Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психосоциальное развитие дошкольников

Тип: реферат
Категория: Психология
Скачать
Купить
Основные структуры личности. Социальное и эмоциональное развитие дошкольника. Психическое развитие дошкольника. Основные психологические новообразования в дошкольном периоде. Нарушения психологического здоровья, нервно-психические расстройства у детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Социальное и эмоциональное развитие дошкольника

2. Психическое развитие дошкольника

3. Основные психологические новообразования в дошкольном периоде

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка, Это период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

Число новорожденных детей с различными недостатками развития непреклонно растёт. Все чаще наблюдаются нарушения психологического здоровья, нервно-психические расстройства у детей.

Среди причин этого:

-аномальное, травматичное течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы центральной нервной системы ребенка, биологически и социально незрелые родители.

-низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация и психопатизация определенного числа взрослых - родителей, педагогов, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением.

-кризисное, переходное состояние нашего общества ошушение неопределенности и беспокойства и значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.

-раннее начало обучения, усложнение учебных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе

Распадается практически каждый второй из вновь заключенных браков. За этим стоит психическая травматизация детей, различные нарушения в развитии их характера и формировании личности. Современная семья стала малодетной, и в полной семье на одного ребенка, как правило, приходится несколько взрослых, далеко не всегда воспитывающих его согласованно и последовательно.

Все эти факторы, по отдельности и вместе, могут способствовать развитию нервно-психических расстройств.

По данным некоторых исследований (Захаров А.И. «Неврозы у детей), в возрасте одного - трех лет заметно нервным является каждый четвертый ребенок без особых различий по полу. Беседуя с воспитателями, наблюдая за детьми, а также консультируя родителей позволило определить, что в дошкольном возрасте нервным считается каждый третий мальчик и каждая 4-я девочка ( под понятием «нервность понимается комплекс характеристик повышенной, заметной внешне возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, неустойчивого настроения, вспыльчивости, замкнутости и т.д.

1. Социальное и эмоциональное развитие дошкольника

Социальное развитие (социализация) -- процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:

-- трудовых навыков;

-- знаний;

-- норм, ценностей, традиций, правил;

-- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

Социально-педагогическая деятельность в условиях дошкольных образовательных учреждениях -- это та работа, которая включает педагогическую и психологическую деятельность, направленную на помощь ребенку, педагогу и родителю в развитии собственной индивидуальности, организации себя, своего психологического состояния, помощь в решении возникающих проблем и их преодолении в общении; а также помощь в становлении маленького человека в обществе.

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию положительных качеств у подрастающего поколения. Одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждениях является социально-личностное воспитание дошкольников. Дети развиваются наилучшим образом тогда, когда они являются субъектами собственного обучения.

Исходя из этого, мы ставим перед собой цели, которые позволяют развить у каждого ребенка:

творческое начало, воображение, изобретательность;

умение договариваться. взаимодействовать друг с другом;

способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;

способность ставить проблемы и находить их решение;

неравнодушие к проблемам общества, страны, окружающей среды.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

-- работа с детьми;

-- взаимодействие с родителями;

-- работа с педагогами.

При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:

-- адаптация детей раннего возраста;

-- совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;

--выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах[1,с.711].

Социальное развитие детей дошкольного возраста - непростой процесс, особенно в современном нестабильном мире, когда многие ценности утратили свое первоначальное значение и моральные и этические нормы больше не являются обязательными для исполнения.

При формировании личности ребенка учитываются многие факторы, получение определенных навыков для выживания, умение распознавать эмоции, но мало кто уделяет должное внимание именно социальному развитию детей дошкольного возраста, то есть обучению ребенка соблюдению законов морали и нравственности, уважению к культурному наследию, а также сложившимся устоям их близкого окружения. Принято считать, что эти обязательные для всех понятия усваиваются сами собой на протяжении первых лет жизни. На личность ребенка оказывают влияние не только родители и учителя в школе, а также обстоятельства жизни и среда обитания, моральные устои ближайшего окружения и даже услышанное случайно слово на улице. Ребенок учится жить и взаимодействовать с окружающим миром, глядя на своих родителей и сверстников, он копирует их манеру поведения и принципы.

Социальное развитие ребенка дошкольного возраста - это, прежде всего, адаптация в мире и своеобразный механизм выживания, так как вне социума люди практически не выживают или живут не полноценной жизнью. Любому человеку присуще желание быть любимым, нужным, быть частью социума, а без определенных навыков общения и соблюдения правил частью общества не стать.

Самое большое влияние на ребенка оказывают родители, так как именно они дают ребенку базовые знания о правилах существования в обществе, на которые ребенок будет опираться, когда станет частью более многочисленной социальной группы, чем семья.

Социальное развитие детей дошкольного возраста включает в себя формирование основных правил для успешного существования в обществе. К примеру, коммуникабельность и знание общепринятых правил в определенной социальной группе. Чтобы жить с людьми ребенок должен уметь общаться, выражать свои мысли и желания, а также не должен нарушать сложившиеся устои, так как они, как правило, формируются годами и под воздействием многих факторов.

Еще один важный этап социального развития детей дошкольного возраста -- формирование в ребенке умения избегать конфликтов с помощью компромиссов и разговора, а также при создании определенных условий умение постоять за себя и свои принципы[8].

Эмоциональное развитие дошкольников - целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Целью настоящего пособия является обогащение эмоционального опыта детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста на уровне эмоциональной реактивности (кратковременных реакций на стимулы внешней среды) и эмоциональных состояний (относительно длительных проявлений)[2].

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка.

У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется.

По...

Другие файлы:

Этапы развития психики
Психосоциальное развитие по Э. Эриксону. Развитие по психосексуальному направлению (З. Фрейд). Периодизация по Л.С. Выготскому. Развитие по Ж. Пиаже....

Психосоциальное развитие младенца

Психосоциальное развитие в период ранней взрослости

Музыкально-сенсорное развитие дошкольников
Музыкально-сенсорное развитие дошкольников на основе их интонационного восприятия музыки. Методика использования музыкально-дидактических игр и пособи...

Развитие пространственных представлений на занятиях конструированием у старших дошкольников
Проблемы проектирования, теоретические основы формирования пространственно-образного мышления старших дошкольников средствами архитектурного проектиро...