Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Психологические особенности межличностных отношений в семье

Тип: курсовая работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Дефиниция, структура и функции семьи, условия ее существования в обществе. Примеры счастливых браков в литературе. Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях. Особенности формирования семейного психологического климата. Коалиции через поколения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

филологический факультет

кафедра психологии развития и образования

специальность: 050301.65 русский язык и литература

Курсовая работа

Психологические особенности межличностных отношений в семье

Выполнила

студентка 4 курса

дневного отделения

группа ФЛ - 42

Ларцына Е.А.

Доцент

Кандидат психологических наук

Бурлаков В.В.

Калуга - 2011г.

ВВЕДЕНИЕ

В наше время понятие благополучной семьи довольно размытое. Для одних людей - это одно понятие, для других - другое. Существует много статей на эту тему, где говорится, что благополучная семья обязательно должна быть полной семьей, родители не должны иметь вредных привычек, должны быть материально обеспечены, в семье должно быть несколько детей. Но разве, даже с наличием всех этих качеств семьи не бывают несчастливы? Конечно же, бывают. Так в чем же тогда дело? В этом я и хочу разобраться, делая мою курсовую работу.

Существует тонны литературы, посвященных изучению неблагополучных семей. Подробно изучаются причины алкоголизма, супружеских измен, наркомании, отказа родителей от детей, уход из семьи одного и супругов. Изучению благополучных семей посвящено гораздо меньше исследовательских работ и книг. Почему? Наверное, люди привыкли обращать больше внимания на негативные аспекты социальных явлений.

Я считаю, что благополучная семья - это гораздо больше, чем материальное обеспечение и отсутствие вредных привычек. Как говорил Лев Толстой в произведении Анна Каренина «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Вот мы и рассмотрим те психологические аспекты, которые делают все счастливые семьи похожими друг на друга.

Цель работы - проанализировать психологические особенности межличностных отношений в семье и подтвердить/ опровергнуть гипотезу о том, что счастливый супружеский брак - залог счастливой семьи.

Задачи исследования:

1) Подробно рассмотреть все аспекты, связанные с понятием благополучной семьи

2) Проинтервьюировать людей, родители которых счастливы в браке и тех, кого воспитал один из родителей

3) Сформулировать гипотезу

4) Подтвердить/ опровергнуть данную гипотезу

5) Рассмотреть примеры благополучных семей в художественной литературе и сравнить с собственным исследованием

Моя гипотеза заключается в том, чтобы рассмотреть психологический климат в полноценных и неполноценных семьях. Я опросила 6 человек и сама ответила на данные вопросы. Вопросы выстроены логически, начиная от определения небольших проблем в семье, заканчивая такими серьезными проблемами, как домашний арест или заявление в милицию.

Я считаю, что счастливый брак - это основа для семьи с благоприятным психологическим климатом. Залог крепкой семьи - основа счастливого брака, которая объединяет сердца и благословляет на дальнейшее совместное счастье в паре. «Брак представляет собой отношения между мужчиной и женщиной, где независимость обеих сторон одинакова, зависимость обоюдна, а обязательства взаимны». Л. Анспахер

Иногда в воспитании детей человеку необходима поддержка, которой так часто не хватает в неполных семьях. Родитель, который работает, готовит, воспитывает, оплачивает счета, иногда просто не успевает заняться со своим ребенком, даже если он его очень любит. Материальные проблемы - наверно самый первый фактор, поглощающий родителя и не дающий спокойно воспитывать свое чадо. Второй фактор - это занятость на работе. Как мы часто можем заметить, в неполных семьях родитель берет на себя гораздо больше нагрузки, чтобы его ребенок, наравне с другими чувствовал себя полноценным. Чтобы он был хорошо одет, имел самые лучшие игрушки и ел самую дорогую и качественную пищу. Можно привести еще множество факторов, которые подтвердят, что в полной семье психологический климат гораздо лучше. Родители имеют больше времени и сил для воспитания ребенка, ребенок чувствует себя увереннее и спокойнее, так как он больше проводит времени с родителями, следственно у него возникает меньше личностных и психологических проблем.

В нашем исследовании мы столкнемся с полными семьями и матерями одиночками. Я опросила 3 девушки, воспитанные в полной семье и три девушки (включая меня), воспитанных в неполной семье. По ответам испытуемых я попытаюсь примерно отследить верность или неверность данной гипотезы.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ

1.1 Дефиниция семьи

В реалиях XXI века еще острее стоят вопросы по поводу того, как нам обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни. Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни. Лучше всего это выразил С. Л. Рубинштейн: «Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений к другим людям, составляет ядро подлинной психологии». Несмотря на то, что изучению неблагополучных семей посвящено гораздо более статей и книг, нежели чем изучению благополучных семей, все же существует ряд авторов, которые пытаются охарактеризовать это понятие. Р.Я. Райгородский в своей хрестоматии «Психология семейных отношений» дает в первую очередь определение семьи, как социального компонента «Семьей называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию» Но также автор поясняет, что « Создать семью - это означает не только найти человека и поставить соответствующий штампик в паспорт. Создать семью - это значит построить отношения любви, взаимопонимания, поддержки» Р.Я.Райгородский «Психология семейных отношений». Режим ввода http://psymania.info/femil/raigorod/sem.php

Л.Б. Шнейдер в «Психологии семейных отношений» определяет их следующим образом "Семейные отношения -- это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания"  Режим ввода http://psychlib.ru/mgppu/SPs/SPs-001.HTM] Психологи и ученые в наше время начинают осознавать, что семейные отношения - нечто большее, чем просто совокупность социальных действий. Андреева Т.В. в пособии «Семейная психология» говорит именно об этом «Знание психологических особенностей, присущих представителям разного пола, необходимо для построения нормальных семейных отношений». 3Андреева Т. В.Семейная психология: Учеб. пособие. -- СПб.: Речь, 2004. -- 244 с.ISBN 5-9268-0237-7

Творческое наследие отечественных и зарубежных психологов в области семьи велико и разнообразно. Однако проблемы психологии семейных отношений рассматриваются лишь попутно. Целостное, систематическое изложение психологии семейных отношений не достаточно представлено. Подспудно даже существовало пренебрежение к данной отрасли науки -- как не самостоятельной и не перспективной. Это объяснялось тем, что экспериментальные методы в изучении семьи трудно применимы, личный опыт не убедителен, опросные методы не достоверны. Психологическая мысль ориентировалась на фундаментальную науку, изучающую личность, деятельность, закономерности психического развития. В нашей стране проблемы семьи привлекают внимание специалистов в первую очередь в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, в связи с проблемами семейного воспитания.

Последние годы в практической психологии развивается семейное консультирование по проблемам супружеской жизни и коррекции детско-родительских отношений.

Семья - это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Режим ввода http://psylist.net/family/00001.htm

Для ребёнка семья -- это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития. Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура о...

Другие файлы:

Исследование сиблингов и их межличностных взаимоотношений в семье
Подходы к описанию особенностей развития детей в связи с их положением в семье. Конкуренция и конфликтность между сиблингами. Особенности межличностны...

Изучение межличностных отношений старших подростков
Теоретическое изучение межличностных отношений в зарубежной и отечественной литературе. Психологические особенности детей старшего подросткового возра...

Особенности социально-психологических качеств и сферы межличностных отношений младших школьников из неполной семьи
Психологические особенности младшего школьного возраста. Влияние семьи на развитие ребенка. Психологические опасности, подстерегающие одинокую мать. Э...

Построение межличностных отношений в юношеском возрасте
Личность в юношеском возрасте. Психологические особенности юношеского возраста. Построение межличностных отношений в юношеском возрасте. Межличностные...

Психологические проблемы в межличностных отношениях у женщин с проблемами избыточного веса
Задачи и выбор методики психодиагностики межличностных отношений. Диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Особенности...