Методические указания курса «культурология» Для студентов биологического факультета Ростов на Дону
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждениевысшего профессионального образования«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯКУРСА«КУЛЬТУРОЛОГИЯ»Для студентов биологического факультетаРостов – на - Дону2006 гМетодические указания курса «Культурология» подготовлены кандидатом философских наук, преподавателем кафедры теории культуры, этики и эстетики Е.Ю.Бабиной. Рецензент: к.ф.н. Волошина А.С.Печатается по решению кафедры теории культуры, этики и эстетики права Ростовского государственного университета от 24 апреля 2006 года (протокол № 7)ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙРаздел IРаздел IIПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСАРаздел I. Теория культурыТема 1. Культурология как система знания. Предмет, методы, цели и специфика культурологического исследованияКультура и науки о ней. Предпосылки возникновения и развития культурологии как самостоятельной дисциплины в кругу гуманитарных наук. Роль культурфилософии, культурантропологии, этнографии, социологии, психологии, лингвистики в формировании предмета и методов культурологических исследований. Многозначность термина. Культура как феномен. Структура и состав современного культурологического знания: фундаментальная культурология (теория культуры), историческая культурология и прикладная культурология. Основные проблемы культурологии: взаимосвязь культуры с природой и обществом, культурогенез и возможности управления социокультурными процессами, факторы стабильности и источники развития культуры, совместимость национальных культур и перспективы создания общечеловеческой культуры, выработка ценностно-смыслового горизонта культуры будущего, методологические проблемы социогуманитарных наук. Методология и методика исследования культур. Методы в культурологии. Источники культурологии: документы, архивы, музеи, памятники культуры, произведения искусства, теле - и радиоматериалы. Современное состояние культурологии как науки и учебной дисциплины. Роль культурологии в исследовании и решении социальных, политических, педагогических и экономических проблем. Тема 2. Понятие культуры. История развития представлений о культуре. Современные культурологические теорииВозникновение термина «культура» в античности. Лингвистическая многозначность термина: культура как возделывание, почитание, образ жизни, образование и развитие, совершенствование. Проблема определения сущности культуры. Культурное наследие как способ фиксации исторического сознания человечества, обеспечения устойчивости любого общества. Понимание культуры в немецкой классической философии. Основные принципы построения классической модели культуры: рационализм, историзм, гуманизм. Влияние европоцентризма на формирование «классической модели культуры». История культурологической мысли на Западе. Теоретические аспекты в России как форма национального самосознания. Роль православия в становлении духовности русского народа. Западничество и славянофильство и выбор пути развития русской культуры. Русский религиозный и философский ренессанс конца XIX – начала XX в., его влияние на отечественную культурологическую мысль. Идеи «христианской культуры». Идея «нового средневековья» и построение новых интегральных образов культуры – Н.А.Бердяев, Г.В.Флоровский, Г.А.Федотов, И.А.Ильин. Культурологическое значение концепций «всеединства» В.Соловьева, П.Флоренского и др. Тема кризиса европейской культуры в творчестве С.Л.Франка, Л.Шестова, Н.Бердяева. Развитие исторической культурологии в России: А.С.Лаппо-Данилевский, П.Н.Милюков, П.М.Бицилли, А.Я.Гуревич. Основные направления в культурологии современной России – М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Н.И.Конрад, М.К.Петров, С.С.Аверинцев. Идеи Д.С.Лихачева о пространственно-временных особенностях «русского мышления».Основные направления развития российской культур...
Другие файлы: