Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия»
Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии.
Курсовая работа
Тема
«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»
Студента
Золотовой Ксении Владимировны
Научный руководитель
Рукавицина Е.Д
старший преподаватель
кафедры СППиТОО
НОВОКУЗНЕЦК 2011г.
Введение
Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности. Творческий подход в любой деятельности рассматривается как новаторский. Но до нашего времени ученые не могут прийти к единому мнению что такое «творческие способности». Очевидно, что понятие «творческие способности» тесно связано с такими понятиями как «творчество» и «творческая деятельность». Отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение «творческий» становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий. В свою очередь под творческой деятельностью принято понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое [6, стр. 12].
В свою очередь, Виталий Тепикин выделяет такие виды творчества, как научное, техническое, художественное[2, стр. 1]. Говоря о творческих способностях детей дошкольного возраста, мы будем подразумевать, что речь идет о художественных творческих способностях, потому как научное и техническое творчество в дошкольном возрасте не может развиваться, ведь у детей не хватает еще ни необходимых знаний и умений, ни достаточного опыта для развития и реализации данных видов творчества. У детей дошкольного возраста творческие способности начинают развиваться вместе с развитием мышления и воображения. Когда для создания качественно новых образов у них имеется хоть небольшой опыт, некоторые знания об окружающем мире и действительности. Творчество детей дошкольного возраста своеобразно и при нормальном развитии неограниченно.
Детям же с нарушениями интеллекта свойственен ряд особенностей их развития. В силу их дефекта у них страдает развитие всех психических функций, в том числе и мышления, и воображения - основных компонентов творческих способностей. Развитие таких детей отстает от нормального. Сам процесс обучения детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным развитием. Для них разрабатываются и адаптируются программы обучения всем видам деятельности.
В силу того, что у детей с нарушениями интеллекта отстают в развитии психические функции, то и развитие творческих способностей будет тоже отставать. Дети могут усваивать репродуктивные виды творчества, но привносить в продукт своей деятельности что-то новое является для них затруднительным, а создание качественно нового, не существующего ранее предмета или другого продукта деятельности, для них вообще практически не возможно.
Актуальность данной темы обусловлено тем, что в нашей стране очень много детей с нарушениями интеллекта. Этим детям крайне сложно адаптироваться к жизни в обществе. Наше современное общество еще не готово целиком принимать этих детей. Таким образом, получается, что у ребенка с нарушением интеллекта практически нет возможности самореализации. Творчество является одним из способов самореализации человека. Поэтому выявление особенностей творческих способностей и творческой деятельности детей с нарушениями интеллекта и их развитие будет не маловажным аспектом в процессе обучения и воспитания.
Объект исследования: творческие способности в дошкольном возрасте.
Предмет: особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Цель: изучить развитие творческих способностей в дошкольном возрасте и выделить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта.
В ходе всей работы перед нами стоят следующие задачи:
1. Определить понятие «творческие способности»;
2. Рассмотреть творческие способности в дошкольном возрасте;
3. Изучить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта;
4. Экспериментально выявить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта.
Гипотеза: если у детей дошкольного возраста имеются нарушения интеллекта, то творческие способности будут характеризоваться невозможностью создания качественно новых продуктов деятельности, а их развитие будет иметь следующие особенности:
ѕ узость развития творческого мышления и воображения;
ѕ преобладание репродуктивных видов деятельности.
Методы исследования:
ѕ изучение психолого-педагогической литературы;
ѕ метод экспертных оценок;
ѕ диагностика дивергентного мышления;
ѕ диагностика развития воображения;
ѕ методика «несуществующее животное»;
ѕ наблюдение.
Глава 1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта как психолого-педагогическая проблема.
1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогических исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте.
Для наиболее точного понимания темы нашего исследования необходимо дать понятие «творчеству». Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. Советский философ А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество -- это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).
Многие объединяют понятие «творчество» и «творческая деятельность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой деятельности обычно понимается деятельность, связанная с созданием чего-то качественно нового.
Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.
Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки.
Это основа технического прогресса. Техническое творчество как вид практической деятельности -- специфическое общественное явление. Его специфика определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. В отличие от научного техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций. В техническом творчестве тесно переплетены практические и духовные моменты деятельности. Практическое действие выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта. Духовная деятельность выступает как идеальное конструирование объекта.
Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, воплощенных в реальных технических объектах.
В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства -- создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии.
Дальше нужно определить что такое вообще «способности». По мнению Теплова Б. М., «способности - это определенные индивидуально-психологические особен...
Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в центре раннего развития
Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной об...
Развитие творческих способностей через театрализованное искусство
Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Успешн...
Развитие творческих способностей дошкольников в условиях организационной учебной деятельности по аппликации из нетрадиционных материалов
Роль организованной образовательной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспит...
Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству. Этапы формирования творческой деят...
Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Понятие "умственно отсталый ребенок", изучение специфики и причин отсталости при олигофрении. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому...