Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Государство и право

Особенности местного самоуправления в крупном городе (на примере Санкт-Петербурга)

Тип: дипломная работа
Категория: Государство и право
Скачать
Купить
Исторические аспекты развития местного самоуправления в России. Законодательная база местного самоуправления в России. Деятельность МО № 71 как субъекта местного самоуправления в Санкт-Петербурге. Основные этапы становления МСУ в Санкт-Петербурге.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУЛАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Институт региональной экономики и управления

Специальность: 080504 «Государственное и муниципальное управление»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

На тему

ОСОБЕННОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КРУПНОМ ГОРОДЕ (на примере Санкт-Петербурга)

Выполнил:

Яхин Рамиль Анварович

Научный руководитель:

К.э.н. Безденежных

Татьяна Ивановна

Санкт-Петербург
2005
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Методологические аспекты местного самоуправления в России

1.1 Теоретические основы местного самоуправления

1.2 Исторические аспекты развития местного самоуправления в России

1.3 Законодательная база местного самоуправления в России

Глава 2. Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге
2.1 Основные этапы становления МСУ в Санкт-Петербурге
2.2 Деятельность МО № 71 как субъекта местного самоуправления в Санкт-Петербурге
2.3 Перспективные модели развития МСУ в Санкт-Петербурге

Заключение

Список литературы
Приложения
Аннотация

ВВЕДЕНИЕ

Развитие местного самоуправления в крупных городах - субъектах федерации, городах федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга столкнулось с неизбежными проблемами, такими как: распределение полномочий, собственности, финансовых потоков, обеспечением единства системы управления и развития городского хозяйства, взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Важнейшей проблемой управления мегаполисом, таким как Санкт-Петербург, является вопрос о разграничении полномочий, между различными управленческими структурами. А также вопрос, что лучше - централизация, акцент в сторону централизации и управления, или акцент в сторону максимальной децентрализации управления. Мегаполис - сложная, самоорганизующаяся социальная система, которая имеет свои объективные закономерности развития и управления, с учетом которых следует развивать местное самоуправление в системе управления мегаполисом.

Становление новой Российской государственности сопровождается формированием соответствующих политических общественных институтов, одним из которых является местное самоуправление.

Новый Федеральный закон явился катализатором нового витка дискуссии о возможных моделях территориальной организации МСУ в Санкт-Петербурге. Ошурков А.Т. и др. Москва-Санкт-Петербург: местное самоуправление в городах федерального значения. Спб.,2004. С.20.

Актуальность проблемы формирования и развития института местного самоуправления в нашей стране является одной из наиболее важных, поскольку реализация конституционно провозглашенных положений на практике столкнулась с множеством спорных вопросов, на которые нет ясного ответа, идет интенсивный поиск оптимальных путей организации местного самоуправления, в котором значительная роль принадлежит изучению отечественных традиций организации местного самоуправления. Значимость и дискуссионность проблем местного самоуправления, определяют актуальность темы настоящей работы.

Объектом исследования является рассмотрение методологических аспектов функционирования системы местного самоуправления в России.

Предметом исследования данной работы является рассмотрение особенностей развития местного самоуправления в крупном городе. Роль муниципального образования, на примере МО № 71, в системе управления города в современных условиях.

Целью настоящего исследования являются, выявление особенностей института местного самоуправления в России, рассмотрение дальнейшего развития института местного самоуправления в крупном городе на примере Санкт-Петербурга. Для достижения этой цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

Теоретические основы местного самоуправления.

Исторические аспекты развития местного самоуправления в России.

Методологические аспекты функционирования системы местного самоуправления в России.

Особенности развития местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Роль местного самоуправления в системе управления Санкт-Петербурга .

Возможные направления развития и совершенствования местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

Научная новизна данной работы заключается в следующем:

1. Впервые, в условиях подготовки к реализации нового законодательства о местном самоуправлении, рассмотрены возможные перспективные модели организации системы местного самоуправления в Санкт-Петербурге.

2. Впервые рассмотрена система организации местного самоуправления в муниципальном образовании №71.

3. Рассмотрены методологические аспекты развития института местного самоуправления при реализации нового законодательства.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать отдельные положений в практике. Теоретические аспекты работы могут быть использованы при чтении лекций по курсу «муниципальный менеджмент».

Глава 1. Методологические аспекты местного самоуправления в России

1.1 Теоретические основы местного самоуправления

Смысл слова «самоуправление» означает, что люди сами управляют собой, в качестве же термина, называющего один из феноменов общественно-политического бытия, оно было впервые использовано в Англии после Английской буржуазной революции в конце XVII в. Термином «самоуправление» (selfgovernment) было обозначено «состояние английского народа, самоуправляющегося с помощью парламента и местных представительных органов, не знающих административной опеки со стороны правительственного аппарата и его чиновников» Тоболин В.В. Право муниципального управления. М., 1997. С. 12.. Однако в силу специфики традиций самоуправления у русского народа используется, как правило, лишь его юридический вариант. Так, в толковом словаре С. Ожегова приводятся следующие два толкования слова: «право на внутреннее управление своими местными силами» и «право решать дела внутреннего управления по собственным законам в пределах национально-территориальной единицы, автономии» См.: Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М., 1989. С. 694..

В общественных науках термин «самоуправление» в первую очередь используется для обозначения состояния общества, формы организации определенных его институтов, одним из которых и является местное самоуправление. Для того чтобы выявить сущностные характеристики понятия «местное самоуправление», целесообразно сначала установить содержание понятия «самоуправление». В энциклопедическом политологическом словаре в статье, определяющей понятие «местное самоуправление», указывается, что «самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохранении взаимодействия со сменными и иерархически иными структурами; при отсутствие такого взаимодействия, достигаемого согласованием и соподчинением целей разных общественных структур и компонентов, самоуправление может привести к нарастанию хаотических тенденций и распаду общественной системы на относительно автономные элементы» Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 346..

Проблемы теории и практики развития системы местного самоуправления детально рассмотрены в работах Ивановой В.Н. См. книги. Местное самоуправление:проблемы теории и практики. СПб 1996 г.; Региональное самоуправление/Учебное пособие. СПБ 1999.

По мнению А.В. Лагуткина, «местное самоуправление - одна из форм народовластия, представляющая собой инициативную деятельность местных сообществ (населения определенной территории), осуществляемую ими на условиях сочетания местных и государственных интересов и решения местной жизни под свою ответственность в пределах определенной территории» Лагуткин А.В. Местное самоуправление как форма народовластия в РФ. М., 1995-1996. С. 28..

Процесс местного самоуправления, хотя и предполагает доминирование прямой, непосредственной демократии, может, однако, осуществляться лишь благодаря формируемым местным населением, чаще всего посредством прямого голосования, органам управления. Местное самоуправление представляет, таким образом, форму самоорганизации граждан, при которой последние с помощью политических методов получают возможность участвовать в жизни местного сообщества, используя прямую и представительную демократию. Важнейшими условиями, обуславливающими саму возможность местного самоуправления, являются инициатива граждан, их желание и ответственность при организации власти и управления на локальном уровне самостоятельно управлять своими местными делами.

Местное самоуправление - это институт сложной природы: будучи негосударственным, оно входит в государственную систему власти, строя свои отношения с последней на законодательно закрепленной договорной основе.

Самоуправление, трансформирующее социальные общности из пассивных участников-объектов управления в его первичные субъекты, является одновременно и лежащей, по сути, в основе всех либеральных демократических институтов, организац...

Другие файлы:

Особенности местного самоуправления в Санкт-Петербурге
Местное самоуправление в Российской Федерации и Санкт-Петербурге: нормативно-правовое закрепление полномочий муниципальных образований на примере окру...

Анализ института взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации
Сущность и содержание взаимодействия государственного управления и местного самоуправления. Правовые основы делегирования органам местного самоуправле...

Органы местного самоуправления: понятие, виды, компетенция, нормативные основы деятельности
Структура органов местного самоуправления. Порядок распределения полномочий между уровнями власти. Правовые основы деятельности муниципалитетов. Специ...

Муниципальная собственность - социально-экономическая основа местного самоуправления
Становление и развитие института муниципальной собственности. Порядок формирования муниципальной собственности. Особенности института собственности в...

Особенности организации местного самоуправления в субъекте Российской Федерации
Содержание и правовая природа разграничения и дублирования полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями на примере Санкт-Петербурга....