Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Психология

Особенности социально-психологических качеств и сферы межличностных отношений младших школьников из неполной семьи

Тип: дипломная работа
Категория: Психология
Скачать
Купить
Психологические особенности младшего школьного возраста. Влияние семьи на развитие ребенка. Психологические опасности, подстерегающие одинокую мать. Экспериментальное исследование сферы межличностных отношений младших школьников из неполных семей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Особенности социально-психологических качеств и сферы межличностных отношений младших школьников из неполной семьи

Введение

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от 1 к 3 классу.

Характер в младшем школьном возрасте только складывается. Характерологические проявления младших школьников могут отличаться противоречивостью и неустойчивостью.

Индивидуальное развитие человека осуществляется в процессе установления прямых многообразных и косвенных, непосредственных и опосредованных, осознаваемых и неосознаваемых отношений с окружающей социальной средой, в процессе социального общения, реализующего и формирующего эти отношения.

Из всей совокупности отношений человека к окружающему можно выделить отношения человека к другим людям, одним из видов которого являются личные отношения. Для обозначения отношений между людьми нередко используется понятие «взаимоотношения».

Фундамент личности ребенка закладывается в семье.

Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, а в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям, однако дети из неполной семьи вероятно опыта не получают так как взаимоотношений между родителями они не видят.

Изучением влияния семьи на ребенка занимались: К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптеров, А.С. Макаренко; психологи - А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппезейтер, А.Б. Добрович, С.В. Ковалев, В. Леви, А.Г. Шменев, Миллер и др.; зарубежные исследователи - А. Адлер; Р. Берне, Э. Эриксон, Э. Бэндлер, Д. Гриндер, В. Сатир, Р. Скиннер, Р. Хаментаускас.

К сожалению, нам не встретилось литературы, которая содержала бы информацию о том, как влияет неполная семья на формирование взаимоотношения ребенка с ближайшим его окружением, также мало внимания неполной семье, которая имеет специфику и отличается от полной семьи. Актуальность несомненна.

Цель: выявить особенности социально - психологических качеств и сферы межличностных отношений младших школьников из неполных семей.

Предмет:

1. Социально-психологические качества младших школьников.

2. Межличностные отношения младших школьников.

Объект:

1. Младшие школьники из неполных семей (количество 30 человек).

2. Младшие школьники из полных семей (количество человек 45 человек).

Гипотеза:

У детей из неполной семьи более позитивное отношение к матери, бабушке, дедушке. У детей из полной семьи более позитивное отношение к родителям, братьям, сестрам, друзьям и учителям.

У детей из неполной семьи будут более выражены такие качества как любознательность, агрессивность, лидерство в группе, стремлению к уединению. У детей из полной семьи будут более выражены качества: общительность, конфликтность.

Дети из неполных семей будут иметь более низкий статус в коллективе сверстников, в отличие от детей из полных семей.

Задачи:

Изучить проблему социально - психологических качеств и межличностных отношений в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Изучить социально - психологические качества младших школьников из неполных семей и полных семей.

Проанализировать межличностные отношения младших школьников из неполных семей и полных семей.

Сравнить социально - психологические качества и межличностные отношения младших школьников из неполных семей и полных семей.

Методы и методики:

Беседа.

Наблюдение.

Блок диагностических методик:

А) методика Рене Жиля

Б) «Социометрия»

В) Метод матстатистики критерий Стьюдента (программа «Биостат»).

Глава 1. Особенности социально-психологических качеств и сферы межличностных отношений младших школьников из неполной семьи

1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста

Возраст от 6 до 11 лет чрезвычайно важен для психологического и социального развития. В-первых, кардинально изменяются, социальный статус - ребенок становится школьником, что приводит к перестройки всей его системы жизненных отношений. У него появляются новые обязанности, которые определяются теперь не только взрослыми, но и окружающими сверстниками.

Если в предшествующие периоды возрастного развития основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность, в процессе которой ребенок получает и перерабатывает огромные объемы информации.

Во-вторых, существенные изменения происходят в психической сфере. У ребенка происходит формирование абстрактно-логического мышления - особый вид мыслительного процесса, который заключается в использование понятий логических конструкций.

Под влиянием новой деятельности изменяется характер функционирование памяти. Основным видом памяти у ребенка становится произвольная память, и вместе с этим изменяется структура мнемических процессов - совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминание, воспроизведение, забывание.[1]

Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Внимание относительно длительное и устойчиво, и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, лепкой, конструированием. Память ребенка достаточно развита - легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита. Словарь семилетнего ребенка достаточно богат, с довольно высоким удельным весом отвлеченных понятий. Ребенок может в достаточно широких пределах понимать услышанное, связано излагать свои мысли, способен к элементарным операциям - сравнению, обобщению, пробует делать вывод. Формируются элементарные личностные проявления: дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их, делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости, им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности.

Анатомо-физиологические особенности младшего школьника, как правильно отметил Н.Д. Левитов, ни в каком другом школьном возрасте учебная деятельность не стоит в такой тесной связи с состоянием здоровья и физическим развитием, как в младшем.[2]. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К семи годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Возрастает функциональное значение второй сигнальной системы. У детей 7 - 10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей.

В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребенка. Возрастная физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остается характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 25 - 30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продленного дня. Все это необходимо специально учитывать, имея в виду и уже упоминавшуюся повышенную эмоциональную возбудимость.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняются социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста. Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребенка (Л.С. Выготский). [3]. Ж.Пиаже, характеризуя данный период развития ребенка, называет его стадией конкретных операций с предметами. По его мнению, это время является третьей стадией развития мышления.

Главной особенностью данного периода является то, что умственные операции, совершаемые ребенком, становятся теперь обратимыми. Если ранее процесс интеллектуального развития ребенка характеризовался тем, что внешние действия выполняемые им, постепенно трансформировались во внутренние, то теперь ребенок в состоянии перенести действия, выполняемые в когнитивной сфере, во внешнюю, то есть предметную, сферу своей деятельности. Между семью и двенадцатью годами дети осваивают различные понятия сохранения и начинают...
Другие файлы:

Социально-психологические качества и сферы межличностных отношений младших школьников
Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств и сферы межличностных отношений младших школьников. Психологические и анатомо-физио...

Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте
Характеристика межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Особенности развития межличностных отношений младших школьников со сверстник...

Гендерные представления младших школьников из неполных семей
Характеристика семьи как института социализации. Особенности личностного развития младшего школьника из неполной семьи. Анализ проблемы полоролевой ид...

Особенности воспитания младших школьников в неполных семьях
Определение неполной семьи, причины возникновения. Благоприятные и неблагоприятные условия развития личности младшего школьника в неполной семье (посл...

Изучение психологических особенностей подростков из полной и неполной материнской семьи
Понятие неполной семьи. Классификация неполной семьи. Основные факторы, влияющие на возникновение неполных семей. Влияние неполной материнской семьи н...