Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Остальные рефераты

Методические рекомендации по изучению курса Программа курса

Тип: реферат
Категория: Остальные рефераты
Скачать
Купить
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКАБогданов Игорь Васильевич кандидат психологических наук; Лазарев Сергей Викторович кандидат психологических наук; Ануфриенко Сергей Сергеевич кандидат психологических наук; Чмыхова Екатерина Витальевна кандидат социологических наук; Усольцева Инесса Владимировна аспирант; Калинина Надежда Викторовна аспирант. Методические рекомендации по изучению курса Программа курсаРаздел I. Человек и его познание Тема 1. Необходимость изучения психологии и педагогики: в поисках смысла Тема 2. Объект и предмет психологии Тема 3. Способы приобретения психологических энаний Тема 4. Постулаты и принципы построения психологической реальности Раздел II. Чувственное и рациональное познание Тема 5. Структура психики Тема 6. Чувственное познание Тема 7. Рациональное познание Раздел III. Общее и индивидуальное в психике Тема 8. Целостное и парциальное описание человека Тема 9. Конституциональный уровень психики Тема 10. Ролевой уровень поведения и его отражение в психике Раздел IV. Проблемы личности в различных образовательных моделях Тема 11. Ценности и цели образования Тема 12. Современные стратегии и модели образования Тема 13. Развивающие педагогические технологии Тема 14. Педагогика межличностных отношений Тема 15. Основы проектирования учебно-воспитательной ситуации Раздел V. Организация образовтельной деятельности Тема 16. Формы организации учебной деятельности Тема 17. Педагогический контроль и оценка качества образования Тема 18. Управление образовательными системамиТестирование 1. Роль и значение дисциплины для изучения гуманитарных и социально-экономических наукМатериалы курса "Психология и педагогика" составлены на основе программы, рекомендованной отделением психологии УМО университетов РФ, в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта для специалистов, в процесс подготовки которых "Психология и педагогика" войдет как одна из дисциплин общеобразовательного цикла. "Психология и педагогика" изучаются наряду с философией, в значительной мере систематизируя базовые общечеловеческие, психологические и педагогические знания студентов по проблемам философии, общей психологии и педагогике. Дисциплина предваряет курсы дисциплин специализации, закладывая теоретико-методологические и методические основы для их качественного усвоения. Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития психики, сознания, личности, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др., представленных в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона, Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского и других выдающихся ученых - психологов и педагогов. Вместе с этим, изучение дисциплины носит выраженную практическую направленность. Курс "Психология и педагогика" разработан для студентов, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания, полученные в ходе изучения психологии и педагогики, помогут формированию целостного представления студентов о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления ими учебной и профессиональной деятельности, будут способствовать развитию умения учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества.2. Структура курсаСтруктура курса предполагает изучение следующих пяти разделов: "Человек и его познание", "Чувственное и рациональное познание", "Общее и индивидуальное в психике", "Проблемы личности в различных образовательных моделях" и "Организация образовательной деятельности". При раскрытии первого раздела особое внимание уделено рассмотрению проблем необходимости изучения психологии и педагогики, объекта и предмета психологии, ее научных школ. Во втором разделе рассматриваются способы приобретения психологических знаний, основные объяснительные принципы и подходы используемые в психологии, структура психики, уровни, правила и способы построения психологических характеристик личности. В третьем разделе представлены конституциональный уровень психики, строение нервной системы человека, ролевой уровень поведения человека и его отражение в психике, а также межличностные отношения в системе общественных отношений. В четвертом разделе анализируются цели и ценности образования, современные стратегии и модели образования, развивающие педагогические технологии, проблемы педагогики межличностных отношений, основы проектирования учебно-воспитательной ситуации и формы организации учебной деятельности. В пятом разделе курса рассматриваются различные образовательные системы и основы управления ими, анализируется образовательная система России и основные направления ее развития. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях студентов, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.3. Цели и задачи изучения курсаСодержание курса по дисциплине "Психология и педагогика" разработано и составлено для тех, в чью профессиональную деятельность психология и педагогика войдет как одна из общеобразовательных дисциплин, которая будет способствовать (цели курса):- повышению общей и психолого-педагогической культуры;- формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;- умению самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий;- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей. Задачами курса являются:- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, п...