Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Понятие "творческие способности" в психолого-педагогических исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте. Организация и методы экспериментального исследования развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кузбасская государственная педагогическая академия»

Факультет дошкольной и коррекционной педагогики и психологии.

Курсовая работа

Тема

«Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»

Студента

Золотовой Ксении Владимировны

Научный руководитель

Рукавицина Е.Д

старший преподаватель

кафедры СППиТОО

НОВОКУЗНЕЦК 2011г.

Введение

Изучение понятия «творческие способности» всегда было актуальной темой для разного рода психолого-педагогических исследований (А. Адлер; Г. Олпорт; А. Маслоу; О. М. Дьяченко; Дж. Гилфорд; Л. С. Выготский; Э.Торренс и др.). Ведь творчество и сами творческие способности, как таковые, не могут регулироваться человеком самостоятельно. Творческие люди, обладающие творческими способностями, всегда вызывали интерес у остальных людей. Поэтому всегда было интересно понять какими способами и средствами, в какие сроки нужно развивать творческие способности. Творческий подход в любой деятельности рассматривается как новаторский. Но до нашего времени ученые не могут прийти к единому мнению что такое «творческие способности». Очевидно, что понятие «творческие способности» тесно связано с такими понятиями как «творчество» и «творческая деятельность». Отсутствие научной дифференциации феноменологии творчества приводит к тому, что определение «творческий» становится применимо почти к любому процессу деятельности, кроме узкого круга крайне автоматизированных действий. В свою очередь под творческой деятельностью принято понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое [6, стр. 12].

В свою очередь, Виталий Тепикин выделяет такие виды творчества, как научное, техническое, художественное[2, стр. 1]. Говоря о творческих способностях детей дошкольного возраста, мы будем подразумевать, что речь идет о художественных творческих способностях, потому как научное и техническое творчество в дошкольном возрасте не может развиваться, ведь у детей не хватает еще ни необходимых знаний и умений, ни достаточного опыта для развития и реализации данных видов творчества. У детей дошкольного возраста творческие способности начинают развиваться вместе с развитием мышления и воображения. Когда для создания качественно новых образов у них имеется хоть небольшой опыт, некоторые знания об окружающем мире и действительности. Творчество детей дошкольного возраста своеобразно и при нормальном развитии неограниченно.

Детям же с нарушениями интеллекта свойственен ряд особенностей их развития. В силу их дефекта у них страдает развитие всех психических функций, в том числе и мышления, и воображения - основных компонентов творческих способностей. Развитие таких детей отстает от нормального. Сам процесс обучения детей с нарушениями интеллекта значительно отличается от процесса обучения детей с нормальным развитием. Для них разрабатываются и адаптируются программы обучения всем видам деятельности.

В силу того, что у детей с нарушениями интеллекта отстают в развитии психические функции, то и развитие творческих способностей будет тоже отставать. Дети могут усваивать репродуктивные виды творчества, но привносить в продукт своей деятельности что-то новое является для них затруднительным, а создание качественно нового, не существующего ранее предмета или другого продукта деятельности, для них вообще практически не возможно.

Актуальность данной темы обусловлено тем, что в нашей стране очень много детей с нарушениями интеллекта. Этим детям крайне сложно адаптироваться к жизни в обществе. Наше современное общество еще не готово целиком принимать этих детей. Таким образом, получается, что у ребенка с нарушением интеллекта практически нет возможности самореализации. Творчество является одним из способов самореализации человека. Поэтому выявление особенностей творческих способностей и творческой деятельности детей с нарушениями интеллекта и их развитие будет не маловажным аспектом в процессе обучения и воспитания.

Объект исследования: творческие способности в дошкольном возрасте.

Предмет: особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель: изучить развитие творческих способностей в дошкольном возрасте и выделить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта.

В ходе всей работы перед нами стоят следующие задачи:

1. Определить понятие «творческие способности»;

2. Рассмотреть творческие способности в дошкольном возрасте;

3. Изучить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта;

4. Экспериментально выявить особенности развития творческих способностей у детей с нарушениями интеллекта.

Гипотеза: если у детей дошкольного возраста имеются нарушения интеллекта, то творческие способности будут характеризоваться невозможностью создания качественно новых продуктов деятельности, а их развитие будет иметь следующие особенности:

ѕ узость развития творческого мышления и воображения;

ѕ преобладание репродуктивных видов деятельности.

Методы исследования:

ѕ изучение психолого-педагогической литературы;

ѕ метод экспертных оценок;

ѕ диагностика дивергентного мышления;

ѕ диагностика развития воображения;

ѕ методика «несуществующее животное»;

ѕ наблюдение.

Глава 1. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта как психолого-педагогическая проблема.

1.1 Понятие «творческие способности» в психолого-педагогических исследованиях и их развитие в дошкольном возрасте.

Для наиболее точного понимания темы нашего исследования необходимо дать понятие «творчеству». Творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Понятию «творчество» также можно дать и более широкое определение. Советский философ А. Матейко считает, что сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. Творчество -- это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности. По сути дела, творчество - это "способность создавать любую принципиально новую возможность" (Г.С. Батищев).

Многие объединяют понятие «творчество» и «творческая деятельность», сопоставляя их друг другу. Эти два понятия принято считать неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под понятием творческой деятельности обычно понимается деятельность, связанная с созданием чего-то качественно нового.

Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические черты, общность и различия.

Научное творчество есть «деятельность, направленная на производство нового знания, которое получает социальную апробацию и входит в систему науки», «совокупность высших познавательных процессов, расширяющих границы научного знания». Творчество в науке требует прежде всего приобретения принципиально нового общественно значимого знания, в этом всегда состояла важнейшая социальная функция науки.

Это основа технического прогресса. Техническое творчество как вид практической деятельности -- специфическое общественное явление. Его специфика определяется характером технической задачи, решение которой требует реального средства, изобретения или конструирования его. В отличие от научного техническое творчество связано непосредственно с учетом практики эксплуатации существующих технических конструкций в процессе создания и внедрения в производство новых конструкций. В техническом творчестве тесно переплетены практические и духовные моменты деятельности. Практическое действие выражается в изменении материала природы при реальном конструировании технического объекта. Духовная деятельность выступает как идеальное конструирование объекта.

Техническое творчество предполагает получение новых результатов в области техники в виде технических идей, рисунков, воплощенных в реальных технических объектах.

В отличие от научного и технического творчества художественное творчество не имеет непосредственной нацеленности на новизну, не отождествляется с производством нового, хотя оригинальность обычно присутствует среди критериев художественного творчества и оценок художественного таланта. Вместе с тем искусство никогда не отрицало силу и мощь научных методов и использовало их в той мере, в какой они помогали решить основную задачу искусства -- создание эстетических ценностей. Но при этом всегда в искусстве присутствует понимание превосходства над наукой в возможности использовать силу художественного вымысла, интуиции и фантазии.

Дальше нужно определить что такое вообще «способности». По мнению Теплова Б. М., «способности - это определенные индивидуально-психологические особен...

Другие файлы:

Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности в центре раннего развития
Педагогические основы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования. Реализация дополнительной об...

Развитие творческих способностей через театрализованное искусство
Оптимальные сроки начала развития творческих способностей. Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Успешн...

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях организационной учебной деятельности по аппликации из нетрадиционных материалов
Роль организованной образовательной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспит...

Занятия лепкой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Особенности развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения к искусству. Этапы формирования творческой деят...

Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта
Понятие "умственно отсталый ребенок", изучение специфики и причин отсталости при олигофрении. Классификация по степени тяжести и этиопатогенетическому...