Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Эмоциональное и личностное развитие дошкольника

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Исследование влияния воспитания ребенка в полной и неполной семье на его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношении к окружающим людям. Характеристика диагностирования причин появления детской тревожности, возрастных особенностей дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования Российской Федерации

Забайкальский государственный педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского

Социально-психологический факультет

Кафедра экспериментальной и теоретической психологии

Выпускная квалификационная работа

Тема: Эмоциональное и личностное развитие дошкольника

студента 5 курса заочного отделения

специальность педагог-психолог

Чита - 2009 г.

План

Введение

I. Эмоциональное и личностное развитие дошкольника

1.1 Развитие представлений об эмоциях и их роль в формировании личности

1.2 Возрастные особенности дошкольников

1.3 Проблема развития ребенка в неполной семье

II. Исследование проблемы эмоционального и личностного развития у дошкольников в полных и неполных семьях

2.1 Организация и проведение исследования

2.2 Методы и методики исследования

2.3 Полученные результаты и выводы

Заключение

Список литературы

ПриложениЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы:

Возросший в последнее время интерес к изучению эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста во многом обуславливается тем, что лишь выяснение закономерностей эмоционального развития дает возможность формирования социальных эмоций, закладывающих основы нравственного развития ребенка, его личности.

Понимание этих вопросов имеет важное значение для дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса в детских садах и школах.

Использовав опыт, накопленный в мировой психологии, и опираясь на результаты своих собственных теоретических и экспериментальных исследований, советские психологи А.В.Запорожец (изучение эмоций у дошкольников), К.Левина (коррекция негативных эмоциональных состояний), А.Д.Захаров, В.И.Гарбузов (эмоциональные нарушения у детей в дошкольном возрасте) установили ряд важных положений относительно роли эмоций в развитии личности ребенка. Семья является важным фактором в этом положении.

На мой взгляд, решению проблем, возникших в результате нарушенных отношений в семье, в отечественной литературе уделено недостаточно внимания. Исключение составляют отдельные работы - А.И.Захарова, В.И.Гарбузова, Э.Г.Эйдемиллера.

Проблема эмоционального развития дошкольника принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Вместе с тем эта проблема считается до сих пор недостаточно разработанной.

Обширные исследования, посвященные эмоциональному и личностному развитию, создают основания для дальнейшего понимания этой проблемы.

Цель исследования: Исследование влияния воспитания ребенка в неполной семье на эмоциональное и личностное развитие ребенка.

Объектом исследования является эмоциональная сфера детей.

Предметом исследования является эмоциональное и личностное развитие дошкольника.

Гипотеза исследований:

1. Известно, что неполная семья влияет на особенности личностного развития ребенка: его эмоциональном самочувствии, самооценке, отношение к окружающим людям.

2. Мы предполагаем, что воспитание в неполной семье будет оказывать более негативное влияние на эмоционально-личностное развитие мальчиков, чем девочек.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ доступной литературы. Обобщить, систематизировать теоретические данные по проблеме эмоционального и личностного развития у дошкольников.

2. Определить и выявить изменение в эмоционально-аффективной среде.

3. Изучить самооценку и личность дошкольника, ее ощущения и переживания в данный момент времени.

4. Обобщить результаты обследования.

Труды отечественных психологов А.Ф.Лазурского и Г.Я.Трошина, Я.З.Неверовича, А.В.Запорожца, в которых показано, что существуют глубокие взаимосвязи между появлением личностных новообразований и особенностями эмоциональной сферы.

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

- анализ и обобщение психических и педагогических источников по проблеме исследования с использованием принципов психологической науки, прежде всего принципов системности и развития;

- для выявления положения ребенка в семье, его переживаний, связанных с семейными отношениями; тест «Рисунок семьи» В.Хьюлса;

- для диагностики отношения ребенка к окружающим методика «Я в детском саду»;

- для изучения личности дошкольника, ее ощущений и переживаний в данный момент - тест Люшера;

- для определения самооценки ребенка - дошкольника - методика «Какой Я».

Научная новизна исследований: тщательно изучая, обобщая теоретические данные по проблеме эмоционального и личностного развития дошкольника, мы пытались сопоставить полные и неполные семьи для выявления закономерностей эмоционального развития ребенка.

Практическая значимость: полученные данные могут использоваться психологами и воспитателями в работе с детьми и их родителями.

Эмпирическая база исследования: в эксперименте участвовали дошкольники подготовительной группы ДОУ «Родничек», п.г.т. Новокручининский, в количестве 50 человек (25 детей из полной семьи и 25 детей из неполной семьи).

Глава I. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

1.1 Развитие представлений об эмоциях и их роль в формировании личности

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.

Данный факт не только убедительно доказывает врожденный характер основных эмоций и их экспрессии на лице, но и наличие генотипически обусловленной способности к их пониманию у живых существ. Это относится к общению живых существ не только одного вида друг с другом, но и разных видов между собой. Хорошо известно, что высшие животные и человек способны по выражению лица воспринимать и оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Врожденными являются далеко не все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания.

Эмоционально-выразительные движения человека - мимика, жесты, пантомимика - выполняют функцию общения, то есть сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия - оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально-выразительных движений.

У высших животных, и особенно у человека, выразительные движения стали тонко дифференцированным языком, с помощью которого живые существа обмениваются информацией о своих состояниях и о том, что происходит вокруг. Это - экспрессивная и коммуникативная функции эмоций. Они же являются важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностях значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя ее.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делится на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются.

Эмоции и чувства - личностные образования. Они характеризуют человека социально-психологически.

Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельн...

Другие файлы:

Психосоциальное развитие дошкольников
Основные структуры личности. Социальное и эмоциональное развитие дошкольника. Психическое развитие дошкольника. Основные психологические новообразован...

Влияние мотивации успехов и боязни неудач на межличностное отношение подростков в возрасте 12-13 лет
Изучение особенностей развития подростков в возрасте 12-13 лет. Исследование зависимости психического развития личности от физиологического развития п...

Эмоциональное развитие самодеятельного актера
Проблематика актерской психологии и театрального творчества. Эмоциональное развитие человека. Влияние театральной постановки на становление личности....

Влияние эмоций на результаты обучения
Познавательные процессы, разворачивающиеся в ходе учебной деятельности. Недооценка эмоциональных компонентов. Познавательная деятельность и эмоциональ...

Психологическое развитие дошкольника
Теоретические основы организации педагогического процесса для дошкольников, предмет и структура педагогической психологии. Дидактическая игра как сред...