
1. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.
2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Конституция Российской Федерации. - СПб.: Альфа, 2002. - С. 6
Эти положения в Конституции РФ означают признание объективно существующих особых местных интересов, имеющих публичный характер, но в то же время отличных от общегосударственных интересов и существующих параллельно с ними.
3. Выражать и реализовывать местные интересы призваны органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но осуществляют публичную власть. Публичный характер деятельности органов местного самоуправления подчеркивается в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправл...
Теоретические модели местного самоуправления в России
Местное самоуправление: понятие, признаки и общая характеристика, нормативно-правовое обеспечение. Практическое применение моделей местного самоуправл...
Особенности местного самоуправления в крупном городе (на примере Санкт-Петербурга)
Исторические аспекты развития местного самоуправления в России. Законодательная база местного самоуправления в России. Деятельность МО № 71 как субъек...
Процесс становления органов местного самоуправления
Исторические аспекты формирования органов местного самоуправления в постсоветской России. Обзор ситуации после распада Советского Союза. Первая реформ...
Процессы развития местного управления и самоуправления Беларуси с 1991 г. по настоящее время
Этапы формирования современной системы местного управления и самоуправления в Беларуси. Система органов местного управления РБ по Закону 1991 и 2010 г...
Роль местного самоуправления в структуре власти
История развития местного самоуправления, этапы и направления данного процесса в России, описание современной модели. Особенности реформирования местн...