Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические указания к изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) ростов-на-дону

Тип: учебное пособие
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
Министерство образования и науки Российской ФедерацииФедеральное агентство по образованиюГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯк изучению курса «История мифологии» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии)РОСТОВ-НА-ДОНУ2006Методические указания разработаны доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Садовской И.Г.Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ.Протокол № 5 от 11 апреля 2006 года.Ответственный за выпуск - Гайбарян О.Е.ВВЕДЕНИЕЧто такое мифология? Дать точное определение этому интереснейшему в истории человеческого общества явлению - достаточно сложная задача. Восприятие мира человеком в период существования родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, носило непосредственно чувственный характер. Обозначая то или иное явление окружающей жизни, например, огонь (Гефест) как стихию, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар, пламя горна и т.д. Впоследствии человеческая фантазия создаст историю возникновения стихии огня и появится рассказ о родителях и деяниях Гефеста. Так рождалось мифологическое мышление с его тенденцией к обобщению, основанное на целостном, синкретическом восприятии мира. Мифы призваны были ответить на вопросы, всегда волновавшие людей: как, когда, почему и зачем появились земля и небо, звезды, луна и солнце, люди и животные - то есть все то, что составляло огромный и неизведанный мир. Мифы рассказывали о начальном времени возникновения явлений и первопредметов: рождении, смерти, первом огне, первом копье и т.д. Мифы отразили наблюдения человека за природой, а поскольку личность еще не выделяла себя из окружающего мира, то космос представлялся ей живым организмом, очеловеченным и бессмертным.Следует обратить внимание на уникальность мифологического восприятия мира. Мифология не тождественна философии, хотя в ней мы находим осмысление глобальных проблем бытия; мифология не является литературным жанром, хотя в ней создаются поэтические образы; мифология не идентична религии, хотя включает в себя различные культы и обряды, посвященные богам; мифология не есть историческое повествование, хотя бережно хранит память о великих исторических событиях. Можно сказать, что миф - это и одно, и другое, и третье, и четвертое, и нечто большее, нечто абсолютно универсальное - первая мировоззренческая система, призванная ответить на самые разнообразные вопросы и поэтому включающая в себя столь противоречивые компоненты.Подобная уникальная универсальность позволила А.Ф.Лосеву сделать интересный и неожиданный вывод, с которым можно согласиться: «Миф – это чудо». Миф говорит о многом, и из этого тяготения к универсальности вытекает его полифункциональность. Одно из его главных свойств – стремление объяснить возникновение того или другого предмета, обряда, явления; этиологизм (от греч. – «причина», «основание») мифа заложен в самой его природе. М. Элиаде подчеркивает моделирующую функцию мифа: «Роль мифа в структуре всего человеческого существования неизмерима. Благодаря мифу, понятия реальности, значимости, трансцендентности постепенно обнаруживают свою суть. Благодаря мифу, мир понимается как в совершенстве организованный, разумный и значимый Космос» (М.Элиаде. Аспекты мифа М., 2001. С.161). Миф связан с ритуалом. Он может быть как основанием исполняемого обряда, так и толкователем (или комментатором) уже сложившегося действия. Древние ритуалы регламентировали общественную жизнь, поэтому сторонники обрядовой теории мифа подчеркивают первичность его «оправдательной» или «законодательной» функции, которую еще называют социально-политической. Другая родовая черта мифа своими корнями уходит в синкретизм – соединения в мифе сущности и явления, именуемого и имени, который и порождает символизм. Рассказанная мифом история, например, легенда о Нарциссе, не только объясняет происхождения цветка, но становится универсальным знаком, указывающим на явление (в данном случае - черту характера) и символом его определяющим: в приведенном примере - это самолюбование; из мифа придет и синоним этого свойства человеческой натуры - «нарциссизм». Будучи предельно конкретным, миф всегда говорит о сущностно важном – именно это свойство обеспечило его абсолютную востребованность. Она проявляется и в бесконечной повторяемости мифологических сюжетов в искусстве, их существование в качестве фразеологизмов в языках (Ахиллесова пята, Сизифов труд, и т.д.), в аллюзивности человеческого мышления, привычно использующего для этой цели миф. По мнению В.М.Найдыш, мифотворчество связано с вечным стремлением человека разгадать «тайну тайн» - законы мироздания. Тайна (или приобщенность к ней) лежит в основе многочисленных союзов, как древних, так и современных. Миф здесь выступает как тайна, соединяющая этнос (этот национальный миф В.М. Найдыш называет «этномифом»). Однако у мифа-тайны, как у двуликого Януса, есть, на наш взгляд, еще одна функция – универсального ключа, с помощью которого человек пытался понять, постичь, проникнуть в запретное. Невозможно представить себе существование человеческого общества, лишенное этого ключа. Когда древние мифы уходили в прошлое, становясь мифологической историей и литературными сюжетами, на их место приходили новые, потому что само мифотворчество – естественное свойство человеческой природы, оно также вечно, как мир вокруг нас и миф...
Другие файлы:

Методические указания к изучению курса «История античной литературы» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Ростов-на-Дону

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы Средних веков» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделения отечественной и романо-германской филологии) Ростов-на-Дону

Методические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики( отделения отечественной и романо-германской филологии) ростов-на-дону

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы конца 19 начала 20 веков» для студентов 3 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной журналистики) ростов-на-дону

Методические указания к изучению курса «История зарубежной литературы 19 века» для студентов 4 курса факультета филологии и журналистики (озо) ростов-на-дону