Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Творческие способности детей дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов. Особенности развития и компоненты творческих способностей у дошкольников. Тестовое исследование влияния интеллекта на творческие способности.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования способностей человека

1.1 Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов

1.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей у детей дошкольного возраста

2.1 Программа и методики исследования

2.2 Результаты исследования, их анализ и интерпретация

Заключение

Литература

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что необходимость продуктивных преобразований в сфере общественной жизни неизбежно затрагивает вопросы творчества, творческой инициативы, способностей к активности творческого характера. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства выдвигают новые задачи по воспитанию всесторонне развитой личности, способной усваивать научные знания, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и активно влиять на ход общественных, экономических и культурных процессов. В современных условиях необходимо не только вооружить человека определенной суммой знаний, но и воспитывать самостоятельную, творчески развитую личность.

Предмет исследования - творческие способности детей дошкольного возраста.

Объект исследования - воспитанники дошкольного образовательного учреждения развивающего вида № 923 города Москвы.

Цель исследования - изучение творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по теме исследования.

2. Изучить особенности развития и компоненты творческих способностей у дошкольников.

3. Выявить критерии одарённости у детей дошкольного возраста.

4. Провести эмпирическое исследование по выявлению влияния интеллекта на творческие способности у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - творческие способности дошкольника не зависят от уровня развития его интеллекта.

Методы исследования:

- теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы;

- эмпирические методы: наблюдение, тестирование;

- метод математической обработки.

Глава 1. Теоретические основы формирования способностей человека

1.1 Характеристика и классификация способностей и их отражение в работах отечественных и зарубежных психологов

Всякая деятельность требует от человека обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающий определённый уровень успешности её выполнения. В психологии эти индивидуально-психологические особенности называют способностями личности, причём выделяют только такие способности, которые, во-первых, имеют психологическую природу, во-вторых, индивидуально варьируют.

Способность, по определению, это свойство личности, характеризующее успешность её в той или иной деятельности и возможность выполнения этой деятельности без избыточных усилий [25].

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются, прежде всего, в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются.

Способности формируются в процессе взаимодействия человека, обладающего теми или иными природными качествами, с миром. Результаты человеческой деятельности, обобщаясь и закрепляясь, входят как «строительный материал» в построение его способностей. Эти последние образуют сплав исходных природных качеств человека и результатов его деятельности. Способности человека - это снаряжение, которое выковывается не без его участия. Способности человека определяются диапазоном тех возможностей к освоению новых знаний, их применению к творческому развитию, которые открывает освоение этих знаний [35].

Можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях, навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений, а также то, как эта деятельность выполняется.

Рассматривая соотношение способностей и деятельности, следует отметить, что если человек не справляется с требованиями, которые предъявляет ему деятельность, то это не означает полное отсутствие у него способностей. Вероятно, что данному индивиду потребуется больше времени на усвоение знаний, умений и навыков. Кроме того, способности человека могут развиться через какое-то время или проявиться в другом виде деятельности.

О природе способностей ведётся достаточно много споров. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю ещё от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены. Обучение и воспитание может лишь изменять скорость их появления, но они всегда проявятся тем или иным образом. В пользу наследственности способностей свидетельствуют существующие многочисленные династии артистов, художников, врачей и т.д. Однако скорее в большинстве случаев следует говорить не о биологической, а о социальной наследственности.

Представители другой крайней точки зрения считают, что особенности психики целиком определяются качеством воспитания и обучения. Сторонники данного направления ссылаются на случаи, когда дети самых отсталых и примитивных племён, получив соответствующее обучение, ничем не отличались от образованных европейцев [25].

Отдельные способности не могут существовать сами по себе и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от степени развития других способностей. Качественная характеристика способностей предполагает выявление отличий между людьми в различных областях деятельности. Каждая способность имеет различную силу, уровень, то есть, имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми.

Способности могут различаться не только по своей направленности, по качественным и количественным характеристикам, но и по своему уровню и масштабу.

Мастерство, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности, требует большого и напряжённого труда. Мастерство в большой степени связано с производительностью. Уровень мастерства в процессе деятельности изменяется, развивается структура способностей человека, формируется его личность.

Под талантливостью понимают высокий уровень развития специальных способностей. Так же как и способности, талант проявляется и развивается в деятельности. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. Высокий уровень одарённости, который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.

Развитие способностей определяется не столько продуктами человеческой культуры, сколько деятельностью человека по их присвоению. Способности человека развиваются в деятельности. Классифицируя человеческие способности, мы можем выделить следующие из них:

· природные (или естественные) - биологически обусловленные в своей основе (восприятие, память, мышление и т.д.);

· общие (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.);

· специальные (музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные и др.);

· теоретические и практические;

· учебные и творческие;

· способности к общению, взаимодействию с людьми, предметно-деятельностные, предметно-познавательные (иначе их называют социально обусловленные способности);

· способности межличностного характера (умение убеждать других, оказывать влияние на других, добиваться взаимопонимания и т.д.).

Патологическое снижение способностей называется олигофренией. Различают три основные её степени: лёгкая (дебильность), средняя (имбецильность) и глубокая (идиотия) (См. рис. № 1).

Важным условием развития способностей следует считать формирование настойчивости, умение макс...

Другие файлы:

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Понятие "творческие способности" в психолого-педагогических исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте. Организация и методы экспериментального...

Использование коррекционно-развивающих игр в процессе воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием
Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием. Коррекционно-развивающая игра в процессе воспитан...

Логическая азбука для детей 4—6 лет
В настоящем сборнике представлены логические задачи для детей дошкольного возраста, развивающие умственные способности и обеспечивающие высокий уровен...

Диагностика агрессии у детей среднего дошкольного и старшего дошкольного возраста
Понятие агрессии, ее виды и формы, особенности проявления у детей дошкольного возраста, влияние детского образовательного учреждения на данный процесс...

Музыка как средство эстетического воспитания
Сущность эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Методика воспитания посредством музыки. Эстетические чувства и представления детей, их х...